Просмотр содержимого документа
«День Народного единства»
Звуки «С» «Сь». Буква «С».
«День Народного единства.»
Цель: Создать условия для активизацияи и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия». Познакомить детей с механизмом образования звуков «С», «СЬ».
Коррекционно-образовательные. ;совершенствование навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи. Закреплять умение выделять звуки из слов. Сравнить артикуляцию звука «С» с артикуляцией гласных звуков «А», «О», «У». Научить подбирать существительные к глаголам. Учить образовывать глаголы прошедшего времени. Продолжать знакомить с термином «согласный» звук. Учить условно обозначать согласные звуки (твердые глухие - фишкой синего цвета, мягкие глухие - фишкой зеленого цвета ).
Коррекционно-развивающие Упражнять детей в делении слов на слоги.Продолжать учить детей выделять звуки «С», «СЬ» в начале, середине, конце слова. Закреплять умение проводить звукобуквенный анализ слов. Расширять, активизировать словарь по теме. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Коррекционно-воспитательные. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Предварительная работа:
- чтение произведений: В. Степанов "Моя Родина Россия", пособие Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина"; Е.К. Ривина "Герб и флаг России",Е. Л. Ерохина "Государственные символы России"; Н.Сладков "Лесные сказки", М. Пришвин "Ребята и утята", Е. Чарушин "Про Никиту", В. Бианки "Рассказы".
- разучивание стихов о Родине: Е. Шкловский "День Родины моей", М. Исаковский "Родное"; о природе: С. Есенин "Береза".
- прослушивание гимна России, песни "С чего начинается Родина", "Песня о родном крае".
- рассматривание иллюстраций книг, атласов, картинок, открыток.
демонстрационный материал: Российская геральдика и государственные праздники.
Оборудование: Гномик, картина «кремль», картинки самовар, самолет, самосвал, самокат, звуковички для согласных глухих звуков, пеналы, разрезные азбуки, демонстрационный материал буква «С», «волшебная нить», зеркала.
- Правильно это глобус, найдем нашу родину на глобусе. Посмотрите, какая она большая.
- Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Б) Давайте поиграем в игру «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.
В Италии живут –
В Англии –
В Испании –
В Америке –
Во Франции –
В Германии –
В Китае –
В Грузии –
Молодцы, как много стран и их жителей мы назвали.
-А теперь ответьте на такой вопрос. Какие 3 отличительных символа есть у любой страны, в том числе и у России ( гимн, герб, флаг).
В) Физкультминутка.
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)
Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. ( вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! ( приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, ( ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. ( приседание)
II. А) Загадка: Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар)
Самовар – сам варит; самолет – сам летит; самосвал – сам сваливает,
Самокат – сам катится.
- Какой звук слышится в названии этих предметов в начале слова? (звук С)
Б) - Произнесите звук «С». При произнесении звука «С» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду)
- Какую преграду встречает воздух? (Мешает язык – спинка языка поднимается )
-Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то этот звук называется согласным.
В) Артикуляция звука «С»
- губы растягиваются в улыбку, видны зубы;
- кончик языка спрятался за зубы;
Характеристика звука «С»
- Звук «С» - согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук глухой. Положите руку на горлышко и произнесите звук «С», голосок спит. Звук «С» согласный, твердый, глухой мы будем обозначать его фишкой синего цвета.
- Звук «С» может слышаться мягко – сено, василек, сережки.