Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста»
Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Упражнение « А что у вас?».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке?”. Дети отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т.д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.
Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т.д.
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т.д.
Упражнение «А что у вас?».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас?”. Ответы детей:
- У меня куклы и т.д.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь?”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т.д.
Упражнение « Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т.д.
Упражнение « Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал?”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т.д.
Упражнение « Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.
Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке?”. Ребёнок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т.д.
Драматизация сказки « Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т.д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
Игра « Чего не стало?».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало?”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т.д.
Игра « Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т.д.
Игра « Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т.д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка?”.