Здравствуйте ребята! Сегодня у нас особенный праздник- праздник русского языка. Наше сегодняшнее мероприятие пройдет в духе соревнования. Ваша группа уже поделилась на две команды. Скажите, какое название вы придумали для своих команд.
Каждому народу дорог свой язык. А на каком языке мы с вами разговариваем? (на русском). Русский язык один из богатейших языков мира. Каждая страна имеет свой алфавит. Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Давайте вспомним наш алфавит.
Каждая команда по очереди называет
буквы алфавита (по цепочке)
Ведущая
У ваших команд было домашнее задание - подготовить стихи, в которых часто встречается та или иная буква алфавита. Следующим заданием будет рассказать стих и показать соответствующую ему букву.
Бегемот разинул рот: Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону Вызвать волка к телефону.
Гриб растёт среди дорожки, — Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.
Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.
Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут, Люди вёслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашел, — Мало мёду, много пчел.
Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом!
Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот — Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон — Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, — То-то теплое местечко!
Ученик учил уроки — У него в чернилах щёки.
Флот плывёт к родной земле. Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорёк, Хищный маленький зверёк.
Цапля, важная, носатая, Целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несёшь, как мяч!
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Ведущая
Также мы используем русские буквы для написания слов. Скажите,
ребята, а чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.)
Какие вы знаете гласные звуки? Я хочу с вами поиграть в игру «Назови гласный звук». Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок в назывании гласных звуков.
Проводится игра «Найди гласный звук»
Игра с мячом. Ведущая называет слово с одним и двумя гласными звуками, а дети определяют гласные звуки. Слова: Мак, бок, винт, лук, рот, сыр, мир, куст, рис, дом, суп, сэр, мыло, кумыс, утка, лужа, мука, рыба, липа, птицы, вода, труба
Ведущая
Значит, какие бывают звуки? (согласные и гласные) А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие)
Ребята, у вас на столах лежат кружочки, давайте поиграем с ними в игру.
Проводится игра «Определи звук»
Я буду говорить звуки, если услышите гласный звук, то поднимите красный кружочек, если твердый согласный – синий, мягкий согласный –зеленый.
Ведущая
А сейчас мы поиграем в игру «Составь слово».
Проводится игра «Составь слово»
У каждой команды на столах лежат буквы. Из них необходимо составить слово, можно и несколько слов ( Дети выстраиваются в слова, держа в руках буквы.)
Ведущая
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению. Закончите стихи, которые я буду читать. Поиграем с вами в игру «Наоборот».
Проводится игра «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Заяц летом серый, а зимой -…(белый)
Силач сильный, а малыш - …(слабый)
Таблетка горькая, а шоколадка -…(сладкая)
Персик сладкий, а лимон -…(кислый)
Лужа мелкая, а река -…(глубокая)
Кипяток горячий, а лед -…(холодный)
Волк летом сытый , а зимой -..(голодный)
Шарик легкий , а гиря -…(тяжелая)
Волшебница добрая, а колдунья -… (злая)
Зимой погода холодная, а летом -… (теплая)
А есть еще «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Отгадайте, как можно по-другому назвать эти слова:
Команда, которая знает ответ, должна поднять флажок. Без флажка ответы не принимаются.
Бегемот - ( гиппопотамом)
Дворец - (замком)
Лошадь - (кобылой)
Самолет -( аэроплан)
Камень - (булыжник)
Гора - (скала)
Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат одинаково, а обозначают разное. Например, ключ. Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет.
Какая команда назовет мне такое слово?
А сейчас я загадаю загадки вам, а вы их отгадаете. Та команда, которая знает ответ, должна поднять флажок.
Буквы значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит
И называется…. (алфавит)
Черные птички
На каждой страничке
Молчат ожидают
Кто их прочитает (буквы)
Всегда в работе, Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим (Язык)
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Вы должны будете закончить мою чистоговорку.
Проводится игра «Подскажи словечко»
Ра –ра –ра - дым поднялся от ( костра).
Ра –ра –ра – у сластен в зубах (дыра)
Ро –ро –ро - у Мальвины друг (Пьеро)
Ру –ру –ру – скачет с сумкой (кенгуру)
Ри-ри-ри –горят ночью (фонари)
Рю-рю-рю –суп я рисов (сварю)
Рю-рю-рю – сирень я маме (подарю)
Ла –ла –ла – есть у птицы два (крыла)
Лу –лу –лу - кто наказан, тот в (углу)
Ба –ба –ба – у верблюда два (горба)
Га –га –га – в ступе бабушка (Яга)
Ча –ча –ча – птицы нет черней (грача)
Чу –чу –чу – свет потух, возьми (свечу)
Щи –щи –щи - в дождь наденем мы ( плащи)
Ша –ша –ша - с ложки свесилась (лапша)
Жу –жу – жу – волк не страшен лишь( ежу)
Це -це –це – смерть кощеева в (яйце)
Ца- ца –ца – птица вывела (птенца).
Рю –рю –рю – я отлично (говорю).
Следующее задание. Каждой команде нужно составить рассказ по схеме.
Пример рассказа: «Это жираф. Он живёт в жарких странах. Жираф – большое животное. У него длинная шея и длинные ноги, на ногах раздвоенные копыта; головка маленькая, с двумя небольшими наростами в виде рожек, хвост тонкий, с кисточками на конце. Жираф питается молодыми листьями деревьев.
Ребята, а вы знаете какие – либо скороговорки? Скороговорки делают нашу речь выразительнее. Скороговорки нужно произносить не только быстро, но и четко, проговаривая слова и звуки.
Команды по очереди повторяют скороговорки
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу.
Я с ежом давно дружу…»
Собирала Маргаритка маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Я по камешкам пошел –
Шубу шелкову нашел.
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
Из соседнего колодца.
Целый день водица льется.
Трое трубачей трубят в трубы.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку грека цап.
Ведущая
Да, ребята, я убедилась, как хорошо вы знаете свой родной русский язык. И сегодня в наших соревнованиях победила дружба!