Просмотр содержимого документа
«"Дидактическая игра как средство воспитания любви к природе родного края у детей дошкольного возраста"»
«Дидактическая игра как средство воспитания любви
к природе родного края ».
Воспитатель: Казакова Т.В., МДОУ «Детский сад №44»
Дошкольный период детства - наилучший период воспитания у детей любви к Родине, к родному краю. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего развития и становления личности юного гражданина. Именно с воспитания любви к природе родного края необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с момента его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о родном крае, о традициях и истории своего народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Исходя из психологических особенностей детей дошкольного возраста – игра является основной формой организации их жизни, поэтому педагог должен отдавать свое предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться.
Особое место занимает дидактическая игра . Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку, а положительные эмоции, вызванные игрой облегчают процесс познания.
Существует следующая классификация видов дидактических игр: предметные; настольно-печатные; словесные, творческие.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Парные картинки», «Найди пару»). Данный вид игр позволяет систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы родного края. Настольно-печатные игры можно использовать в работе с небольшой подгруппой детей, эффективны они и при организации индивидуальной работы.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию. Словесно-дидактическими играми можно скрасить досуг или прогулку в дождь. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Примерами являются игры: « Отгадай, кто живет в водоемах нашего края?», «Найди, о ком расскажу», «Что растет в нашем лесу?», «Загадай, а мы отгадаем» и пр.
Творческие игры - это игры, требующие выполнения творческого задания. Например, игра «Прилетели птицы!», в которой возможно предложить нарисовать или вылепить птичек, обитающих в родном крае, тем самым закрепить знания детей о птицах родного края.
Таким образом, игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Именно при таких условиях можно воспитывать любовь к родному краю.
Воспитание любви к природе родного края – ключ к развитию человечности в ребенке.
Библиографический список
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф.Губанова - М.: Мозаика – Синтез, 2006-2010
Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет/ Т.М.Бондаренко – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г.Н.Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2008. - №2. С.19 – 24