Просмотр содержимого документа
«Дидактические и народные игры для патриотического воспитания»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
Консультация для родителей
«Дидактические и народные игры для патриотического воспитания»
Подготовила: Семтина О. В.
Воспитатель: МАДОУ "Детский сад №42"
Саранск 2019г.
Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью -движениям, удальству.
Среди них много игр, цель которых развеселиться, позабавиться. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, "выкупом" фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр.
Доброжелательных смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры незаменимы. Необходимость соблюдения правил игры требует от ее участников (взрослых и детей) равноправных отношений.
Если родители играют с ребенком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними.
Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребенком. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей, можно поиграть в прятки, салочки, "колдунчик", различные игры с мячом летом и в снежки, "снежную бабу"зимой.
В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как "чепуха", "крестики-нолики", которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребенка и в то же время веселят всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключаться от житейских проблем, снять напряжение.
Использование русских народных игр ворганизации детских праздников в семье способствует созданию неповторимой атмосферы радости и
доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как "Жмурки", "Фанты", "Молчанка" и др. Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.
Если одна из традиций семьи -туристические походы, то и здесь можно
использовать интересные народные игры. Обычно для походов объединяют несколько семей, получается разновозрастная команда детей. Для таких объединений хороши командные игры с большим количеством участников, такие как "Палочка выручалочка", "Утки-охотники", "Бояре", "Золотые ворота" и т.д.
Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки Родители могут быть организаторами игры, беря на себя роль водящего. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в этой роли. Смена водящего обеспечивает интерес к игре всех ее участников, способствует воспитанию организаторских умений детей.
Выбор водящего предполагает использование считалок. Чем забавнее
считалочки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми.
Для разделения на команды в народных играх используют сговор. Играющие
сговариваются между собой, берут название птиц, растений, животных и
разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Еще одна традиция народных игр -жребий. Его используют, если возник
спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в
какой он руке. Угадал, его правда, спору нет (конец).
Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех
участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.
Совместные игры с близкими взрослыми -огромная радость для ребенка.
Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует
созданию атмосферы радости, праздника.
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника приформировании нравственно-патриотических чувств является дидактическая игра.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.
Дидактическая игра по нравственно патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Дидактическая игра
«Герб города» Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблон образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
«Путешествие по городу» Цель: знакомить с родным городом.
Материал: альбом фотографий родного города.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. Перед игрой воспитатель организует фотовыставку достопримечательности родного города. Подбирает стихотворения по теме.
«Отгадай профессию» Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте! Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
«Моя семья»
Цель: формирование гендерной идентичности; закрепить внешние различия женского и мужского образа; упражнять детей в названии вещей и предметов, находить в них сходства и различия.
Материал и оборудование: карточки с предметами, игровое поле.
Ход игры: перед началом игры ведущий располагает в центре стола игровые поля, объясняет, что это – «шкафчики» для вещей.
Каждый «шкафчик» принадлежит малышке или малышу, девочки или мальчику, женщине или мужчине. Участники игры вместе с взрослым находят карточки хозяйки или хозяина «шкафчиков». Ведущий показывает карточки с изображением вещей, и задает вопрос «Чья эта вещь ипочему?», а затем помогает найти и разложить карточки всоответствующие«шкафчики» (игровое поле). Далее игра продолжается подобно лото, то есть необходимо правильно заполнить все игровое поле.