Просмотр содержимого документа
«"Детское экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольников"»
"Детское экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольников".
Хахалева Нина Константиновна.
Попова Екатерина Рафаиловна.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 295 Красноармейского района Волгограда» - воспитатели.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все его органы чувств. Уже доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребенок ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, то есть участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности.
Важно создать благоприятные условия и творческую среду для детского экспериментирования. В нашей группе мы оборудовали экологический центр в соответствии возрасту и требованиям детей и требованиям Сан ПиНа. Там же мы организовали "Мини – лабораторию", в которой дети чувствуют себя учеными, исследователями, а педагоги являются равноправными партнерами, соучастниками деятельности, что позволяет детям проявлять собственную познавательную активность. Лаборатория оснащена материалом и специальным оборудованием, которые позволяют проводить долгосрочные наблюдения, экспериментирования.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приемы, как картосхемы, алгоритмы, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами.
Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников. Планирование включает в себя:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования,
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми,
- долгосрочные наблюдения – эксперименты.
Методы экспериментальной деятельности:
1. наглядные: наблюдения, распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений.
2. Практические: опытническая деятельность.
3.Словестные: рассказ педагога. Основная задача – создать у детей яркие и точные представления о событиях и явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение у детей.
Формы экспериментальной деятельности:
1.Совместная деятельность педагога и воспитанников.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3.Занятия (итоговая форма работы по исследовательской проблеме).
Так, в процессе детского экспериментирования, дети учатся:
1. Видеть и выделять проблему.
2. Принимать и ставить цели.
3. Фиксировать результат.
Детские проекты также включают основные элементы исследования:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиски и предложение возможных вариантов решения, сбор материалов, обобщение полученных данных, защита проекта.
Толчком к началу детского проектирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем – то проблема. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше. Поэтому проектно – исследовательская деятельность занимает большое место в системе работы в детском саду.
Дети по природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривают как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Реализация поставленных задач возможна лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Родителям предлагаются рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях, консультации, ширмы, папки – передвижки.
В заключении мне хотелось привести слова А. Сухомлинского "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвращаться к тому, что он узнал".