Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД "Использование мнемотехники для дошкольников"»
МБУДО «Дом детского творчества»
Доклад
Использование мнемотехники для дошкольников
Подготовила педагог дополнительного
образования Солтарь Л.В.
Слайд №1
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время
становится более актуальным.
Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения,
внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно
связаны с полноценным развитием речи.
Основа обучения – развитие творческого познания.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно
образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе
образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Актуальность:
Речевые проблемы у детей дошкольного возраста:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
-недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Слайд №3
Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Слайд №4
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их используют для:
*обогащения словарного запаса, *при обучении составлению рассказов, *при пересказах художественной литературы, *при отгадывании и загадывании загадок, *при заучивании стихов.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,
некоторых действий и др.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить
так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд №6
Использование мнемоквадратов на развитие память.
Слайд №7
Мнемодорожка – ряд картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Слайд №9
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Слайд №10
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
Заучивания стихов;
При отгадывании и загадывании загадок;
При пересказе текстов;
При составлении описательных рассказов
Слайд №11
Заучивание стихотворений
В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Слайд № 15
При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику. Работа состоит из нескольких этапов:
Этап №1 - Рассматривание таблицы и
разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации,
т.е. преобразование из абстрактных символов
в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ
информации (сказки, рассказа) с опорой на
символы (образы),т.е происходит отработка
метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка
мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть
воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Слайд 16
В результате использования мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.