Деловая игра для педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников "Педагогическое путешествие"
Деловая игра для педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников "Педагогическое путешествие"
Деловая игра с целью стимулирование познавательной активности педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников "Педагогическое путешествие"»
Деловая игра
«Педагогическое путешествие»
Воспитатели: Шапалина Е.Н.
Герасенко З.С.
Цель: стимулирование познавательной активности педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта» (А. В. Мудрик). Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности названного процесса.
Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др., образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка.
Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его достоинствами:
умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенкав детском саду зависит от «главного взрослого». Поэтому на воспитателяложится основная ответственность за построение того типа общения, которое
будет благоприятно для его развития. При педагогической оценке коммуникативного развития ребенка педагогу необходимо обращать внимание на:
1) Самого ребенка или группу детей в процессе общения (состояниеребенка (группы) в ситуации общения, те средства, которые используютсядетьми при осуществлении коммуникации, положение ребенка в группесверстников).
2) Собственное поведение в ситуации общения (в какой степени припостроении коммуникации педагог учитывал общие закономерностиразвития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребенка, егосостояние; какие при этом использовались; как в процессе общенияпроявились состояние педагога, настроение и т.п.)
Климат в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми.
Воспитатель, компетентный в общении, сможет установитьблагоприятную атмосферу в группе, которая поможет детскому коллективупочувствовать себя свободно, комфортно и педагоги должны помнить об ответственности за состояние работы по социально-коммуникативному развитию.
Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по социально-нравственному развитию детей. Поэтому основной единицей измерения опыта педагога будет «Монета» (круглая фишка, которую вы будете получать при верном выполнении заданий.
Для начала, чтобы включиться в работу, я предлагаю вам поиграть в игру. «Продолжи предложение»
– Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит».
Я радуюсь, когда ... Я обижаюсь, когда ... Я злюсь, когда ... Мне весело, когда ...
Я люблю, когда…
Мне не нравится, когда ... Я грущу, когда ... Я страдаю, когда ... Я плачу, когда ...
Предлагаю воспитателям разделиться на 2 команды
1 остановка нашего путешествия - разминка «Мозговой штурм»
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?(семье).
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
( Конституция ДНР, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
-В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, …)
-Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?
-социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
-ребенок в семье и сообществе,патриотическое воспитание;
-Проблемные ситуации -Поисково – творческие задания -Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры; -Познавательные беседы,просмотр видеофильмов; -Театрализованные постановки, музыкальные досуги, развлечения -Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты и др.
-Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите примеры из практики.
(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях)
Наряду с семьей роль воспитателя в процессе социализации ребенка трудно оценить.Одну и туже фразу можно преподнести ребенку по-разному и от этого зависит, как он воспримет информацию, замечание, указание и поймет важность сказанного воспитателем.
Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».
Попробуйте изменить фразы(2 командам по очереди) — «Надо быть аккуратной девочкой». — «Нельзя обижать девочек».
3.Следующаяостановка - решение проблемных ситуаций.
«Воспитатель детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
4. Задание для каждой команды-назвать компоненты детской субкультуры.
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, выступает детская субкультура. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня.
-Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, заклички и др.)
-Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы и др.)
-Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и т.д.)
За каждый правильный ответ команда получает «монетку».
5.Остановка “Поиграй-ка”
Игра “Паровозик”
Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Последний с открытыми глазами в течение 5 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча.
Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения. Это упражнение позволяет “разогреть” группу для дальнейшей работы.
6. Задание для педагогов «Методическая копилка»
Основные задачи работы дошкольного учреждения по социализации подрастающего поколения: (распечатать для доски)
1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира
2) развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления
3) расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности
4) формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем
5) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств
Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (круги, на которых написаны формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет монету себе.
Варианты форм:
• Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» во 2 младшей группе (1,3)
• Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)
• Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)
• Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)
• Экскурсия на фабрику «» для подготовительной группы (3,5)
• Создание групповой коллекции «Календарики» в средней группе (1,3)
• Выпуск новогодней газеты для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)
• Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)
7.-А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру
« Пантомима и жесты»
Задание.Участник выбирает перевёрнутую карточку, на которой написаны или крылатые выражения, или пословицы и т.д. Он должен изобразить смысл прочитанного с помощью жестов, движений ( без звуков)так, чтобы все догадалась и произнесли это выражение.
Выражения:
А Васька слушает да ест
Бросить камень в чужой огород
Быть под каблуком
Вертеться как белка в колесе
Водить за нос
Зарубить себе на носу
Вот где собака зарыта
Выносить сор из избы
Медведь на ухо наступил
Держать камень за пазухой
Держи карман шире
Дым коромыслом
Как с гуся вода
Лаптем щи хлебать
На воре шапка горит
Первый блин комом
Пускать пыль в глаза
8.Последняя остановка нашего путешествия –составление синквейна.
Для резюмирования информации и представлении ее в нескольких словах мы воспользуемся синквейном - приемом, позволяющим изложить теоретический материал на определенную тему в виде специфического стихотворения (без рифмы), состоящее из пяти строк.(слайд)
Порядок написания синквейна:
Первая строка - Кто? Что? Существительное - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - ^ Какой? Какая? Два прилагательных, характеризующих понятие. Третья строка - Что делает? три глагола, показывающие действия понятия. Четвертая строка - короткое предложение из четырех слов, в котором автор высказывает свое отношение к понятию.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Разделиться на две подгруппы: первая получает слово – игра, вторая – личность.
5. Рефлексия, подведение итогов.
По окончании семинара обсудить следующие вопросы:
Кому было комфортно на протяжении всего семинара?
У кого возникали трудности, в чем именно?
Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
Цель: стимулирование познавательной активности педагогов дополнительного образования по вопросу социально-личностного развития воспитанников, повышение компетентности педагогов по данному направлению
Целеполагание
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта» (А.В.Мудрик). Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности названного процесса.
Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по социально-нравственному развитию детей.
Сейчас мы с вами будем работать в условиях сотрудничества. Для того чтобы начать работу, послушайте притчу.
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но всевеселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
Обязательное участие в обсуждениях каждого на протяжении всего семинара.
Откровенность и доброжелательность в общении.
«Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
4. Основные направления работы по социализации детей.
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, выступает детская субкультура. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня. В содержании детской субкультуры разные авторы (В.В.Абраменкова, Т.И.Алиева, В.Т.Кудрявцев, М.В.Осорина и др.) выделяют различные компоненты. Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:
Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, заклички и др.)
Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы и др.)
Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношения со сверстниками (знаки собственности, мены, «мирилки», «дразнилки», «считалки»)
Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и т.д.)
Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности
Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.
Как вы думаете, каковы основные задачи работы учреждений дополнительного образования по социализации подрастающего поколения?
Задачи:
осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира;
развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;
расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности;
формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем;
осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств.
5. Рефлексия, подведение итогов.
По окончании семинара обсудить следующие вопросы:
Кому было комфортно на протяжении всего семинара?
У кого возникали трудности, в чем именно?
Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
Для того чтобы увидеть и оценить совместно проведенную деятельность я прошу вас заполнить листок обратной связи.
Чтобы не уйти с методического семинара с пустыми руками, я хотела бы вам раздать методические рекомендации по управлению успехом на уроке, потому как в первую очередь успешная социализация ребенка зависит от педагогической компетентности учителя. Воспитаннику необходимо быть в ситуации успеха, быть важным для вас и для своих сверстников. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.
«Социализация ребенка в условиях современного общества»
Цель: стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению.
Участники: заведующие детских садов, методисты, воспитатели всех категорий.
Ведущая:
Критерии:
•соблюдение регламента игры на всех этапах;
•содержание идей, предложений, инноваций;
•наиболее яркое выступление (практическое задание);
•умение вести дискуссию отвечать на вопросы.
Методы:
-неимитационные (дискуссия);
-игровые методы (игровое проектирование);
-неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции,,
решение ситуативных задач, мозговой штурм).
Правила игры:
Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.
Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать, сбивать с мысли, задавать вопросы).
Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам неверной.
Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.
Реквизиты: «монетки»,
Информационный банк: статьи из журналов «Управление ДОУ», книги, брошюры);
Ход игры
Ведущий:Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по социально-нравственному развитию детей. Поэтому основной единицей измерения опыта педагога будет «Монета» (круглая фишка), которую вы будете получать при верном выполнении заданий.
4.«Много ли значит интонация в общении»
Вы, наверное, помните выражение, что часто бывает важным не то что сказано, а то, как сказано. То есть надо уметь владеть интонацией. Сейчас мы поупражняемся в этом, и вы проверите, насколько развито у вас это умение. Каждый получает карточку, на которой написано выражение и наименование интонации, с которой надо будет его сказать:
- ласково
- с угрозой
- с завистью
- ехидно
- радостно
- заискивающе
- громко
- тихо
После небольшой паузы выходят и произносят фразу с заданной интонацией, о которой в зале не знает никто. Задача всех остальных – услышать и назвать произнесенную интонацию. Если большинство правильно уловило интонацию, то задание зачитывается.
Игроки получают ещё по одной карточке с общим для всех выражением и заданием произнести его:
- как сказку
- как весёлую историю
- как рекламу или агитацию
- как секрет
- как страшную историю
- как приговор.
«Сиамские близнецы»
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Описание игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто с права, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть “сиамские близнец”. И этому “сиамскому близнецу” надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).
Правила игры: участники делятся на пары.
1.Участники в паре становятся плечом к плечу и обнимают друг – друга ближайшей рукой за плечо соседа.
2.Ведущий дает задание, которые пара (сиамские близнецы) должна выполнить.
3.Игра может длиться сколько угодно по желанию участников.
Педагогические ситуации
Важное место в социализации дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их только через детей. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаем вам проиграть ситуации, часто встречающиеся в повседневной практике.
(Даны педагогические ситуации.Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)
1-я ситуация.
Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация.
Для детей организуется выездная экскурсия в музей, города Саратова. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?
3-я ситуация.
Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?
Рефлексия, подведение итогов.
По окончании игры обсудить следующие вопросы:
• Кому было комфортно на протяжении всей игры?
• У кого возникали трудности, в чем именно?
• Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
Затем можно подсчитать набранные монетки – баллы. Таким образом, у педагогов формируется «методическая копилка».
У кого-то больше, у кого-то меньше, но ни с чем не сравнить богатство общения и накопления педагогического опыта.
3. Педагогические ситуации
Важное место в социализации дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их только через детей. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаем вам проиграть ситуации, часто встречающиеся в повседневной практике.
(Даны педагогические ситуации.Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)
1-я ситуация.
Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация.
Для детей организуется выездная экскурсия в музей-заповедник «Ростовский Кремль». Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?
3-я ситуация.
Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением архитектуры города Ростова. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?
Решение педагогических ситуаций:
Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и “выдает” сыну причитающуюся порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери. Соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение.
“Нельзя, Коля, нельзя, – строго говорит мама, когда рука мальчика тянется к вазе или горячему чайнику. – Можно только посмотреть, а трогать нельзя”. Малыш тянет за край салфетки, стараясь подняться на носочки: что там на столе? Мама поднимает сына и сразу же перед Колиным взором предстает стол, накрытый к обеду. Здесь знакомые ему предметы, он их уже не раз видел, значит, не очень интересно. С каждым днем количество незнакомых предметов уменьшается, зато ребенок приобретает опыт: он уже понимает, что такое “нельзя”, что такое “можно”. В чем, по вашему мнению, воспитательный смысл слова “нельзя”. Когда следует знакомить ребенка с этим понятием? Как сказывается на воспитание ребенка то, что его своевременно не приучили понимать слово “нельзя”?
Придя из детского сада, Вадик сказал, что воспитатель дала задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку. Перед сном мальчик придумал такую сказку: “Жила-была тучка, в ней было много капелек, одна не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю капелька превратилась в легкую, красивую снежинку. Она кружилась, кружилась, не зная куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом дунул, и снежинка снова превратилась в капельку”. Воспитатель не оценила рассказ, сказала, что это не сказка, а так бывает в жизни. Какие чувства испытал ребенок, услышав слова воспитателя? Прав ли воспитатель в своей оценке?