Цель: формирование представлений детей о дымковской игрушке как виде народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения игрушечного промысла в селе Дымково Кировской области, его особенностями
Развивающие:
Развивать у детей эстетическое восприятие, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творчеству русского народа
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Развивающие:
Развивать интерес к дымковской игрушке
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка проблемного вопроса
Основная часть
Включение детей в деятельность
Физминутка
Рефлексия
- Ребята, у вас всех есть игрушки?
Из чего они сделаны?
- Перед вами тоже игрушки. Может быть, кто-то знает, как они называются?
- Откуда же такое удивительное название? Как вы думаете, почему они так называются?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Сегодня мы с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.
Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село.
Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.
Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Глиняные игрушки в старину делались не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.
Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
У индюка хвост вылеплен в виде солнечного круга. Образ птицы связывался с мечтой о счастье.
Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий,желторогий Мчится глиняный олень.
Олень – символ изобилия
Даже кони в праздничных нарядах
Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.
Конь – очень древний символ, который означает небесный огонь.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Баран – символ богатства и благополучия.
Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
-Что общего у всех этих игрушек?
А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Почему?
- А почему они яркие?
- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
- Какие узоры вы видите на игрушках?
- Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
- Давайте узнаем, как создается игрушка, но прежде надо отдохнуть.
Привезли мы глину с дальнего бугра
(руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
А теперь давайте вспомним, что же мы сегодня узнали?
1. Почему слободу назвали Дымковской?
2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы?
3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи.
4. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы?
5. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек.
-Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель называет сам:
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки
-Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.
- Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Стимулирует речевую и двигательную активность
Воспитатель, параллельно видео, рассказывает
- Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз.
Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления, памяти
Воспитатель уточняет правильность ответов, хвалит за правильные ответы
- Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
- Дымковские игрушки (возможно ответят)
Предположения детей
Внимательно слушают
Внимательно смотрят, слушают.
Слушают, рассматривают игрушки
-У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
-Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
- Игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
- Они использовали яркие цвета: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый.
- На игрушках -кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
- Лошадка, индюк, олень, баран, барышня.
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети смотрят видео на экране
- В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
- По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.
- Мастера лепили игрушки из глины.
- Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами
- Уточки, индюки, лошадки, барышни, водоноски и др.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение отвечать на вопрос
Знакомство детей с историей возникновения игрушечного промысла в селе Дымково Кировской области, его особенностями
Развитие у детей эстетического восприятия, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов
Физическая и эмоциональная разгрузка
Знакомство детей с историей возникновения игрушечного промысла в селе Дымково Кировской области, его особенностями
Подведение итогов
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Освоение основных элементов дымковской росписи (прямая линия, точка)» (рисование)
Тема:«Освоение основных элементов дымковской росписи (прямая линия, точка)» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, полоски белой бумаги, образцы элементов дымковской росписи.
Мультимедийные: ноутбук с проектором, экран, презентация «Дымковская игрушка»
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: беседа об истории дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций, игрушек, рассматривание образцов.
Цель: ознакомлениес основными элементами росписи - прямая линия, точки – горошины.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Закрепить знания об игрушечном промысле в селе Дымково, познакомить с основными элементами росписи - прямая линия, точки – горошины
Развивающие:
Развивать у детей эстетическое восприятие, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов
Воспитательные:
Воспитывать интерес к дымковскому промыслу
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Следить за техническими навыками детей
Развивающие:
Развивать интерес к дымковской игрушке
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Физминутка
Рефлексия
Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну отгадайте: кто я?
-Ребята, про что это стихотворение?
- Это стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они прекрасными дымковскими узорами, о которых мы говорили на прошлом занятии.
Художественные мастерские дымковской игрушки находятся в городе Вятке.
Когда наблюдаешь за работой мастериц, кажется все просто вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины, расшлепала ее в лепешку, свернула воронкой, оказалось, это юбочка. Сверху приделала голову, руки колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник….и поставила сушиться. А дальше обжигают в печи, белят игрушки. И тут- то наступает пора расписывать. Если посмотреть на узор - он необычно прост: кружочки, простые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки – горошины…
Мастера наносят узор ночным уверенным движением гибкой кистью. Хотите стать мастерами и попробовать, как можно украсить игрушку?
Сегодня я познакомлю вас с элементами росписи – прямой линией, которая наносится концом кисточки вертикально по отношению к листу бумаги (кисть держится тремя пальцами), и точками-горошинами ( узор наносится тычком).
Предложить пальцем нарисовать в воздухе узоры, рассмотреть образцы.
Попросить детей повторить, как рисовать прямую линию, точку – горошину.
Индивидуальная работа обязательно проводится в ходе всего занятия.
Привезли мы глину с дальнего бугра
(руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
Предлагает детям рассмотреть все работы, разложенные на одном столе, выбрать понравившийся им и объяснить, почему он понравился больше остальных работ. Напоминает, что воспитанные дети выбирают не свою работу, а работу товарища, потому что они скромные и себя сами не хвалят, а ждут, когда их похвалят другие люди.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель называет сам
Воспитатель рассказывает под аудиозапись русской народной музыки и сопровождает показом презентации
Сопровождается показом
Предлагает рассмотреть образцы
Предлагает пальцем нарисовать в воздухе узоры
Стимулирует речевую и двигательную активность
Хвалит детей
Предлагает детям показать свои работы и рассмотреть работы друг друга.
Предположения детей
Внимательно слушают, смотрят
Рассматривают образцы.
Дети рисуют в воздухе
Выполняют на полосках бумаги
Повторяют за педагогом слова, движения.
Выставляют на всеобщее обозрение свою работу, оценивают работы других детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление знаний об игрушечном промысле в селе Дымково
Знакомство с основными элементами росписи - прямая линия, точки – горошины
Знакомство с основными элементами росписи - прямая линия, точки – горошины
Развитие у детей эстетического восприятия
Составление узора в полосе, украшение его прямой линией и точками – горошинами
Физическая и эмоциональная разгрузка
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Освоение основных элементов дымковской росписи (пятно, кольцо, листик, волнистая линия)» (рисование)
Тема:«Освоение основных элементов дымковской росписи (пятно, кольцо, листик, волнистая линия)» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные: дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, дидактическая игра «Волшебные колечки», образцы элементов дымковской росписи.
Мультимедийные: ноутбук с проектором, экран, презентация «Дымковская игрушка»
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: беседа об истории дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций, игрушек, рассматривание образцов.
Цель: ознакомлениес основными элементами росписи - пятно, кольцо, листик, волнистая линия.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Закрепить знания о дымковской игрушке, познакомить с основными элементами росписи - пятно, кольцо, листик, волнистая линия
Развивающие:
Развивать у детей эстетическое восприятие, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов
Воспитательные:
Воспитывать интерес к дымковской игрушке
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Следить за техническими навыками детей
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров
Развивающие:
Развивать интерес к дымковской игрушке
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Физминутка
Рефлексия
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Стук в дверь. На пороге лежит письмо
-Ребята, угадайте как называются игрушки, фотографии которых в этом письме?
- Эти игрушки изготавливали в старинной слободе в окрестностях города Кирова. Мастера лепили из красной глины разнообразные фигурки барынь, водоносок, кормилиц, сказочных индюков, петухов, медведей. После обжига игрушки покрывалась белилами и расписывалась
яркими красками.
-Правильно, дымковские, а
почему их так назвали?
-Какие элементы росписи использовали мастера?
-Молодцы, правильно.
-Давайте в воздухе прорисуем каждый элемент дымковской росписи. Ребята, вы знаете, что все узоры мастера брали из окружающего мира. Давайте с вами подумаем, на что могут быть похоже они. (круг означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий (ромб) — землю, точки — звезды)
-Какие мы уже с вами умеем рисовать?
- Сегодня научимся рисовать остальные элементы.
Знакомство с новой дидактической игрой «Волшебные колечки».
Дид.задача: закреплять представление детей о многообразии цветовых оттенков, даваемых основными цветами спектра.
Сегодня дымку мы узнали
И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмем,
Кружочки рисовать начнем,
Кисти наши разожмем,
Краску лишнюю стряхнем,
Плечи шире разведем,
Спинки крепкие прогнем,
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем
Индивидуальная работа обязательно проводится в ходе всего занятия.
Предлагает детям рассмотреть все работы, разложенные на одном столе, выбрать понравившийся им и объяснить, почему он понравился больше остальных работ.
-Напоминаю, что воспитанные дети выбирают не свою работу, а работу товарища, потому что они скромные и себя сами не хвалят, а ждут, когда их похвалят другие люди.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель называет сам
После ответа детей достает картинки дымковских игрушек
Стимулирует речевую активность
Воспитатель в воздухе прорисовывает элементы, в т.ч. и новые
Объясняет правила игры, следит за правильностью выполнения
Стимулирует речевую и двигательную активность
Показ элементов дымковской росписи
Предположения детей
-Потому что их сделали в селе Дымково
Отвечают
Рисуют в воздухе
- Точка и прямая линия
Играют в парах: дети подбирают цветные круги-вкладыши в кольца соответствующего цветового оттенка.
Повторяют за педагогом слова, движения.
Выполнение элементов дымковской росписи
Выставляют на всеобщее обозрение свою работу, оценивают работы других детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление знаний об игрушечном промысле в селе Дымково
Развитие у детей эстетического восприятия
Физическая и эмоциональная разгрузка
Знакомство с основными элементами росписи
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Продолжение работы
Физминутка
Продолжение работы
Рефлексия
-У людей есть верные друзья и помощники – домашние животные. Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали? (педагог имитирует голоса животных)
-Верно, а почему этих
животных называют домашними?
-Правильно, но эти животные не всегда были домашними. Раньше они жили в дикой природе. Но человек сумел приручить их. Когда древние люди охотились, они приносили домой с охоты не только убитую ими добычу, но и детенышей зверей-поросят, телят, козлят. Дети играли с ними, животные постепенно становились ручными, прирученные животные перестали бояться людей, привыкли получать от них пищу и защиту. В свою очередь они тоже стали полезными для человека: давали молоко, шерсть, мясо; помогали человеку в охоте и охраняли его жилище.
-Ребята, а теперь попробуйте угадать, кто от нас спрятался в этой загадке:
Чок, чок, пятачок,
Сзади – розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю»!
-Вы догадались, кого мы сегодня будем лепить?
-А поросенок у нас будет не простой, а дымковский.
-Давайте вспомним, что характерно для дымковской игрушки.
- Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики
перед началом лепки.
Жили - были поросятки
На поляне у реки,
Рано утром просыпались,
Умывали пятачки,
Мыли ушки и копытца,
Ох, и теплая водица!
День – деньской они резвились,
На полянке веселились.
Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький-крючком.
Вместо туфелек – копытца.
Двое их и до чего же
Братья эти не похожи.
Воспитатель показывает детям, как вылепить из пластилина поросенка скульптурным способом из основной формы - яйца; основной прием – вдавливание
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег, но уже на левый бок.
(сложили ручки, положили под подбородок)
- Посмотрите на их ноги, уши, голову, хвостик, нос и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её,
если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же.
-Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши
мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными. Молодцы,
ребята. А теперь, сравним ваши игрушки с дымковскими и найдем наиболее похожие.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель помогает
Стимулирует речевую активность, мышление память
Подушечками пальцев постучать по столу
Круговые движения рукой около носика
поочередно левой и правой руками.
Указательные и средние пальцы обеих рукна подушечках «приплясывают» по столу
Соединить в кружочки большие и указательные пальцы обеих рук.
Сцепить мизинцы обеих рук, тянуть в стороны.
Одновременно сжать два кулачка, сжатыми
пальчиками постучать по столу.
Индивидуальное оказание помощи
Стимулирует речевую и двигательную активность
Педагог акцентирует внимание детей на выразительность дымковских игрушек: мастера
придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, весёлые.
-Я услышал, как собака лает, я услышал, как кошка мяукает, я услышал, как поросенок хрюкает и т. д.
-Они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает
Отгадывают загадку
Отвечают
Дети называют особенности дымковской игрушки
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети лепят поросенка из пластилина
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети оформляют свою поделку дополнительными деталями (хвост, уши, нос), пластилином
другого цвета и декорируют свою игрушку кругами, кольцами, точками вдоль туловища и ног.
Дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят наиболее схожие,
определяют, в чем его сходство с игрушкой.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Развитие у детей эстетического восприятия
Физическая и эмоциональная разгрузка
Обучение лепке из пластилина поросенка скульптурным способом из основной формы - яйца; основной прием – вдавливание
Физическая и эмоциональная разгрузка
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Объединение основных элементов дымковской росписи» (рисование)
Тема:«Объединение основных элементов дымковской росписи» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные: силуэты дымковских игрушек, цветик-семицветик, карусель с дымковскими игрушками, сундук, гуашь, баночки с водой, кисти, тряпочки
Мультимедийные: ноутбук, аудиозапись с р. н. песнями
Литературные:стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: дидактические игры в самостоятельной деятельности «Дымковское домино», «Собери дымковский узор», «Волшебные колечки», рассматривание иллюстраций, игрушек, рассматривание образцов.
Цель: закрепление основных элементов дымковской росписи посредством росписи игрушки.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Закрепить названия основных элементов росписи, показать, что неповторимость дымковского узора при минимуме основных элементов достигается за счет их комбинирования, а также за счет разного цветового решения.
Развивающие:
Развивать самостоятельность замысла посредством использования большого количества вариативных образцов и установки на неповторимость каждого детского рисунка за счет перечисленных выше средств
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Физминутка
Рефлексия
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом, голубые дали
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Всё игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Сегодня я приглашаю вас в гости в Дымково. Хорошо живется в Дымково, весело, а игрушек там видимо-невидимо, а карусель то какая веселая, да вся в дымковских игрушках.
Почему игрушка называется дымковской?
-Ребята, а село то у нас не простое, а волшебное и есть там волшебный цветик-семицветик.
Яркий цветик-семицветик
Принесла, ребята, вам
Каждый лепесток секретик
Разгадать поможет вам
-Давайте оторвем лепестки и посмотрим, что же за секретики они хранят.
-Что же это? Какие-то кружочки, полосочки, сеточки. Я не понимаю, может вы мне поможете?
-Ах вот какие секретики хранил наш цветик-семицветик. Давайте рассмотрим из каких элементов состоят дымковские узоры
-Посмотрите на эти элементы и запомните их, а я соберу волшебные лепестки и уберу их в волшебный сундук. Ой, а в сундуке, что-то лежит. Это же силуэты дымковских игрушек. Но они какие-то не такие, что же в них на так?
-А давайте поможем мастерам расписать их. Но прежде, чем мы отправимся в мастерскую, давайте разогреем наши ручки (проводится самомассаж).
-Ну вот мы с вами разогрели ручки и я приглашаю вас в мастерскую, проходите, занимайте места.
-Ну, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо. Закройте глазки и представьте как вы распишите свою фигуру. Представили? А теперь приступаем к работе..
После такой работы мастера отдыхали. Вот и я пока работы сохнут приглашаю вас поиграть в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек»
-Теперь берите свои работы и несите их на нашу карусель. Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
Кто работал от души-
Веселись теперь, пляши!
Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель помогает
вкл. запись песни «Есть на свете цветок алый-алый….
Стимулирует процесс мышления
Стимулирует речевую активность, мышление память
вкл. аудиозапись с р. н. песнями
Во время работы оказывается помощь, дается указание
Стимулирует двигательную активность
Раздаются петушки на палочке
Слушают стихотворение
Игрушка называется дымковской, потому что ее делают в селе Дымково. Село стоит на берегу реки Вятка. Зимой, когда топятся печи все село в дыму, а летом, в пасмурные дни от речки стелется туман, отсюда и название Дымково, и игрушка называется дымковской.
Дети отрывают и строятся в ряд
-Это элементы дымковской росписи.
Дети называют элементы, которые нарисованы на лепестках
-Они не расписаны
Дети расписывают по замыслу
Выполняют правила игры
Дети приносят подсохшие работы
Оценка работ
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление названий основных элементов росписи
Развитие у детей эстетического восприятия
Развитие самостоятельности замысла
Физическая и эмоциональная разгрузка
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Осуществление деятельности
Рефлексия
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на ковре-самолете.
1, 2, 3, 4, 5
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь- и мигом приземлимся.
Дети наша необъятная страна славится великими мастерами - умельцами. Кто – то из них делает самовары, кто - то пряники, а кто – то и игрушки. Сегодня мы с вами снова отправляемся в Дымково. Кто из вас помнит, чем знаменито Дымково?
- Ребята, посмотрите какие забавные игрушки лепили мастера для забав детей. Это были и барышни, и наездники, и женщины с младенцами, и животные –свистульки, которые особенно любила детвора.
- Ребята, скажите, какие цвета использовал мастер при росписи своей игрушки?
- А хотите ли вы стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?
- Тогда тотчас отправляемся в мастерскую, где мы превратимся в настоящих мастеров. Сегодня мы с вами научимся лепить дымковскую уточку.
Посмотрите на мою уточку и скажите, похожа ли она на дымковскую?
Какие части тела есть у моей уточки?
- Есть ли эти части у дымковской уточки?
Только моя не украшена красивым узором, поэтому она грустит.
Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка.
Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.
- Что сначала делаем с куском пластилина?
- Как будем делать шею и голову?
- Как будем делать клюв?
- Как будем лепить хвост?
- Что делаем стекой?
В конце работы протираем руки салфеткой.
- Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики
перед началом лепки.
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
Готовы наши пальчики к работе? Приступаем! Не ленись!
-Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши
мастера потрудились на славу: наши уточки получились нарядными и выразительными. Мама уточка говорит вам «спасибо», теперь ей будет весело и она не будет грустить. Молодцы,
ребята. А теперь, сравним ваши игрушки с дымковскими и найдем наиболее похожие.
Мы о дымковской игрушке, Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья, подружки,
Мы закончим наш рассказ.
Спасибо за работу!
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель помогает
Объяснение и показ выполнения работы воспитателем
Закрепляет последовательность работы
Стимулирует речевую активность, мышление память
При необходимости помогает детям советом, показывает, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряет самостоятельность и аккуратность при лепке.
Предлагает организовать свою выставку.
Встают на ковер в группе и все вместе произносят слова.
Присаживаются за столы
Отвечают, используя знания, полученные ранее
-Синий, зеленый, желтый, красный, черный.
-Да, конечно!
-Да, похожа
-Туловище, шея, голова, клюв, хвост
-Да, есть
Смотрят
-Раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска
-Оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще
Прищипываем на голове
Оттягиваем кусок с другой стороны
Рисуем глаза и перышки
Повторяют за педагогом слова, движения: Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная
с большого.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук
Выполняют 2-3 раза
Дети садятся за столы и приступают к работе.
Самостоятельная работа детей за столами
Дети оформляют свою поделку дополнительными деталями, пластилином
другого цвета и декорируют свою игрушку кругами, кольцами, точками вдоль туловища и ног.
После работы дети вытирают руки салфеткой.
Дети ставят своих вылепленных уточек рядом с образцом и находят наиболее схожие,
определяют, в чем его сходство с дымковской игрушкой.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Проявляют интерес к творчеству русского народа
Развитие у детей эстетического восприятия
Обучение лепке утки из пластилина
Физическая и эмоциональная разгрузка
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Ритмичный узор на полосе» (рисование)
Тема:«Ритмичный узор на полосе» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:дымковские игрушки; образцы элементов дымковской росписи.
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки; разучивание стихотворений о дымке; дидактическая игра «Собери дымковский узор».
Цель: закрепление элементов дымковской росписи при составлении ритмичного узора на полосе.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Закреплять знания детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний
Учить детей составлять ритмичный узор на полосе Развивающие:
Работать над постановкой руки, рисовать концом кисти, правильно промывать кисть
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к творчеству русского народа
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров
Развивающие:
Развивать интерес к дымковской игрушке
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа
Физминутка
Рефлексия
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В давние-давние времена
Совсем не так жила страна.
Не было и «Денди»,
«Сего» с «Лего» – тоже.
И игрушки делали,
Кто какие может.
А создавши свой товар,
Выезжали на базар.
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки
Называют…( «дымка»).
- Да, молодцы, это дымковские игрушки! А как вы догадались, что это дымковские игрушки?
- Конечно же по особенностям узора, молодцы! А какие особенности данного узора?
- Да умнички, на каждом дымковском узоре есть круги, кольца, встречаются линии - прямые и волнистые, прямые линии могут образовывать квадраты, это вот посмотрите, клетчатые юбки барышень. Дети, а обратите внимание на цвета, которые используются при составлении узоров. Расскажите мне, что это за цвета?
- Умнички, правильно при составлении узоров мастера используют такие цвета как синий, зеленый, красный, желтый, оранжевый, черный.
Сегодня мы с вами потренируемся, как составить дымковский узор в полосе.
А теперь еще раз внимательно посмотрите на все дымковские игрушки, на их узоры и самостоятельно составьте узор, используя дымковские мотивы. Дети, и не забывайте о том, что при составлении орнамента на полосе можно чередовать одинаковые элементы, а при составлении узора на круге и квадрате нужно применять симметричный орнамент.
Дети, а сейчас закройте глазки, представьте свой узор, его цвет, как расположите, с чего начнете рисовать.
Теперь открываем глаза.
Но прежде, чем начать нам рисовать
Предлагаю пальчики размять.
Потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали – разжали,
Кулачки сжали – разжали.
Вот и пальчики размяли.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем.
- Ребята, а вы помните, что круги надо рисовать всем ворсом кисти одним круговым движением, а вот точки ставить можно, используя кончик кисти.
Ребята, пока вы рисовали, немножечко устали, давайте мы с вами немного разомнёмся, а потом посмотрим, что же у вас получилось.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
-Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
-Спасибо за работу!
Узоры выполнены просто чудесно!
На них смотреть нам всем интересно!
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
На столе - выставка дымковских игрушек, на мольберте вывешены иллюстрации дымковских игрушек.
Воспитатель загадывает детям загадку о дымковской игрушке.
- (хором) «дымка».
Стимулирует процесс мышления
Дидактическая игра «Собери дымковский узор» Игра представляет собой набор из цветных дымковских элементов, вырезанных из двойного цветного картона, и белых листов - основ, на которых выкладываются элементы или узор.
Задание детям:
- придумать разные способы объединения элементов дымковской росписи
- собери узор на полосе
Стимулирует речевую и двигательную активность
Проверяет правильность организации рабочего места.
Воспитатель ходит по группе и смотрит у кого, что получается, при возникновении трудностей - помогает.
Стимулирует речевую и двигательную активность
Предлагает детям показать свои работы и рассмотреть работы друг друга.
Хвалит детей
Дети становятся в круг
Дети рассматривают игрушки и иллюстрации.
Внимательно слушают
- По особенностям узора.
- Узор состоит из кругов, колец, полос, точек
Называют цвета
Рассматривают образцы.
Работая в парах, составляют узор
Дети представляют мысленно узор
Повторяют за педагогом слова, движения.
Самостоятельно выполняют узор на полосках бумаги под спокойную народную музыку
Повторяют за педагогом слова, движения.
Стойка прямо, небольшие покачивания плечами
Улыбка друг другу с поворотом
Поворот вокруг себя
Небольшие приседания
Показ рук вперед, на пояс
Легкие прикасания к своим щекам
Стойка прямо
Поклон
Выставляют на всеобщее обозрение свою работу, оценивают работы других детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление знаний детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний
Закрепление основных элементов росписи; составление декоративных композиций;
расположение элементов, подбирая их по цвету
Развитие воображения
Физическая и эмоциональная разгрузка
Составление ритмичного узора на полосе из двух элементов росписи
Работа над постановкой руки, тренировка умения рисовать концом кисти, правильно промывать кисть
Развитие у детей эстетического восприятия
Физическая и эмоциональная разгрузка
Воспитание уважения к творчеству русского народа
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Лошадка» (рисование)
Тема:«Лошадка» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:дымковские игрушки; образцы элементов дымковской росписи.
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; организация выставки «Дымковская игрушка»; рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров; дидактическая игра «Собери дымковский узор».
Цель: закрепление умения составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, круги, точки, колечки.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитывать у детей уважение к творчеству русского народа
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров
Развивающие:
Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор.
Воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Показ воспитателем
Самостоятельная работа
Физминутка
Рефлексия
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Ребята посмотрите кто у нас сегодня в гостях?
Правильно, это дымковская игрушка, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
Вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка?
-Молодцы! Мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
-Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?
- Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?
- Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
- Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно.
Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…
У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать дымковские мастера. Давайте мы поможем им?
Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.
Давайте вспомним. Как будем расписывать её. Какие части мы закрашиваем полностью?
Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта. Каким цветом?
Где мы расположим узор?
Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.
Давайте подготовим наши пальчики к работе - сделаем пальчиковую гимнастику:
Круги мы будем делать с помощью печатки-тычка. Для этого нужно взять печатку за кончик, опустить другой её конец в гуашь, снять лишнюю краску о край баночки и прижать её к бумаге, чтобы получился отпечаток. Круги на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз. Вот как я это делаю. Затем отложим печатку на поднос возьмём кисточку.
Как мы берём кисточку?
Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку. И на весь ворс набираю краску другого цвета. Кончиком кисти я рисую точки на нашем узоре. Теперь нам нужно закрасить гриву и хвост нашей лошадке. Для этого я хорошо промою кисточку в воде, сниму лишнюю каплю, обмакну о салфетку и наберу краску чёрного цвета. Закрашиваю гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз. За линии не захожу.
- Ребята, а вы помните, что круги надо рисовать всем ворсом кисти одним круговым движением, а вот точки ставить можно, используя кончик кисти.
Посмотрите, дети, теперь наша лошадка стала красивой и яркой. Давайте вспомним, с чего начнём расписывать лошадку. Правильно, сначала печатаем колечки вдоль ног, шеи, туловища. Затем кончиком кисточки рисуем точки, а после закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз.
Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
Наклонился правый бок.1, 2, 3. (наклоны туловища влево-вправо)
Наклонился левый бок. 1, 2, 3.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Ноги высоко подняли (поднимаем ноги)
И немного пошагали.
Головою покачали (движения головой)
И все дружно вместе встали. (встали)
-Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка.
-Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
-Спасибо за работу!
Узоры выполнены просто чудесно!
На них смотреть нам всем интересно!
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
На столе - выставка дымковских игрушек, на мольберте вывешены иллюстрации дымковских игрушек.
Стимулирует процесс мышления
- Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.
Постановка цели
Стимулирует речевую, мыслительную деятельность
Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ
В сад за сливами пошел.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога
Указал ему дорогу.
СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.
Он сбивает сливы с ветки.
БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.
А МИЗИНЧИК-господинчик
В землю косточки сажает.
Воспитатель наглядно демонстрирует, как надо выполнять работу
Проверяет правильность организации рабочего места.
Воспитатель ходит по группе и смотрит у кого, что получается, при возникновении трудностей - помогает.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказывает детям необходимую помощь.
Стимулирует речевую и двигательную активность
Предлагает детям показать свои работы и рассмотреть работы друг друга.
Из раскрашенных силуэтов составляет панораму «Дымковская лошадка».
Хвалит детей
Дети рассматривают игрушки и иллюстрации.
Внимательно слушают и отвечают
- Синий, красный, оранжевый…
- Белый цвет.
Рисуют в воздухе
Чёрным.
Дети представляют мысленно узор
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети смотрят
Самостоятельно выполняют узор на полосках бумаги под спокойную народную музыку
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети рисуют
Выставляют на всеобщее обозрение свою работу, оценивают работы других детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление знаний детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний
Закрепление основных элементов росписи; составление декоративных композиций;
расположение элементов, подбирая их по цвету
Физическая и эмоциональная разгрузка
Развитие воображения
Физическая и эмоциональная разгрузка
Работа над постановкой руки, тренировка умения рисовать концом кисти, правильно промывать кисть
Развитие у детей эстетического восприятия
Физическая и эмоциональная разгрузка
Воспитание уважения к творчеству русского народа
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Физминутка
Пальчиковая гимнастика
Осуществление деятельности
Рефлексия
-Ребята, отгадайте, о ком пойдет сейчас речь? (загадка о лошадке)
На ветру развивается грива,
Везет ношу свою терпеливо.
«Цок – цок – цок», скачет ровно и гладко,
В серых яблоках наша…(лошадка)
Правильно, это лошадка (достает из сундучка игрушку лошадку).
Воспитатель читает отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет. Шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные…»
- У меня в сундучке есть еще игрушка. Это дымковский конь-огонь.
- Кто помнит, почему игрушки называют дымковские?
- Какие цвета есть в дымковской росписи?
- А какие узоры использовали мастера?
- Правильно,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
-Давайте рассмотрим коня. Какой он? Чем украшен? А из каких частей он состоит? Что у него есть?
- туловище какой формы? (овал)
- голова какой формы? (маленькая, вытянутая)
- какая шея? (длинная).
- Какие ноги? (похожи на столбики, или длинные овалы).
-Вот ребята мы с вами и рассмотрели дымковского коня. Хотите сделать таких же красивых коней?
- Ребята, каким способом его можно слепить?
- Чего не хватает, чтобы наша фигурка стала похожа на лошадку?
- Правильно, а как их можно сделать?
- Да, а еще можно скатать жгутики и сплести из них хвост и гриву.
А сейчас нам надо превратиться в мастеров.
Давайте вместе скажем волшебные слова:
И превратились мы с вами в дымковских мастеров.
Проходим теперь за столы и начинаем творить.
Но для того чтобы лучше нам лепилось надо размять наши пальчики.
В конце работы не забываем протереть наши руки салфеткой.
-Мастерская по изготовлению коня-огня на сегодня заканчивает свою работу. Наши
мастера потрудились на славу: наши кони получились нарядными и выразительными. Молодцы,
ребята. А теперь, сравним ваши игрушки с дымковскими и найдем наиболее похожие.
Спасибо за работу!
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Чтение сопровождается показом
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель помогает
Показ приемов лепки.
Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх - это щея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги.
(Вытянуть путем прищипывания уши)
Вместе с детьми повторяет слова и движения
При необходимости помогает детям советом, показывает
Поощряет самостоятельность и аккуратность при лепке
Предлагает организовать свою выставку.
Отгадывают загадку
Отвечают, используя знания, полученные ранее
- Туловище, ноги, голова, уши, хвост и грива.
Рассматривание схемы с показом способа лепки
- Гривы, хвоста, ушей.
- Оттянуть и прищипнуть.
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы мастерами стать
Все присели, покружились
Друг другу мило улыбнулись
Две пружинки, три прыжка
И похлопали слегка.
Кони гуляют гурьбой на лугу. (Пальцы сжимают и разжимают)
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь, белый как снег, (загибают пальцы по очереди)
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой, (Пальцы сжимают и разжимают)
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный как уголь, белый как снег, (загибают пальцы по очереди)
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой
Самостоятельная работа детей
Дети оформляют свою игрушку дополнительными деталями, пластилином
другого цвета и декорируют свою игрушку кругами, кольцами, точками вдоль туловища и ног.
После работы дети вытирают руки салфеткой.
Дети ставят своих вылепленных уточек рядом с образцом и находят наиболее схожие,
определяют, в чем его сходство с дымковской игрушкой.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Проявляют интерес к творчеству русского народа
Развитие у детей эстетического восприятия
Обучение лепке коня из пластилина
Физическая и эмоциональная разгрузка
Развитие мелкой моторики
Лепка коня из пластилина
Выполнение элементов дымковской росписи с помощью пластилина
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Узор на платье» (рисование)
Тема:«Узор на платье» (рисование)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:дымковские игрушки; образцы элементов дымковской росписи.
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки; разучивание стихотворений о дымке; дидактическая игра «Собери дымковский узор».
Цель: закрепление сочетания элементов декора по цвету и форме.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные: Учить навыкам росписи: использование яркого узора; расположение узора по всему листу; использование в узоре элементов дымковской росписи; применение разного положения кисти при рисовании (вся кисть, кончик)
Развивающие:
Развивать воображение, цветовое восприятие
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к творчеству русского народа
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров
Развивающие:
Развивать интерес к дымковской игрушке
Воспитательные:
Учить детей эмоционально воспринимать предстоящую работу, развивать желание рисовать.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Самостоятельная работа
Рефлексия
Дымковская барышня ходит не спеша
Ею все любуются, ах, как хороша!
Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли очень необычные куклы в красивых нарядах. Они прибыли к нам издалека. Из села «Дымково». В этом селе все люди занимаются тем, что делают игрушки вот таких кукол и другие игрушки животных, птиц. И эти игрушки называются дымковские. Делают эти игрушки из глины, но глина коричневая и не красивая. А чтобы игрушки были красивые, их потом раскрашивают разными красками.
Давайте рассмотрим нарисованных кукол. Они такие нарядные словно барышни.
-Дети, а во что одеты дымковские барышни?
- А что у барышни на голове?
- Вот у этой барышни действительно шляпка, а у этой кокошник. Красивый женский наряд для головы.
-Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
-Сегодня вам опять предстоит стать дымковскими мастерами, вы хотите?
-Как настоящие мастера, вы будете расписывать наряд дымковских кукол.
Обратите внимание , что у неё на платье узоры расположены не полностью на всём платье, а только на подоле, планке и манжетах.
А теперь посмотрите, как нужно рисовать узор на платье. У вас на столе у всех лежат платья. Сначала посмотрите, как я буду рисовать.
- Я беру кисть за железную юбочку, смачиваю в воде, затем набираю красную краску, лишнюю краску снимаю о край банки. И рисую линию сверху вниз, не отрывая кисти от платья. Затем рисую вторую линию также, и третью. Промываю кисть в банке. Беру на кисть синюю краску, отступаю сверху немного и рисую линию слева направо, не отрывая кисть от платья. Отступаю немного и рисую ещё синюю линию слева направо, не отрывая кисть от платья, и еще одну синюю линию. Промываю кисть в банке. А теперь окунаю кисть в жёлтую краску и делаю точки в окошечках (в середине).
-А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.
Это платье для Наташки —
(Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.)
Красные горошки.
(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)
А на платье два кармашка,
(«Рисуют» на животике два кармашка.)
Спрячем в них ладошки.
(Прикладывают обе ладошки к животику)
Какие вы молодцы хорошо размялись, а теперь вернемся за свои столы и начнем работу.
- Давайте возьмём кисти и покажем, как вы будете рисовать линии в воздухе (рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо) .
Заканчиваем рисовать, кисточки промываем и кладем на салфетку, краски закрываем, рисунки убираем на край стола Какие нарядные платья у вас получились!
-Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
А как называется этот вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие орнаменты: полоски, линии, кружочки, точки? (ответы детей).
Какого цвета полоски и точки получились на наших платьях?
Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!
-Спасибо за работу!
Платья выполнены просто чудесно!
На них смотреть нам всем интересно!
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
На столе - выставка дымковских игрушек, на мольберте вывешены иллюстрации дымковских игрушек.
Стимулирует процесс мышления
Побуждает к беседе
Стимулирует речевую и двигательную активность
Проверяет правильность организации рабочего места.
Воспитатель ходит по группе и смотрит у кого, что получается, при возникновении трудностей - помогает.
Предлагает детям показать свои работы и рассмотреть работы друг друга.
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Физминутка, пальчиковая гимнастика
Включение детей в деятельность
Рефлексия
- Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Ребята, о ком это стихотворение?
- Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?
- Как она одета?
- Это богатая барышня.
- Что можно рассказать об этой игрушке?
- Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.
Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки.
- Посмотрите, что у меня есть На что она похожа?
- Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?
- Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?
-Голова, какой формы?
-Как будем ее лепить? Какими движениями?
- Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.
- Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?
- А кусок пластилина один. Что надо сделать?
- Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?
- Что теперь нужно сделать?
- Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?
А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
- Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
Узоров на юбке, рюшечек, фартучка
- Давайте, украсим наших барышень. Согласны?
- На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.
- А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
(Э. Котляр)
-Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню
Стимулирует процесс мышления, если дети не отвечают, то воспитатель помогает
Показывает пластиковую заготовку
Беседа сопровождается показом
Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.
Стимулирует речевую активность, мышление память
.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.
Стимулирует речевую и двигательную активность
-О дымковской игрушке
-Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми
-Красивая юбка, на голове шляпа
-У нее на руках малыш, на голове шапочка.
-На юбку дымковской барышни
-Да
Самый большой
Круглой, шар
Дети показывают, круговые движения
Две
Разделить пополам, на две части
Руки похожи на «колбаски», показывают раскатывание пластилина прямыми движениями рук
Прикрепить руки к туловищу
-Головного убора: кокошник, шляпка, глаза, ротик
Повторяют за педагогом слова, движения.
Дети приступают к работе.
Согласны
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Развитие у детей эстетического восприятия
Физическая и эмоциональная разгрузка
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей
Конструкт
по изобразительной деятельности
на тему: «Салфетка с дымковским узором» (аппликация)
Тема:«Салфетка с дымковским узором» (аппликация)
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:дымковские игрушки - барыни; образцы салфеток с различными видами дымковской росписи.
Литературные:стихи о дымковских игрушках, стихи для физкультминутки.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; дидактические игры «Собери дымковский узор»; «Накормим кукол»
Цель: формирование умения составлять узор на квадрате, используя элементы росписи дымковской игрушки.
Задачи образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, с особенностями дымковской росписи.
Развивающие:
Развивать умение радоваться процессу и результату деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к творчеству русского народа
Образовательные:
Способствовать развитию речи
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров
Развивающие:
Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Актуализация темы, постановка цели
Основная часть
Включение детей в деятельность
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа
Рефлексия
Кофточки цветные
Юбки расписные
Шляпы трёхэтажные
Статные и важные.
Кто это?
Правильно, это барышни.
Ребята, вот у этой барышни новоселье - она ждет гостей. Для их приема всё готово, только вот салфеток для всех не хватает, а те, что у нее есть, разукрашены по-разному. А ей так хочется угостить своих подружек чаем на дымковских салфетках.
Какие элементы составляют дымковский узор?
Какими красками он раскрашен?
Сегодня мы с вами украсим салфеточки дымковским узором.
У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?
- Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки!
Посмотрите, как нужно правильно держать кисточку. Держать тремя пальцами, выше металлической части.
Набирать клейстер нужно на самый кончик кисточки и намазывать белую сторону кружка.
Приклеенный кружок нужно прижать тряпочкой, вот так.
-Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
Ребята, кому мы сегодня помогли?
Кукла благодарит детей, приглашает их в гости на чаепитие
.-Спасибо за работу!
Салфетки выполнены просто чудесно!
На них смотреть нам всем интересно!
Воспитатель загадывает детям загадку о дымковской игрушке.
Побуждает к общению, устанавливает контакт с детьми
Предлагает детям рассмотреть салфетки и выбрать из них салфетки с дымковским узором.
Стимулирует процесс мышления
Стимулирует речевую и двигательную активность
Проверяет правильность организации рабочего места.
Воспитатель ходит по группе и смотрит у кого, что получается, при возникновении трудностей - помогает.
Предлагает детям показать свои работы и рассмотреть работы друг друга.
Хвалит детей
Дети рассматривают игрушки и иллюстрации.
Внимательно слушают, отвечают
-Полоски, круги, кольца, мазки, точки, клетки
Едут на “лошадке”, руки вперед
Руки на пояс, наклоны влево – вправо
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд
Дети выполняют аппликацию
Выставляют на всеобщее обозрение свою работу, оценивают работы других детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Умение вступать в диалог
Закрепление знаний детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний
Физическая и эмоциональная разгрузка
Закрепление основных элементов росписи; составление декоративных композиций;
расположение элементов, подбирая их по цвету
Развитие у детей эстетического восприятия
Подведение итогов, развитие умения оценивать работы других детей