Просмотр содержимого документа
«Детский информационно – познавательный проект «Новые деньги для игры»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад комбинированного вида
«Снегирёк» г. Белоярский»
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
детей старшего дошкольного возраста
"Я - исследователь" 2021 год
номинация «Наука об обществе (история, обществознание)»
Детский информационно – познавательный проект
детей старшей группы «В»
«Новые деньги для игры»
Руководитель: воспитатель
Шамина С.А.
2021 год
Проект «Новые деньги для игры»
Руководитель: воспитатель Шамина С.А.
Участники проекта: педагоги,родители ивоспитанники старшей «В» группы.
По количеству участников: коллективный.
По характеру поисковой деятельности: информационно – познавательныйТип проекта: наука и общество.
Длительность проекта: 2 месяца.
Актуальность проекта. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важной задачей современного образования.
Проблема педагога.Дети старшей группы владеют алгоритмом проведения проектной деятельности, но недостаточно сформированы навыки аналитической деятельности и классификационных умений. Организация проектной деятельности по теме «Новые деньги» будет способствовать развитию у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения, интеллектуально-творческого потенциала личности.
Проблема детей. У детей старшего дошкольного возраста началась реализация социоигры «Гоном – Эконом» с целью войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Для игры необходимо использовать «Игровые денежные единицы» которые как показала практика быстро приходят в негодность. Стала проблема в создании новых денег для игры, которые бы не рвались, не мялись, не ломались.
Цель проекта: развитие интеллектуального потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи проекта:
научить детей собирать необходимую информацию, анализировать, классифицировать и обобщать.
формировать представления, откуда произошли деньги, раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра», «банкнота», «пластиковая карта», закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
активизировать словарь детей.
познакомить воспитанников с понятиями «деньги», «монета»;
воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
родители станут активными участниками образовательного процесса;
создание совместного продукта вместе с детьми.
Продукт проекта: прочные деньги для игры.
Этапы работы над проектом
1этап. Подготовительный.Проблема детей
На 1 этапе подвели детей к проблеме: что они вступают в мир принятия самостоятельных решений, готовятся к обучению в школе; но не достаточно хорошо ориентируются в мире денег, а такие знания необходимы им в ближайшем будущем. Для этого в детском саду для них началась реализация социоигры «Гном – эконом». Для игры необходимо использовать «Игровые денежные единицы». Стала проблема в создании новых денег для игры, которые бы не рвались, не мялись, не ломались.
Дети стали проявлять интерес к проблеме. Отсюда встала цель в процессе сбора и анализа информации найти материал для ответов на все поставленные вопросы. Найти материал для новых денег. Таким образом, дети сами вовлекались в процесс при создании проблемных ситуаций.
2 этап. Создание копилки
Одной из задач было создание условий для организации воспитательно - образовательной среды, способствующей потребности в формировании у детей положительных отношений к исследованиям и изобретениям.
Разработали план деятельности:
- распределили обязанности;
- вместе с детьми и родителями собрали познавательную информацию о деньгах: деньги, книги, энциклопедии, принесли интересные факты из дома;
- в результате была собрана копилка: «Деньги разных стран», «Деньги прошлых лет», «Монеты», «Деньги России»;
- просмотр мультфильмов «Как появились деньги»; «Фиксики. Деньги».
Проведены следующие мероприятия:
- беседы и НОД «Какими бывают деньги?». Познакомились с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран;
- сюжетно- ролевая игра «Магазин «(игровая ситуация «Покупка продуктов») способствовать умению принимать на себя игровую роль, действовать согласно своей роли, вести ролевой диалог. Закрепить и активизировать в речи детей понятия «цена, рубль, монета, купюра, покупка»;
- рисование в нетрадиционной технике «Фроттаж» «Монета для Мухи- Цокотухи»;
- дидактическое упражнение «Размен денег». Закрепить умение разменивать крупную монету на несколько более мелких, счет монет с разным номиналом;
- создание альбома «История денег»; «Отличительные знаки настоящих денег»;
- книжки-самоделки «Экскурсия в супермаркет», «Экскурсия в банк»;
- фотоколлаж «Профессия моих родителей»;
- организовали выставку художественной литературы по теме проекта, детских работ «Мой вклад в бюджет семьи», «Кошелек»;
- оформили мини – музей «В мире денежных знаков»;
- провели викторину «О какой сказке идет речь?»;
- прочли сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», отрывок из сказки «Приключения Буратино», «Али – баба и сорок разбойников».
- составляли мини - рассказы «Мы ходили в магазин».
- играли в дидактические игры: «Разложи товар», «Купи другу подарок», «Дорого – дешево».
3 этап. Создание картотеки
Рассмотрев настоящие деньги и деньги с игры «Гнома-эконома» на «Морфологической таблице» развивали у детей умения систематизировать материал по нескольким параметрам, развивали аналитическое мышление, конструктивные умения, способности к моделированию и воображению.
На «Системном операторе» учились логическому, образному видению взаимосвязи денег в социуме, учились понимать роль денег в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства.
Методом «мозгового штурма» искали оригинальные идеи. Из большого количества предложенных детьми вариантов гласно выбирали оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логически развивая мысли, воспитанники изобретали и выдавали неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.
Создали развивающую среду в группе по проекту.
4 этап. Составление модели
Из полученной информации составили модель универсальной денежной купюры для социоигры:
5 этап. Создание продукта
Совместно с родителями, воспитателями и детьми изобретали материалы для создания прочных новых денег.
6 этап. Презентация проекта
Презентация проекта в онлайн режиме родителям и детям старшего дошкольного возраста.
7 этап проекта. Постановка новой проблемы.
Работая над проектом по финансовой грамотности решили узнать, что такое реклама и для чего она нужна.
Приложение 1
Презентация проекта детьми
Добрый день! Меня зовут Вероника, а это моя подруга Камилла мы из детского сада Снегирёк и ходим в старшую группу «В» Затейники.
В этом году в нашей группе началась игра «Гном – Эконом» в ходе, которой мы знакомимся с финансовой грамотностью. В этой игре есть свои денежные единицы «мудрики, вудрики, тудрики»:
«Вудрики» (Вундеркинд) – 4 единицы;
«Тудрики» (Талант) – 2 единицы;
«Мудрики» (мудрость) – 1 единица.
За участие в проектах, конкурсах, спортивных и интеллектуальных соревнованиях учреждения и города, выступлениях на концертах, театрализациях, литературных гостиных мы зарабатываем эти деньги. А также есть условия траты денег: в клубе спорт «лидер», можно посетить кинозал, кукольной театр или дискотеку.
Но у нас возникла проблема с деньгами, так как они из бумаги часто мнутся, рвутся, при попадании воды портятся. Светлана Александровна предложила решить эту проблему и создать такие деньги, которые бы не рвались, не мялись и не размокали.
Из игры «Гном-эконом» мы узнали много интересной информации о деньгах. На ленте времени рассмотрели историю возникновения денег. Узнали чем расплачивались люди в древности и какие деньги существуют в настоящее время, сделали вывод, что деньги менялись с учетом удобства для человека (хранить, перевозить, оплачивать, копить).
Рассмотрев настоящие деньги в морфотаблице по признакам сделали вывод, что деньги сделаны из специальной бумаги, монеты из разных металлов, прямоугольной формы, монеты - круглой формы, разного цвета, но у всех денег одна функция - расплачиваться за товары и услуги.
Рассмотрев деньги из игры «Гном-эконом» в морфотаблице по признакам сделали вывод, что «мудрики, вудрики, тудрики» сделаны из картона, прямоугольной формы, имеют отличительные особенности: разного цвета, разные буквы и цифры. Но у всех денег одна функция - расплачиваться за развлечения в рамках мероприятий игры «Гном-эконом».
Для игры мы решили сделать свои деньги, чтобы они были легкими, экологичными, безопасными, водостойкими, прочными и яркими. (модель)
На ленте времени мы разобрали все положительные и отрицательные стороны мудриков, вудриков, тудриков и стали изобретать каждый свой материал для идеального конечного результата.
У нас получились вот такие деньги. Для создания денег мы использовали разный материал: полимерная глина, 3 Д ручка, кожа, резина, пластмасс, клеенка, силикон, металл.
Сделали анализ материалам, из которых делали деньги, определили каждому изделию положительные и отрицательные стороны. Деньги из полимерной глины оказались тяжелыми и ломкими. Деньги из пластикового стержня 3Д ручки оказались очень яркими и красивыми, но хрупкими. Деньги из кожи оказались очень мягкими и мнущиеся. Резиновые деньги нам тоже не подошли, так как они были жесткими и имели неприятный запах резины. Деньги из клеенки были очень тонкие и склеивались между собой. Из силикона оказались очень тяжелыми и толстыми. У металлических купюр были острые края, о которые можно было пораниться и они не имели цвет.
Нашли для себя итоговый конечный вариант денег. Это деньги из тонкого пластика, который используется при изготовлений пластиковых конвертов.
И вот какие деньги для игры у нас получились: разные по форме, яркие, легкие, безопасные и прочные.
Работая над проектом, мы часто сталкивались с тем, что для продажи чего- либо нужна реклама, и нас заинтересовало: для чего она нужна, что такое реклама и какая она бывает, но это уже будет темой нашего нового проекта. Спасибо, мы готовы ответить на ваши вопросы!