Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Детская любознательность не знает границ, и дети изливают её на нас бурным потоком вопросов буквально обо всём. и одним из способов направить этот поток в нужное русло является детское экспериментирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.»
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Батурина Юлия Владимировна
воспитатель МАДОУ №82 г. Томска
Дети дошкольного возраста – истинные исследователи, об этом говорит их стремление создавать проблемные ситуации и находить решения. Дети любознательны – они постоянно ищут новую информацию, которая прочнее усваивается, когда ребенок познаёт мир практическими методами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Одной из основных задач ФГОС является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Свои вопросы дошкольники задают взрослым сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Мы хотим видеть, чтобы наши воспитанники были любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе важно создать обширную предметно-развивающую среду и создать центры экспериментально-поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключена не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес ребёнка к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов.
Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Ребенок любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.