Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Для детей данного возраста основной видом деятельности является игра – это жизнь, она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра
как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
В 2015 году открылся новый детский сад №7 «Радуга», мне повезло начинать работу в данном учреждении с самого начала. Готовить группу к приему детей. Пришлось столкнуться с рядом проблем: мне достались дети не адаптированные к детскому саду, недостаточно укомплектованы и оборудованы уголки для полноценного развития детей, я не имела опыта работы с детьми раннего возраста, новый коллектив. Было очень трудно, но интересно. Конечно же, я обращалась за помощью к коллегам и методисту нашего учреждения, использовала и рекомендации из интернета, как лучше создать развивающую среду для комфортного пребывания в группе детей раннего возраста.
Для детей данного возраста основной видом деятельности является игра – это жизнь, она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. Игра для детей – учеба, труд, серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания. Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.
Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Для общего умственного развития ребенка фундаментом является его сенсорное развитие. Это и определило мою работу по самообразованию «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста».
Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
три величины; большая, средняя, маленькая.
В этом учебном году возраст детей в нашей группе составлял с полутора до двух лет и 3 месяцев.
В начале учебного года мною были проверены сенсорные способности малышей. В результате обследования выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму определяют лишь единицы.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого в системе проводила дидактические игры: «Лото-цвета», «Подбери чашки к блюдцам по цвету», «Что бывает такого цвета? », «Цветные кубики», «Башня», «Строим дом», «Большие и маленькие мячики» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка».
В моей работе я заметила, что дети путают цвет, форму и величину в вопросах. Например: задаёшь вопрос, какой формы этот предмет? Дети могут назвать цвет или величину, не называя его формы. Чтобы дети не допускали подобные ошибки, провожу различные дидактические игры:
«Лото» - дети закрывают карточки, используя форму и цвет (слайд)
«Загрузи машину» - ребята загружают машину, используя форму и цвет (слайд)
«Пирамидка» - воспитанники собирают пирамидку от большего к меньшему
«Матрешка» - малыши собирают матрешку от меньшего к большему
Для сенсорного развития каждого ребёнка также в образовательную деятельность включаю и игры-самоделки:
«Горох», с помощью этой игры дети научились застегивать и растягивать замочки; играя в «Паровозик», «Игры с прищепками», «Осьминожки», теперь все воспитанники могут находить соответствие по цвету; в играх «Светофор», «Мухомор», «Бабочка», «Чайник», «Лодка» ребята научились подбирать не только пробки по цвету, но и закручивать их.
Данный дидактический материал был выполнен родителями совместно с детьми и подарен группе. Считаю, что тесное сотрудничество с родителями позволяет в полной мере оказывать положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей. С этой целью провожу активную работу и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Разработала и создала картотеку дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Совместная и систематическая работа позволила нам достигнуть таких высоких результатов.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены. Буду продолжать работу в данном направлении.