Карточки на звуки С-Ш. Даны характеристики звуков, уточнение артикуляции. Что общего и чем различаются эти звуки. Карточки предназначены для воспитателей и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация С-Ш»
Карточки по дифференциации
[C] - [Ш]
№1 Звуки [С] - [Ш]
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков [ С], [ Ш ]и правильное положение органов речи
Звук [ С]
Согласный, свистящий, глухой, твёрдый, имеет мягкую [ С’]
Описание правильной артикуляции.
Описание правильной артикуляции.
• Губы в улыбке, зубы видны.
• Зубы сближены, но не сомкнуты.
• Широкий кончик языка находится за нижними резцами.
• Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.
• Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зу- бам.
• Посередине языка идёт холодная струя воздуха.
• Воздушная струя идёт через рот.
• Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Звук[ Ш]
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
Описание правильной артикуляции.
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
3.Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, твердые).
4 Чем различаются эти звуки?
Звук С –имеет мягкую пару звук [С'], а звук [Ш]- всегда твердый.
При произнесении звука С- губы улыбаются, язык за нижними зубами, идет холодная воздушная струя.
При произнесении звука [Ш] – губы округляются и выдвигаются вперед, язык за верхними зубами, идет теплая воздушная струя.
5. Упражнения: «Насос – ветер»,
«Холодная – горячая водичка»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…
6.Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах
СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
7.Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах
АС – АШ ЕС – ЕШ
ОС – ОШ ЁС – ЁШ
УС – УШ ЮС – ЮШ
ИС – ИШ ЯС – ЯШ
8. Игра «Запомни и повтори”
СА – ША ША – СА - ША
СО – ШО ШО – СО - СО
СУ – ШУ ШУ – СУ - СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ - СЫ
9.Игра «Повтори только последний слог в слове»
Наша Маша хороша- ша
Укусила в нос оса- са-
Наши ушки хороши- ши
У осы усы-сы
Бегает лиса- са-
Ягоды в лесу- су
Дали колесо –со
Нет карандаша- ша
№2 Звуки [С] - [Ш]
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков [ С], [ Ш ]и правильное положение органов речи
3.Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, твердые).
Чем различаются эти звуки?
5.Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах
АС – АШ ЕС – ЕШ
ОС – ОШ ЁС – ЁШ
УС – УШ ЮС – ЮШ
ИС – ИШ ЯС – ЯШ
6.Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах
АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША
АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ
7. Игра «Запомни и повтори”
СНА – ШНА - СНА СМА – ШМА - ШМА
ШКА – СКА – СКА СТА – СТА – ШТА
СНО – ШНО - СНО СМО – ШМО - ШМО
ШКО – СКО – СКО СТО – СТО – ШТО
8. Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
сайка – шапка мешать – писать салат - шалаш
сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
Суд – шут сов – шов спит – шипит
Споры – шпоры стиль – штиль соли – шали
9.Игра «Поездка в спортивный лагерь».
На зимние каникулы Саша едет в спортивный лагерь. С собой он возьмет большую сумку с вещами. Рассмотри картинки и перечисли, какие вещи есть в Сашиной сумке.