kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация и индивидуализация образовательной программы по развитию способностей детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация и индивидуализация по развитию способностей детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация и индивидуализация образовательной программы по развитию способностей детей»»



«Дифференциация и индивидуализация образовательной программы по развитию способностей детей»

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования (т.е. образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Следовательно, для реализации ФГОС дошкольного образования необходимо не только определить содержание дошкольного образования , соответствующее пяти образовательным областям , но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей дошкольного стандарта, как индивидуализация дошкольного образования.

Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» дополнено не лишней (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, общественными стереотипами) идеала.

Разнообразие, разность – важные характеристики понимания и принятия мира людей. Вместе с тем, в постоянно изменяющемся мире людей каждому человеку важно оставаться самим собой. Самосознание, самосохранение, самоопределение самоосуществление позволяют ощущать устойчивость своего мира и себя в нем, преодолевать и использовать его вызовы.




Индивидуализация

«Индивидуализация-процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности».

Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями , интересами, соотнесение их со своими «могу - не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.

Индивидуальный подход.

Организация педагогом воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных, чаще всего, или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции и дальнейшего развития.

Индивидуализация образования - основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для взрослых). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей, педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно.


Что представляет собой индивидуализированное обучение?

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.

Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь инструменте. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Цели обучения

Вопрос определения целей обучения в ситуации образования – это вопрос о том, что позволяет ребенку приобретать (сохранять) чувство собственной целостности (самоценности, права на то, что и как он думает, чувствует, делает) в ситуации, когда весь учебный процесс, в том числе и игра, организуется взрослым. Прежде всего, индивидуализация образования означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину», которую нужно наполнить информацией, а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе с взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения- содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

Цели дошкольного образования формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории и от конкретного учебного содержания (областей знаний).

В этом случае ЗУНы являются внутренним содержанием, условием, средством становления и проявления ребенком компетенции в конкретной ситуации. Например, если два ребенка вместе строят башню (дом, гараж) из кубиков, то один из них, предлагая идеи, обсуждая действия, называя предметы, но, не производя действий, практикуется в коммуникативной компетентности, в то время как его партнер, выслушивая и принимая идеи, действует, выбирая лучшие способы крепления деталей, практикуясь в деятельной компетенции. Содержание одно и то же, а компетенции у детей развиваются разные.

Надпредметное формулирование целей не исключает наличия конкретных задач обучения ребенка в конкретных направлениях деятельности (музыкальной, физической, изобразительной). Например, общая надпредметная цель может быть сформулирована как «содействие становлению начал социальной компетентности».

Задачи развития формулируются применительно к ситуации развития конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы. Задачи: учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми; учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей; управлять своим поведением и способами общения; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу и так далее.

Цели воспитания

В гуманистической педагогике, а педагогика индивидуализации именно таковой и является, воспитание определяется как привнесение в сознание подрастающего поколения идей возможности существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности.

Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы жить в обществе, взаимодействовать с разными людьми и не терять при этом своей индивидуальности? Умением понимать эмоциональное состояние свое и других людей, сопереживать и сорадоваться, умением договориться о совместных действиях, правилах, например, очередности пользования какими-либо предметами, игрушками; умением видеть хорошее прежде плохого и не скупиться на добрые слова. Какие черты личности востребованы, приняты? Доброта, оптимизм, инициативность, активность. Соответственно цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста не могут быть освобождены от общечеловеческих норм и правил.



Отличие целей индивидуализации образования от цели всестороннего и гармоничного воспитания и обучения.

Всестороннее и гармоничное воспитание и обучение, как цель дошкольного образования девальвировано временем и несколько дискредитировано общественной образовательной практикой. Содержание образования может быть неактуальным для одного ребенка (или многих детей) в силу своей оторванности от реальных интересов и возможностей, в силу разности социальной ситуации развития детей, обусловленной в том числе и расслоением по социально-экономическому признаку. В том и другом случае обучение (образование) будет неэффективным.

Индивидуализация образования подразумевает индивидуальный (личный) результат, полученный как следствие влияния совокупности факторов. Признается вариативность информированности и практических умений, а не овладение стандартизированным объемом ЗУНов.

Отличие целей индивидуализации образования от целей индивидуального подхода.

Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка (несформированая структура речи, поведенческие особенности и так далее). Нередко предметом индивидуального подхода выбирается «академическая успеваемость», что в принципе противоречит сущности дошкольного образования и его основного постулата «Ребенок может быть любым, и знания, умения, навыки не являются самоцелью».

В отличие от индивидуального подхода индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе»; во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие. В деятельности (самостоятельной или совместной, игровой или учебной, результативной или процессуальной, успешной или не успешной) ребенок всегда поступает в соответствии со своими возможностями, потребностями, индивидуальным стилем. Это не означает, что ему не нужно помогать в преодолении каких-либо трудностей. «Целое всегда больше суммы частей», - писал Л.С.Выготский, тем самым определяя оптимистичный взгляд на развитие ребенка.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Викторовна Ливадняя

Дата: 28.01.2021

Номер свидетельства: 571673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
    ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "161567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422252331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация "Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-individualizatsiia-i-diffierientsiatsiia-protsiessa-obuchieniia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "175055"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424203639"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства