kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектно-исследовательской технологии для развития познавательно-творческой активности ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности» (из опыта работы)»

Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ№2

им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

Детский сад «Почемучка»






Доклад на тему:

«Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности»

(из опыта работы)














Воспитатель: Малахова Г.В.








Калининск 2019г.

«Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности»

(из опыта работы)

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Учёными-педагогами выявлены условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды;

  • Включение занимательности в содержание занятий;

  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;

  • Вовлечение в выполнение творческих заданий;

  • Интеграция разнообразной деятельности;

  • Организация экспериментирования;

Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектная деятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск.

Вся работа строится на следующих принципах:

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы начинаем с изучения интересов детей. На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.

Так в ранней группе был разработан исследовательско-творческий проект «Игрушки», где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Дети учились внимательно рассматривать игрушки, обогащался словарный запас, развивались навыки фразовой и связной речи. Совершенствовался уровень накопленных практических навыков игр с игрушками, так же побуждали детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировали к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».(мяч может прыгать катиться, и не тонет)

В младшей группе был разработан творческий проект совместно с родителями «Читаем вместе с детьми». Этим проектом мы достигли поставленной цели. Дети, рассказывали какие книги им прочитали родители, и с особой гордостью «читали» книжечки которые изготовили совместно с родителями.

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста, является главной задачей детского сада. Поэтому каждый год мы брали проект на решение этой задачи. Эти проекты были весёлыми и задорными, все получили массу впечатлений. Родители принимали активное участие и пополнили физкультурный уголок различным физкультурным инвентарем изготовленным самостоятельно. Ребятам очень нравиться когда на занятиях мы используем инвентарь, который был изготовлен родителями.

Особый интерес в средней группе вызвал творческий проект «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству». Родители помогли создать мини музей из предметов русского быта, и «Книгу народной мудрости». Дети с интересом знакомились с разными видами фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Итогом проекта было интегрированное НОД «Ярмарка». Детям понравилось русско-народное одеяние, хороводные игры, и сама ярмарка на которой за продажу своих работ получили «целковый». После проекта дети принимали участие в региональном конкурсе с инсценировкой русской народной песней «Где был Иванушка» и заняли второе место.

Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему близок. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, кто-то рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то конструирует) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе.

- Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

- При использовании проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,

дай попробовать - и я пойму!»

Т. е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Малахова Галина Викторовна

Дата: 08.08.2019

Номер свидетельства: 517480


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства