Просмотр содержимого документа
«Детская поэзия – одна из форм приобщения детей к чтению»
Детская поэзия – одна из форм приобщения детей к чтению
Л.Н. Шинкаренко
Маленькому ребёнку нужно читать стихи. Об этом говорят тысячелетний опыт народной педагогики и современные исследования педагогов и психологов, изучающих раннее детство. Заучивание стихов развивает память ребёнка, и это будет ему необходимо во взрослой жизни. Не говоря уже о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несут в себе хорошие стихи. И, самое главное, детская поэзия является одной из форм приобщения детей к чтению.
В результате многих лет работы с дошкольниками с различными нарушениями речи я сделала следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети с небольшим спектром речевых нарушений (общим недоразвитием речи и несформированным фонематическим слухом), то сейчас приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (дизартрия, заикание, алалия, различные нарушения голоса – ринофония, дисфония, тахилалия). Как следствие этого, ещё в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников. Выявленные факты побудили меня к поиску таких форм работы, которые помогли бы ребёнку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Поэтому мой выбор пал на приобщение детей к чтению путём знакомства с различными поэтическими текстами. Что меня привлекает в этой работе?
Во-первых, не каждый народ обладает таким изобилием и разнообразием поэтических имён, как наш. А русская детская поэзия – разве не важная часть национального богатства, истории и культуры? К великому сожалению, своими сокровищами мы пользуемся мало, обращаемся к ним редко, знаем их подчас хуже, чем они того заслуживают, а то и вовсе плохо.
Во-вторых, поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха, если мы решимся взглянуть на неё приземленно – например, с пользы зрения для предшкольной подготовки.
В-третьих, в предлагаемом виде деятельности представлен один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Эту форму работы с детьми я использую на протяжении нескольких лет. Предупреждая вопросы: «Зачем стихи? Ведь в жизни мы не говорим стихами?»,- я объясняю ребятам, что в жизни мы часто говорим стихами. Стихи звучат в играх и песнях, на торжествах и на различных праздниках. Только стихи порой могут передать наши впечатления и особые ощущения. Однако замечу, что чем лучше у человека развито воображение, тем чаще он обращается к поэзии. Тут же мне задаётся очередной вопрос: « А что такое воображение?».
«Подними голову и посмотри на небо, присмотрись к облакам. На что они похожи?». Вот тут разыгрывается фантазия… А теперь представьте себе картину, которую поэт нарисовал словами.
Туча – кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча – лошадь, туча – жук…
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идёт!» (Д. Лукич)
Только в стихах может превратиться «трава пахучая в ковёр», «на небесах летают тучи», «лентою широкой дорога лежит», здесь «котёнок в половицу, будто в зеркало глядится», а «солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоём».
Беседы о том, что такое интонация и логическое чтение, я провожу в промежутках между подгрупповыми, фронтальными и индивидуальными занятиями. Чаще всего, это предварительная работа перед конкурсами чтецов.
Предлагаю игру, в которую можно играть одному или группой. Нам понадобятся стихи разных поэтов. Задача – составить из разных стихотворных фраз единое стихотворение. Можно играть со стихами, сказками, баснями или песнями. Задача игроков – угадать стихотворения, из которых оно составлено. Например:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
- Погодите, медведь, не рычите,
Объясните, чего вы хотите.
- О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
Перед беседой я использую чтение соответствующей главы из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», затем мы долго обсуждаем вопрос «Почему из Незнайки поэт не получился?». Дети делают вывод: стихи надо читать с любовью, вкладывая в них свою душу. Чтобы понять и прочитать стихотворение, надо научиться видеть его.
Я заметила: чем чаще повторяешь стихотворение, размышляешь над ним, тем больше восхищаешься его образами, сравнениями, юмором. И тем сильнее самому хочется что-нибудь сочинить. Стать поэтом трудно, а вот писать «домашние стихи» могут многие. Это занятие доставляет людям не только удовольствие, но и пользу. Всё пригодится в дальнейшей школьной деятельности: и навык творчества, и радость от процесса созидательного труда.
Занимательные игры со стихами не только развлечение, они послужат и для развития памяти.
В следующей игре задача игроков – сочинить весёлое четверостишие на любую тему. Но необходимо помнить, что стихи непременно должны иметь смысл. Для игры лучше придумать неожиданные, смешные, пусть даже немного странные рифмы. Например: балкон – слон, крот – огород, обед – велосипед.
Я хочу предложить вашему вниманию отрывок стихотворения. Это совместная работа логопеда и детей, называется «Вот так вылечил»:
… «Да, на свете есть болезни
И, чтобы ты громко не кричал,
Для больного всего полезней
Срочно пригласить врача.
Он посмотрит твоё горлышко
И поставит градусник,
Он погладит твой животик,
Тебе станет радостно.
Если же твоим коленкам,
Пяточке и спинке,
Нужно серьёзное лечение,
То врач даст витаминку.
Но, если даже это
Ничем не помогло,
Тогда придётся всё же
Решиться на укол. »…
В следующей игре необходимо придумать стихи, которые состояли бы только из имён девочек или мальчиков или из других каких-нибудь названий. Например:
Ярослав, Валерий, Пётр и Вадим,
Всеволод, Владимир, Глеб и Константин.
Ни в коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным!
Поэтому ежегодно мы проводим конкурсы чтецов. Стержень таких конкурсов составляют тексты. Они объединены одним сюжетом и представляют собой маленькое представление, которое педагог разыгрывает вместе с детьми. Задача состоит не в том, чтобы дети обязательно запомнили все стихи, а в том, чтобы они их услышали. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» - вот главная задача педагога в этой форме работы.
Родители тоже не остаются в стороне. Они не только являются членами основного жюри конкурса, но и вместе с детьми пишут свои рассказы, стихотворения. А это особенно важно детям-логопатам в период автоматизации поставленных звуков и для развития и совершенствования фонематического слуха. «Слово на ладошке» - так мы назвали сборник совместных работ учителя-логопеда, родителей и воспитанников нашего ДОУ. В неё вошли такие разделы, как: «Логосказки», «Творческие рассказы детей», «Детская площадка».
Хочу заметить, что некоторые выпускники логопедических групп продолжили реализовывать свои писательские способности в компьютерном молодёжном клубе и у этих ребят есть свои собственные печатные издания.
Я считаю, что книга развивает в ребёнке самые лучшие качества: доброе отношение к жизни, желание изменить мир, ребёнок учится мечтать. Маленького человека лучше приучать к чтению только тем, что ему нравится, что ему ляжет на душу, и детская поэзия, несомненно, поможет справиться с этой проблемой.
Список используемой литературы
Августина Р. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей. – Москва, 2002г.
Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006г., с.434.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва, 1961г.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – Москва, 1997г.
Доронова Т.Н., Глушкова Л.В., Гризик Т.И. Вместе с семьёй. – Москва: Просвещение, 2005г.