Актуальность: Развитие ребенка 3 - 5 лет закладывает мощный и надежный фундамент, который поможет ребёнку в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе и в повседневной жизни. В основу обучения детей дошкольного возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать ,различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта .Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность данной игры заключается в том, что она создаётся в обучающих целях. Благодаря её использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическое пособие представляет собой универсальную многофункциональную модель, ее легко можно использовать в разных видах деятельности.Вы можете по своему усмотрению и потребности менять содержимое Волшебного домика, всё зависит от того, какое занятие вам предстоит провести! Данную игру можно использовать как игру в домик, как лэпбук и как планшет.
Цель: развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через систему игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные:
Формировать и углублять знания детей о цвете, форме, величине, счете.
Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
Расширять, уточнять и обогащать словарь детей.
Развивающие:
Развивать тонкую моторику пальцев, совершенствовать движения кистей рук; развивать подражания движениям рук; совершенствовать зрительно-двигательную координацию, ориентировку в микропространстве; развивать внимание и наблюдательность.
Развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться, познавать.
1.Игра «Расскажи про домик»/ «Өй турында сөйлә» уены
Цель: развивать связную речь.
Материал: домик из ткани.
Правила игры: педагог предлагает поиграть с домиком. Сначала вместе с детьми рассматривают его. Потом педагог задаёт наводящие вопросы. Дети описывают дом и играют с ним.
2.Игра «Сложи книжку»/ «Китапны җый» уены
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Материал: дом из четырех стен с застёжками, крыша.
Правила игры:педагог предлагает детям сложить части домика как книжку, дать названия своей книжке, рассказать о чем она.
Материал: семья и животные из фетра для пальчиков.
Правила игры: ребенок надевает на пальцы персонажи и совершает с ним игровые действия.
4.Игра «Разбери и собери дом»/ «Өйне сүтеп җый »уены
Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию движений, получение навыков для дальнейшего использования в самообслуживании.
Материал: дом из четырех стен с застёжками ,крыша из фетра.
Правила игры:
1) педагог предлагает детям посмотреть из каких деталей состоит дом, а потом разобрать дом на частей. Педагог обращает внимание детей на то, что сперва надо начинать с крыши, потом только со стены. Дети называют детали дома, потом под руководством педагога разбирают крышу, стены дома с помощью замка.
2)педагог раскладывает на столе детали дома. Дети рассматривают и делают вывод, что для дома потребуются стены и крыша. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на стенах дома есть разноцветные замки. И детали дома нужно соединить соответственно. Под руководством воспитателя дети соединяют поочередно четыре стены с помощью замка , соотнося их по цвету.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что домику нужна крыша. Для этого нужно соединить детали крыши с помощью замка. Дети соединяют замок и крепят крышу к дому.
Тема:Национальные узоры/Милли бизәкләр
5.Игра «Узоры »/ « Бизәкләр» уены
Цель: расширять представление о многообразии узоров,развивать умение составлять красивые композиции.
Материал: стены дома, 11узоров из фетра с липучками
Правила игры:
1)педагог вместе с детьми рассматривает татарские орнаменты, вспоминают их названия. Педагог называет имя узора, дети должны найти.
2)педагог предлагает разделить узоры на разновидности.(цветочки, листики).
Дети разделяют узоры.
3)педагог предлагает детям выбрать узор и украсить дверь дома. Затем дети самостоятельно выбирают узоры и прикрепляют с помощью липучки, при необходимости педагог помогает им.
4)педагог предлагает детям украсить наличники окон национальными узорами.
6.Игра «Найди сходство и различие»/ «Охшашлыгын һәм аермасын тап» уены
Ц ель: продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Материал: две стены дома из ткани.
Правила игры:
1)ребенку предлагается найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь.
7.Игра «Сосчитай»/ «Сана» уены
Цель: закреплять навыки детей счёта в пределах (1-10).
Правила игры: Дети считают на планшете сколько стрекоз, цветочек, узоров .
8. Игра «Разноцветные бабочки»/ «Төрле төстәге күбәләкләр» уены
Цель: развивать наблюдательность, внимание, памяти и мышления тонкость зрительного восприятия, счет, цвет, умение подбирать парную картинку.
Материал: 9 бабочек из фетра.
Правила игры: играющие находят бабочек по форме и цвету, одинаковых по дизайну изображения. В игре происходит закрепление понятия «разные», «одинаковые», «пара». Ребенок, за определенное количество времени должен найти
пару и сосчитать.
9.Игра «Натяни фигуру»/ «Фигура яса» уены
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять названия цветов и геометрических фигур.
Материал: 8 разноцветных резинок,
8булавок, прикреплённые на планшет.
Правила игры: педагог предлагает с помощью разноцветных резинок натянуть геометрические фигуры на булавки, расположенные на планшете. Ребенок натягивает резинки и делает геометрические фигуры.
10. Игра «Веселый лабиринт»/ « Күңелле лабиринт» уены
Правила игры: педагог дает ребенку планшет с лабиринтом и предлагает найти выход. Дети должны вести пальчиком шарик.
11.Игра «Найди пару»/ «Парын тап» уены
Цель: научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Материал:8 карточек из фетра с липучками.
Правила игры:перед детьми выкладываются карточки с изображениями вниз.
Педагог объясняет, что нужно открывать по две карточки . Если изображения на открытых карточках совпали, прикрепляют на планшет, если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. Необходимо открыть все пары карточек.
Тема: Времена года/ Ел фасыллары
12.Игра «Сезонное дерево» / «Фасыл агачы»уены
Цель: формировать у детей представление о сезонных изменениях в природе, о временах года.
Материал: планшет .
Правила игры: педагог рассказывает детям о сезонных изменениях. На картине прикреплены пять деревьев. Деревья не простые, а сезонные. Дети узнают и объясняют к какому времени года они относятся.
13. Игра «Один и много»/«Бер һәм күп » уены
Цель: учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Правила игры:
1) педагог показывает предметы на планшете и называет существительные в единственном числе, а дети находят и называют существительные во множественном числе или наоборот.
2) педагог предлагает найти на планшете предметы которые не повтаряются.
14. Игра «Найди, сосчитай и сравни»/ «Тап, сана һәм чагыштыр»уены
Цель:закреплять навыки детей счёта в пределах (1-10)
Правила игры: в нижней части планшета прикреплены листик, снежинка, капелька, яблоко, цветок. Педагог показывает листик (снежинку, капельку, яблоко) дети находят на стене домика остальные листики и считают их. Потом сравнивают по количество (больше, меньше).
15.Игра «Что из чего сделано»/ « Нәрсәдән ясалган» уены
Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (фетр, ткань, дерево, пластмасса)
Правила игры: педагог предлагает потрогать на планшете предметы, дети определяют из какого материала они сделаны.
Тема: Домашние и дикие животные/ Йорт һәм кыргый хайваннар
16.Игра «Отгадай, что за животное»/ «Нинди хайван икәнен танып бел»уены
Цель: закреплять представления детей о диких и домашних животных, развитие внимания и наблюдательности, мелкой моторики рук, умения описывать животных и узнавать их по описанию, умения логически рассуждать.
Материал:планшет, животные из фетра, сыр, трава, кость, рыба из фетра.
Правила игры:
1) детям предлагается рассмотреть планшет с изображением животных и рассказать о них.
2) педагог выкладывает на стол животных, детям необходимо запомнить их, закрыть глаза, а потом посмотреть внимательно и вспомнить кого не стало.
3) дети надевают на пальцы животных и совершает с ними игровые действия.
17. Игра «Кто, где живёт?»/ «Кая яши?» уены
Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Материал: планшет, животные, картина леса , домики прикреплённые к планшету.
Правила игры:разложить животных по местам обитания: домашних в сарай, а диких в лес.
18.Игра «Кто чем питается?»/ «Кем нәрсә ярата» уены Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные
Правила игры:
1)подобрать животному угощение
2) найти кто из животных любит выбранное угощение
.
Тема: «Насекомые»/ «Бөҗәкләр»
19.Игра «Найди насекомых»/ «Бөҗәкләрне тап»уены
Цель: продолжать знакомить детей с представителями класса насекомых, развивать связную речь, мелкую моторику рук.
Материал: планшет с насекомами.
Правила игры:
1) детям предлагается рассмотреть планшет с изображением насекомых. Потом педагог загадывает загадки, а дети отгадывают и находят их на планшете.
Загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …(Пчела)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор!
(Бабочка)
Толстушка-ползушка
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи не спеши,
Рога покажи.(Улитка)
2) педагог предлагает найти на планшете божьих коровок и сосчитать их.
3)у улитке пропал ребёнок, педагог предлагает его найти .
4)педагог предлагает детям назвать признаки насекомых.(Бабочка – красивая, порхающая, восхитительная…Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная. Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная и тд.)
20.Игра«Кто что умеет делать»/ «Нәрсә эшли белә»уены
Цель: расширять и активизировать глагольный словарь.
Правила игры:педагог рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
21.Игра«Улитка»/ «Әкәм –төкәм»уены
Цель: развивать мелкую моторику.
Материал:улитка прикрепленный на планшет ,шнурик,кружочки.
Правила игры:
1)педагог предлагает детям рассмотреть планшет и рассказать, что они видят.
2) педагог предлагает разобрать домик улитки. Дети из шнурка вытаскивают кружочки и называют их цвета.
3) педагог предлагаетдетям построить домик для улитки из разноцветных кругов.
Цель: закреплять умение составлять изображение из кругов разной величины в порядке убывания и возрастания, цвет.
Материал:7разноцветных кружков.
1)собрать кружки по порядку, начиная от самого большого так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка.
2)педагог показывает несколько кругов разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков. Определить, какого цвета не стало.
Тема: Сад и огород/ Бакча
23. Игра «Овощи и Фрукты»/ «Яшелчәләр һәм җиләк җимешләр»уены
Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах, обогащать и развивать словарный запас.
Материал: планшет,овощи(репка,огурцы,морковки,свекла из фетра ) ,фрукты,грядки , прикрепленные к планшету,лейка,лопатка.
Правила игры:
1)педагог описывает овощи и фрукты, дети отгадывают по описанию.
2)дети по очереди берут овощ или фрукт, называют и кладут в корзинку.
3) педагог предлагает найти только овощ или фрукт.
4) педагог предлагает закрыть глаза и раздаёт детям овощи и фрукты. Дети не показывая друг другу, описывают его, а остальные дети отгадывают.
5) педагог предлагает посчитать сколько растений сейчас в огороде.
6)педагог предлагает посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево.
7) педагог просит ребенка собрать урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Во время «сбора урожая» можно описать характерные признаки овощей
24. Игра «Наведём порядок»/ «Тәртип урнаштырыйк» уены
Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5,совершенствовать умение соотносить количество предметов с цифрой (в пределах 5).
Материал: планшет ,овощи и фрукты,5цифр из фетра.
Правила игры:
1)педагог предлагает расположить цифры по порядку и посчитать
2) нужно соотнести овощи и фрукты с цифрой.
3)педагог с помощью липучки прикрепляет на корзину цифру, дети должны
соотнести урожай с цифрой
25.Игра«Чего не стало?»/ « Нәрсә югалды» уены
Цель: развивать внимания, наблюдательность.
Материал: овощи из фетра.
Правила игры:
1)педагог выкладывает на столе 4 овоща, предлагает внимательно рассмотреть ь: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это свекла, огурец, репка,морковь. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
2)педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится овощи. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Педагог производит необходимое количество изменений (меняет количество и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.
Тема: Космос/ Галәм
26.Игра «Космос»/ «Галәм»уены
Ц ель: дать детям элементарные представления о космосе,развивать связную речь.
Правила игры: педагог вместе с детьми рассматривает планшет и рассказывает про космос. Потом детей рассказывают что они видят на планешете.В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.
27.Игра«Собери ракету »/«Ракетаны төзе» уены
Цель:продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве,развивать мелкую моторику.
Материал:планшет из ткани, геометричекие фигуры из фетра с липучками.
Правила игры:по образцу дети соберают ракету из геометрических фигур с помощью липучк.Потом рассказывают из каких фигур состоит ракета, называя цвета и количество.