Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников
Воспитатели _____________________________________________________ Группа ____________________________
№ | Ф.И. (ребенка) | Задание №1 «Выбери верное предложение» | Задание №2 «Найди лишнее» | Задание №3 «Продолжи предложение» | Итог | Уровень |
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май |
1. | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | | | | |
5. | | | | | | | | | | | |
6. | | | | | | | | | | | |
7. | | | | | | | | | | | |
8. | | | | | | | | | | | |
9. | | | | | | | | | | | |
10. | | | | | | | | | | | |
11. | | | | | | | | | | | |
12. | | | | | | | | | | | |
13. | | | | | | | | | | | |
14. | | | | | | | | | | | |
15. | | | | | | | | | | | |
16. | | | | | | | | | | | |
17. | | | | | | | | | | | |
18. | | | | | | | | | | | |
19. | | | | | | | | | | | |
20. | | | | | | | | | | | |
21. | | | | | | | | | | | |
22. | | | | | | | | | | | |
23. | | | | | | | | | | | |
24. | | | | | | | | | | | |
В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.
Высокий. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний: Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Их знания характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку.
Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.
Низкий: Дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не могут установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не используют финансово экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников (слайд 1.)
Задание 1 «Выбери верное предложение». (слайд 2, 3)
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.
Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
1 балл – правильно 0 - 2 ответа
2 балла – правильно 3 - 4 ответа
3 балла – правильно 5 ответов
Задание 2 «Найди лишнее». (слайд 4 - 9)
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);
- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»
1 балл – 0 - 2 карточки отобраны правильно
2 балла – 3 - 4 карточек отобраны правильно
3 балла – 5 - 6 карточек отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение». (слайд 10,11)
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
Любой труд приносит…(пользу, деньги)
Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра)
Доходы семьи можно увеличить, если….( кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).
Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
Здание, где хранятся и накапливаются деньги называется… (банк).
Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).
1 балл – правильно 0 - 3 ответа
2 балла – правильно 4 - 5ответов
3 балла – правильно 6 -7 ответов
После проведения диагностики необходимо подсчитать общее количество баллов, в соответствии с которым определяется уровень развития финансово – экономических знаний у дошкольников.
Уровни:
Низкий уровень - от 3 до 4 баллов
Средний уровень - от 5 до 7 баллов
Высокий уровень - от 8 до 9 баллов