Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
1 раунд – «Слоги»
Учитель-логопед: Познакомимся с правилами игры. Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри. Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя. 1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога (файл с изображением называется "ris2") 1. Грач 2. Дятел 3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров. 2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог (файл с изображением называется "ris3") 1. Лось 2. Лиса 3. Белка
Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников. (Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)
2 раунд – «Гласные звуки»
Учитель-логопед: Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э. 1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] (файл с изображением называется "ris4")
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (файл с изображением называется "ris5") 1. синий 2. зелёный 3. красный
3 вопрос:Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук (файл с изображением называется "ris6") 1. мак 2. роза 3. тюльпан
Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зёрнышко учитель-логопед демонстрирует рисовое зёрнышко). (Жюри подводит итоги)
3 раунд – «Согласные звуки и буквы»
Учитель-логопед: Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык) 1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится (файл с изображением называется "ris7") 1. ы 2. м 3. у
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (файл с изображением называется "ris5") 1. синий 2. зелёный 3. красный 3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий (файл с изображением называется "ris8") 1. матрёшка 2. мяч 3. кукла
(Жюри подводит итоги)
4 раунд – «Перемена»
Учитель-логопед: Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки с заданным звуком (файл с изображением называется "ris9")
(Во время конкурса звучит композиция « Буква А»)
5 раунд – «Звуки и буквы»
1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом? (файл с изображением называется "ris10")
(Жюри подводит итоги)
6 раунд «Физкульт - привет»
Учитель-логопед: Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела её изобразим. Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон. (Во время конкурса звучит композиция «Азбука») (Жюри подводит итоги)
7 раунд «Магический шар»
Учитель-логопед: Сегодня в «Магическом шаре» спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы(Жюри подводит итоги)
8 раунд «Спецзадание»
Учитель-логопед: Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон. Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие (файл с изображением называется "ris11") 1. арбуз 2. груша 3. мандарин
(Во время конкурса звучит композиция «Взрослые и дети») (Жюри подводит итоги)
9 раунд «Вопрос на засыпку»
Учитель-логопед: Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем) Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки (файл с изображением называется "ris12")
Дидактическая игра «Найди букву» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
Дидактическая игра «Твердый-мягкий» Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь]) Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука. Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.
Дифференциация звуков [л]—[ль]
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дидактическая игра «Посчитай слоги» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. Вариант 1. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Вариант 2. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.
Дидактическая игра «Подбери слог к картинке» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.
Дидактическая игра «Угадай слово» Цель: совершенствование навыков чтения слов. Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.
Дидактическая игра «Слово рассыпалось» Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов. Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.
Дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.