kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация цветов спектра детьми младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное усвоением действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация цветов спектра детьми младшего дошкольного возраста»»



Исследование

Воспитателя младшей группы МДОУ детского сада №10 «Солнышко»

Александровой Ирины Ивановны

по теме:


«Дифференциация цветов спектра детьми младшего дошкольного возраста»









Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное усвоением действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение и происходит стихийно, без разумного, педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания и начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление с общепринятыми эталонами и способами их использования.

Дети младшего возраста уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен и т. д.) Дети этого возраста проявляют спонтанный интерес к цвету и другим признакам предметов окружающего мира, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах, ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Большинство детей младшего возраста могут различать основные цвета, т.к. первые игры даются на классификацию этого признака. Однако многие испытывают трудности при словесном обозначении цвета.

Детский сад учитывает интерес детей и пытается расширить знания в области цвета, но знакомство с содержанием этого понятия не систематично и зачастую случайно.

Оно осуществляется, например, в процессе рисования красками или в ходе занятия конструированием, а также на занятии по аппликации при распределении отдельных деталей материала и т.д.

Учитывая вышесказанное, я решила создать такие условия, которые способствовали бы формированию познавательных способностей детей младшего возраста. Поэтому работу по восприятию цвета с детьми младшего возраста я начала с оформления групповой комнаты. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.

Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.

Готовя пособия, я опиралась на эталонную систему цветов спектра. А опыт работы в младшей группе показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта, и тепло, поэтому малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.

Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом придерживаюсь принципа последовательности, который предусматривает постепенное усложнение знаний. Занятия провожу в игровой форме с использованием подвижных игр, русских народных потешек, пальчиковой гимнастики.

Для проведения исследования я использовала опыт работы по данной теме учёных и практических работников из западногерманского города Брема, поставивших себе цель создание такого руководства воспитанием дошкольников, которое способствовало всестороннему развитию детей, в том числе и их познавательной сферы. При разработке методики учёные исходили из того, что, во-первых, она должна опираться на целостную научную концепцию о развитии ребёнка (в качестве которой была выбрана концепция известного швейцарского учёного Ж. Пиаже), во-вторых, акцент в практической работе воспитателей должен быть сделан на развитие ориентировочных познавательных действий детей, отработку которых следует осуществлять на специально подобранном материале, а закрепление – в процессе разных видов деятельности (рисовании, аппликации, конструировании и т.д.), и в-третьих, форма организации обучения должна быть хотя и свободной, соответствующей интересам детей, но и контролируемой воспитателем. В качестве такой формы в основном используется игра.

Конкретная цель обучения – научить детей различать и называть цвет, систематизировать предметы по этому признаку.

Обучение начинается с хорошо известного детям красного цвета. Дети должны научиться различать не только основные тона, но и их оттенки, например, по отношению к зелёному цвету – тёмно-зелёный, светло-зелёный. Строгое следование одного этапа обучения за другим необязательно. В зависимости от уровня развития детей воспитатель может объединить или исключить некоторые этапы.

Дети младшего возраста уже различают основные цвета, поэтому первые игры, как правило, даются на классификацию этого признака.

После знакомства с признаком следует игра на называние, и только потом даётся игра на группировку предметов на основе общего признака, т.е. игра на систематизацию, которая предполагает различение и называние соответствующего цвета. Затем идут игры в которых закрепляется пройденный материал. Это строительные игры, подвижные игры, игры по изготовлению поделок с воспитателем.

Методика предполагает рекомендации по закреплению материала в повседневной жизни (в течение дня).

В работе по данной методике используется тот материал, которым располагает каждый детский сад: игрушки-автомобили, кубики, различные мелкие предметы, специально подобранный дидактический материал. Изготавливаются карточки, которые потом становятся заместителями соответствующего цвета.










ПРОБЛЕМА:

Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ:

Использовать систему последовательного усвоения умственных действий в качестве подготовки к усвоению собственно логических действий.

ГИПОТЕЗА:

К концу исследования до 90% детей научаться различать цвета спектра.

ЗАДАЧА:

Научить детей различать, называть и систематизировать цвета спектра.
















Констатирующий

эксперимент


(1 серия)












Формирующий

эксперимент




















Содержание формирующего эксперимента


Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Знакомство с красным цветом и его оттенками.

Октябрь

Знакомство с синим и жёлтым цветами спектра.

Ноябрь

Знакомство с зелёным цветом спектра.

Декабрь

Знакомство с оттенками зелёного цвета: светло-зелёным, тёмно-зелёным.

Январь

Знакомство с белым, чёрным и серым цветами.

Февраль

Знакомство с серым цветом и его оттенками: светло-серым, тёмно-серым.

Март

Знакомство с оранжевым цветом спектра.

Апрель

Знакомство с коричневым цветом спектра.

Май

Игры-занятия на закрепление материала по всем цветам спектра.



























Психолого-педагогические

выводы








Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что его отличительной особенностью является то, что дана система последовательного усвоения умственных действий, которая не позволяет выходить за пределы непосредственного опыта ребёнка, и тем самым подготавливает его к усвоению собственно к усвоению собственно логических действий. Несмотря на то, что вся система в целом направлена на развитие наглядно-образного мышления и сенсорных способностей, в конечном итоге она нацелена на формирование предпосылок логических форм мышления. Обе задачи органично взаимосвязаны. Их успешному решению способствует чёткость в подаче материала и в определении этапов обучения.

Существенную роль, на мой взгляд, играет введение карточек с условными изображениями усваиваемых цветов, которые выполняют роль опосредующего звена при сравнении предметов между собой, т.е. способствуют формированию эталонных представлений о соответствующих признаках предметов.

В процессе исследования детям давались не только знания направленные на заучивание, например, определённых обозначений цвета, но и на переработку и обобщение полученных знаний. Это значит, что при восприятии, к примеру, нескольких цветных предметов ребёнок усваивает сенсорный эталон цвета, может различать их по признаку цвета, может сгруппировать по определённым основаниям и подобрать наименования для получения группировок, как то: красные мячи, зелёные кубики.

Ребёнок способен сравнивать и отдельные признаки. Например, «Это листик светлее других». Ребёнок учиться устанавливать взаимосвязи между знаниями о признаках цвета, координировать их и выражаться с помощью языковых средств, и всё это благодаря осуществлению целенаправленного различения, называния, упорядочивания и сравнения свойств предметов.

При обращении со знакомыми предметами в знакомых игровых ситуациях дети приобрели опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений, и на языковом уровне. Эти три уровня играют большую роль в развитии восприятия, т.е. в выявлении признаков различия и сходства предметов по которым они могут быть классифицированы или объединены в группы.

Вся работа строится на знакомом ребёнку содержании, а новый опыт, приобретаемый в различных учебных ситуациях ребёнок соотносит с уже имеющимся. Затем этот расширенный опыт используется в более сложных учебных ситуациях. Перенос усвоенных знаний в ситуации, возникающие в течение дня, чрезвычайно важен для расширения кругозора детей и для формирования учебной деятельности.

Импользуя данную методику в своём исследовании я получила достаточно хороший результат: 99% детей научились дифференцировать цвета спектра, о чём свидетельствуют результаты второй серии констатирующего эксперимента.

По результатам наблюдений за свободной самостоятельной деятельностью детей можно сделать вывод, что дети не только различают цвета, но и правильно называют их. Значительно обогатился словарный запас – дети называют игрушку, одновременно обозначая её цвет: «Дай мне розовую чашку», «У моего мишки красная рубашка» и т.д.

Я считаю, что полученные детьми знания и накопленный опыт будут способствовать развитию познавательного интереса, формированию предпосылок развития учебной деятельности.
























Констатирующий

эксперимент


(2 серия)
























Приложение










ЦВЕТ

Детей знакомят со следующими цветами:

  1. Красный – синий – жёлтый.

  2. Зелёный: тёмно-зелёный, светло-зелёный.

  3. Чёрный – серый – белый.

  4. Оранжевый – коричневый.


МЕТОДИКА


Знакомство с красным – жёлтым – синим цветами.

Различение – называние – систематизация


М а т е р и а л. 10 красных, 10 синих, 10 жёлтых колечек от пирамидок или каких либо других групп сходных предметов, внутри каждой из которых предметы отличаются лишь по степени выраженности какого либо признака (например величине), но одинаковы по цвету; 1 красная, 1 синяя, 1 жёлтая палочка (или шарик); листы бумаги с цветными пятнами; специально подобранный дидактический материал.


Игра на классификацию

Н а й ди п р е д м е т ы т а к о г о ж е ц в е т а


Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения красного, синего, и жёлтого цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок (тоже красного, синего и жёлтого цветов. Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки, с изображением синего цвета – все синие колечки и т.д.

В конце игры дети совместно строят из разноцветных колечек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказывают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.



Игры на называние

Н а з о в и ц в е т п р е д м е т а


Ребёнок (или воспитатель) прячут в руке палочку или шарик (красный, синий или жёлтый) и предлагает детям отгадать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.


У г а д а й, к а к о г о ц в е т а о д е ж д а


Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)».


Игра на систематизацию


Р а з л о ж и п р е м е т ы п о ц в е т у


Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (например, мозаику или строительный материал) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.


Закрепление материала в течение дня


Чтобы закрепить полученные о цвете знания, необходимо проводить с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду. Когда и как это делать? Данную задачу помогут решить приведённые ниже игры и упражнения, которые можно использовать и на других этапах обучения. Главное – чаще фиксировать внимание детей на цвете.

При р а с с м а т р и в а н и и к н и тж н ы х и л л ю с т р а ц и й воспитатель подбирает книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. Педагог рассматривает их вместе с детьми.

В б е с е д а х с д е т ь м и воспитатель заводит разговор о цвете, предлагает каждому ребёнку назвать свой любимый цвет.

Во время р и с о в а н и я воспитатель предлагает детям использовать заданные краски, например, синего, красного и жёлтого цветов.

Во время и з г о в л е н и я п о д е л о к дети выбирают из предложенной воспитателем бумаги листы красного, синего и жёлтого цветов.

При и з г о т о в л е н и и к а р т о ч е к дети получают квадратики бумаги (6х6 см или немного больше), на которых они рисуют любую фигуру абстрактной формы, но обязательно красного, синего или жёлтого цвета. После этого дети ищут и называют предметы такого же цвета среди тех, которве находятся в групповой комнате. Например, ребёнок, который нарисовал красную фигуру, может назвать красный шар, красное ведро, красную машину и т.д.



ЗНАКОМСТВО С ЗЕЛЁНЫМ ЦВЕТОМ И ЕГО ОТТЕНКАМИ: СВЕТЛО-ЗЕЛЁНЫМ И ТЁМНО-ЗЕЛЁНЫМ


Различие – называние – систематизация


Прежде, чем знакомить детей с оттенками, воспитатель должен убедиться в том, что дети хорошо знают зелёный цвет.

При определении светло- и тёмно-зелёного цветов нужно обратить внимание на относительность характеристики этих оттенков, которые могут быть узнаны только при сравнении.

Воспитатель выбирает такие светло- и тёмно-зелёные цвета, чтобы дети сразу же могли определить их и заметить различие.

М а т е р и а л. 6 карточек для обозначения зелёного цвета; листья; по 6 жёлтых, синих, красных, светло- и тёмно-зелёных счётных палочек.


Игра на классификацию


Н а й д и п р е д м е т т а к о г о ж е ц в е т а


Воспитатель заранее готовит карточки для обозначения зелёного цвета и приносит в группу предметы зелёного цвета, например, зелёную кофту, зелёный шарф, зелёную вазу и т.д.

Педагог кладёт перед ребёнком карточку, просит его найти в группе предмет такого же цвета и положить этот предмет рядом с карточкой.

Аппликация


Воспитатель даёт детям листья разной формы и различных оттенков зелёного цвета. Ребята делают совместную аппликацию «Дерево». Затем они рассматривают готовую работу и говорят о различных оттенках зелёного цвета. Воспитатель следит за тем, чтобы дошкольники в своей речи употребляли слово светло- и тёмно-зелёный.


Игра на называние


К а к о й п а л о ч к и н е с т а л о


Воспитатель кладёт на стол счётные палочки: 2 светло- и 2 тёмно-зелёные, 1 синюю и 1 жёлтую. Водящий убирает одну палочку, остальные дети должны определить, какого цвета палочки не стало.



Игра на систематизацию


П о с т р о й у л и ц у и з с ч ё т н ы х п а л о ч е к


На столе вперемешку лежат по 6 палочек красного, жёлтого, синего, светло- и тёмно-зелёного цветов. Воспитатель просит выбрать из них все светло- и тёмно-зелёные. Из этих палочек дети строят «Улицу», чередуя их по цвету.


Закрепление материала в течение дня


Во время р и с о в а н и я воспитатель предлагает детям нарисовать «Луг». Они выбирают краски, необходимые для выполнения задания (красную, синюю, зелёную, жёлтую). При этом дети могут наблюдать за тем, как, растворяясь в воде, акварельная краска окрашивает её в зелёный цвет разных оттенков.

При и з у ч е н и и п р а в и л д о р о ж н о г о д в и ж е н я воспитатель особое внимание обращает на цвет светофора.

Во время п р о г у л к и педагог рассматривает с детьми траву, листья на кустах и деревьях, обращает внимание детей на разные оттенки зелёного цвета.

При р а с с м а т р и в а н и и с п е ц и а л ь н о п о д о б р а н н ы х к н и г воспитатель закрепляет в первую очередь знания о зелёном цвете. Дети называют также предметы красного, синего и жёлтого цветов, изображённые в рассматриваемой книге.



ЗНАКОМСТВО С БЕЛЫМ – СЕРЫМ – ЧЁРНЫМ ЦВЕТАМИ


Различение – называние – систематизация


Дети 4 лет уже хорошо знают и правильно называют белый и чёрный цвета, поэтому на данном этапе особое внимание следует уделить серому цвету.

М а т е р и а л : 2 листа газеты; 1 лист белой бумаги; горсть белого порошка (например, толчённого мела); горсть чёрного порошка (влажной земли)4 картонные полоски (10х3см): 3 белых, 3 светло-серых, 3 тёмно-серых, и 3 чёрных.


Игра на классификацию


П р е в р а щ е н и я


Воспитатель кладёт на стол 2 листа газеты и 1 белый лист бумаги. Даёт детям время рассмотреть их. Потом высыпает белый порошок на один газетный лист, а чёрный – на другой.

На белом листе дети перемешивают эти порошки и наблюдают, как получаются различные оттенки серого цвета, говорят об этом, называя их.


Игры на называние


О т г а д а й ц в е т


Ребёнок прячет под платок полоску белого, серого или чёрного цвета. Остальные дети отгадывают, какого цвета полоску спрятал ребёнок.

Игра на систематизацию


Воспитатель даёт детям полоски белого, чёрного, светло-серого и тёмно-серого цветов. Предлагает расположить сначала по нарастанию насыщенности цвета серые полоски(от светло-серой до тёмно-серой), а затем поставить в этот ряд полоски белого и чёрного цветов. При повторном задании порядок расположения полосок обратный (от чёрного до белого цвета).


Закрепление материала в течение дня


Во время п е н и я предлагают спеть песню, в которой упоминается название цветов: чёрный – серый – белый. Можно поиграть в игру «Чёрного и белого не называть».

Во время б е с е д ы воспитатель уточняет, кто носит белую одежду (врач, повар); чёрную одежду; можно ли цветом изобразить чувства человека: радость, печаль.

Во время р и с о в а н и я дети рисуют «Дождливый день», используя чёрную тушь и мел (или акварель, или гуашь соответствующих цветов).

При и з г о т о в л е н и и к а р т о ч е к для обозначения белого, чёрного и серого цветов дети закрашивают чёрную бумагу мелом. Затем воспитатель показывает ребёнку карточку, а он должен найти в группе предмет такого же цвета.

Во время р о л е в ы х и г р дети могут использовать предметы чёрного, белого и серого тонов.



ЗНАКОМСТВО С ОРАНЖЕВЫМ И КОРИЧНЕВЫМ ЦВЕТАМИ



Различение – называние – систематизация


М а т е р и а л . Апельсины, каштаны, зёрна от яблок (или другие предметы соответствующего цвета); счётные палочки: по 4 светло-зелёных, тёмно-зелёных, жёлтых, синих, 6 оранжевых и 6 коричневых.


Игры на классификацию


На столе лежат апельсины и каштаны. Воспитатель даёт детям лист бумаги и краски: оранжевую и коричневую, предлагает нарисовать апельсины и каштаны. После выполнения задания дети рассматривают рисунки.


Изготовление человечка


Воспитатель кладёт на стол каштаны, зёрна от яблок, шишки, палочки, оранжевый пластилин и предлагает сделать человечка.


Игра на называние


Дети играют в игру «Я вижу то, что ты не видишь и оно коричневого (оранжевого) цвета».

Чтобы все смогли справиться с заданием, дети должны заранее договориться о том, какие предметы будут загадывать (например, те, которые находятся только в кукольном уголке или на полке и т.д.) Предмет, который загадывается, должен быть хорошо знаком детям.


Игра на систематизацию


П о с т р о й у л и ц у !


Счётные палочки лежат на столе вперемежку: по 4 светло- и тёмно-зелёных, жёлтых, синих, по 6 оранжевых и коричневых.

Дети выбирают только коричневые и оранжевые, из которых они будут строить улицу. Один ребёнок становиться ведущим мастером. Он называет цвет, остальные выкладывают палочки названного цвета.


Закрепление материала в течение дня


Во время п р о г у л к и в парке (осенью) дети вместе с воспитателем рассматривают опавшие листья и называю их цвет.

При р а с с м а т р и в а н и и м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т о в (флейта, кастаньеты, ксилофон и т.д.) обращается внимание на различные оттенки коричневого цвета материала, из которого сделаны инструменты.

При р а с с м а т р и в а н и и к н и ж н ы х и л л ю с т р а ц и й воспитатель обращает внимание детей на изображённые предметы оранжевого и коричневого цветов.

Дети и з г о т а в л и в а ю т к а р т о ч к и для обозначения оранжевого и коричневого цветов.

Во время р и с о в а н и я дети рисуют красками. Оранжевую краску они получают путём смешивания жёлтой и красной, а коричневую путём смешивания жёлтой, чёрной и красной.


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА


В конце раздела «Знакомство с цветом» проводятся игровые занятия для закрепления пройденного материала. Одновременно эти игры дают возможность воспитателю выявить, какие дети испытывают трудности в различении, систематизации и назывании тех или иных цветов. Если это имеет место, то воспитатель выбирает из учебного материала соответствующие игры и проводит их повторно.

М а т е р и а л . По 3 карточки красного, синего, жёлтого, светло- и тёмно-зелёного, серого, оранжевого, коричневого, чёрного и белого цветов; заранее подготовленные и разложенные в групповой комнате предметы таких же цветов; настольные игры типа «Разноцветные воздушные шары».


Игры на систематизацию


Н а й д и п р е д м е т ы т а к о г о ж е ц в е т а


  1. На столе цветной стороной вниз в куче лежат карточки для обозначения цветов. Дети по очереди берут карточки, определяют и называют цвет, ищут предметы такого же цвета в групповой комнате.

  2. Водящий говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, коричневое, чёрное и т.д.)». Ребёнок уходит, остальные ищут в групповой комнате предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено задание. Игра повторяется несколько раз.


Настольные игры


Воспитатель предлагает детям поиграть в настольную игру, например, «Разноцветные воздушные шары», объясняет правила и принимает в ней участие.


Рисование


Дети рисуют красками разноцветные картинки, используя как можно больше цветов.

Потом все вместе рассматривают некоторые из них, накладывают на рисунки разноцветный целлофан, наблюдают, как изменяется цвет под целлофаном.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Дифференциация цветов спектра детьми младшего дошкольного возраста»

Автор: Александрова Ирина Ивановна

Дата: 02.09.2017

Номер свидетельства: 427090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства