Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Доклад на педагогическом совете:
Реализация педагогического проекта
«Вежливый пешеход» с детьми
средней группы (4-5 лет).
Подготовила воспитатель: Балыкова О.А
г. о. Саранск, 2021г.
Актуальность: из года в год увеличивается поток машин на дорогах, такая ситуация способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров.
На сегодняшний день практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому воспитанники встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории.
Таким образом, данная проблема, которая касается ребенка и улицы, ребенка и автомобиля приобретает все большую значимость.
В соответствии с этим, мной был разработан педагогический проект «Вежливый пешеход», рассчитан на детей среднего возраста.
Тип проекта – познавательно – практический
По длительности – долгосрочный (октябрь 2020г.- май 2021г.)
Участники проекта: Воспитатели и дети средней группы, родители.
Методы проекта:
Этапы реализации проекта:
Первый этап-подготовительный.
1.Изучение методической литературы
2.Организация предметно-развивающей среды
3.Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет- ресурсов по теме проекта.
Второй этап - познавательно – творческий.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, ознакомление с художественной литературой по теме «Правила дорожного движения», взаимодействие с семьёй.
Третий этап – заключительный.
Оформление выставки совместной работы детей и родителе «Дорожные знаки моего города». Открытая интегрированная ООД по конструированию и ПДД «Грузовичок в гостях у ребят».
Новизна проекта: заключается в определении влияния дополнительных дорожно-познавательных занятий на развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, координации движений, выработки реакции на опасность, умение находить правильный выбор из проблемно-поисковой создавшейся ситуации, осознавая происходящее на дорогах.
Отличительные особенности проекта: заключается в использовании метода проблемного обучения. Суть проблемного метода обучения правилам безопасного поведения на дорогах заключается в том, что детям не даётся простой набор указаний и правил, а создаётся познавательная ситуация, решая которую, ребёнок получает возможность изыскивать средства решения, используя при этом ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
В составлении проекта я опиралась на следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их на улице, в условиях дорожного движения в общественном транспорте в поезде и в автомобиле. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Цель проекта – формирование у детей навыков безопасного поведения в условиях дорожного движения.
Задачи программы:
Обучающие - создавать образовательные ситуации для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения и самостоятельного нахождения путей решения проблемы;
Закреплять знания о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД;
Развивающие - развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке; - вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитательные - продолжать воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки:
По завершению обучения раздела у детей будут сформированы:
- знания о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и представления о работе сотрудников ГИБДД;
- знания о назначении дорожных знаков, о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора;
- закрепят понятия: слева, справа, далеко, близко, вдоль, напротив и т.д.
- будет совершенствоваться умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них;
- будет формироваться умение уметь применять правила дорожного движения в различных жизненных ситуациях.
-дети овладеют навыками безопасного поведения на улице и транспорте (общественный транспорт, автомобиль).
Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
При построении работыпо изучению детьми ПДД я опиралась на учебно- тематический план, в основу которого входят такие темы:
1. «Строим улицу»
2. «Выполни верно»
3. «Путешествие Колобка по улице»
4. «Объясни»
5. «Островок безопасности»
( и т.д. следуя учебно-тематическому плану работы)
Для обучения детей ПДД использовала такие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем (подсказать сказочному персонажу, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить).
2. Словесные приемы – устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); беседа: «Строим улицу», «Путешествие Колобка по улице», «Загородные дороги», «Работа сотрудника ГИБДД», «Твой приятель- Светофор».
-плакаты «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения для детей»;
- дидактические игры «Угадай, какой знак», «Улица города», «Поставь дорожный знак», «Наша улица», «Можно – нельзя, правильно – не правильно», «Светофор», «Дорожные знаки для пешеходов», «Учись быть пешеходом», «Красный, зеленый»;
- настольно-печатные игры «Учим дорожные знаки», «Законы улицы и дорог», «Азбука Безопасности», «Правила дорожного движения для маленьких»;
- предметные картинки «Дорожные знаки», «Как избежать неприятностей»;
- детская литература С. Волков «Как пройти через дорогу», «Пешеходы и машины», А. Тюняев «Дорожные знаки», А.Усачев «Правила дорожного движения».
4. Наглядные приемы – рассматривание плакатов, иллюстраций по различным дорожным ситуациям, а так же по изучению дорожных знаков.
5. Художественное слово – стихи, сказки, загадки, рассказы.
6. Использование макета, где дети сами создают опасные и безопасные дорожные ситуации и объясняют свою точку зрения.
7.Художественного творчества : лепка, аппликация, рисование.
С помощью игр закрепляла знания детей о транспорте, дорожных знаках, правила для пешеходов. С детьми составляли рассказы об опасных ситуациях на дороге, что расширяет у детей представления о возможных опасностях и способах их избегания.
Интересной и эффективной для формирований знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира стали организация игр – соревнований в форме викторин, где ребенку предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность в решении задач на знания ПДД.
Немаловажную роль для закрепления и желания детей использовать в жизни навыков безопасного поведения на дороге, я предлагала детям разбор проблемных ситуаций из окружающей жизни. По иллюстрациям, а так же с помощью игрушек моделировала ситуации негативного поведения детей в транспорте, на тротуаре, на дороге, где дети самостоятельно находили и объясняли новое решение того или иного поведения.
Так же повела работу с родителями :
- Анкетирование
- Онлайн-консультации
- Памятки и буклеты на тему «Изучаем ПДД с детьми»
Работа над педагогическим проектом «Вежливый пешеход» еще не окончена но предварительно можно подвести некоторые итог:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге 100% детей;
-овладение представлениями о строении улиц, назначении дорожных знаков 100% детей;
-формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге (в процессе формирования);
-овладением навыками личной безопасности при поездках в общественном транспорте, автомобиле (в процессе формирования);
По итогам диагностики выявлены следующие результаты:
Уровни
Результаты
Высокий
4
20%
Средний
16
80%
Низкий
0
0%
Считаю, что мой опыт работы будет получен воспитателям детского сада, родителям, заинтересованным в воспитании у детей основ культуры безопасность поведения.
Приложение 1
Перечень знаний, которыми должны владеть дети среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)
На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Приложение 2.
Художественная литература:
1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
5. Житков Б. «Светофор»;
6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
8. Кожевников В. «Светофор»;
9. Кончаловская Н. «Самокат»;
10. Мигунова И. «Друг светофор»;
11. Михалков С. «Дядя Степа»;
12. Михалков С.«Моя улица»;
13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
14. Михалков С.«Скверная история»;
15. Обойщиков К. «Светофорик»;
16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
17. Хурманек Д. «Перекресток».
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности
детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;