Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Типы физкультурных занятий по содержанию и поставленным задачам"»
Доклад на тему:
Типы физкультурных занятий по содержанию и поставленным задачам
Физкультурное занятие – самая эффективная школа обучения движениям. Другие, несомненно, важные формы организации физического воспитания, не могут обеспечить системного накопления двигательного опыта детей.
Физкультурное занятие – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы в ДОУ.
Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию.
Обучение движениям приобретает, таким образом, специфическую направленность: не подражать, а сотворять. Успех деятельности, безусловно, определяет творчески работающий воспитатель.
В самом деле, прыгать по очереди через один «ручеек», начерченный воспитателем, довольно скучное, неинтересное, да и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Другое дело, когда ручейков много, широких и узких, коротких и длинных, да и текут они в разные стороны, а еще лучше, если они начерчены разноцветными мелками, тогда хочется прыгнуть и через красный, и через синий, и через зеленый – кто через какой хочет. И, главное, не надо ожидать очереди! Вот ситуация, когда ребенку предоставляется возможность выбирать вот самое начало его творческих, еще не осознаваемых поисков, вот созданная взрослым проблемная ситуация, которая поддерживает и совершенствует игровую позицию ребенка, интерес к процессу, стремление многократно повторить движение.
Внимание к технике как таковой, правильность выполнения на начальном этапе обучения – это как бы второй план. Главное – вызвать желание действовать.
Таких ситуаций множество. Почему, например, все должны идти «через речку к кукле в гости», по одному мостику? Мостиков может быть несколько, они разной высоты и ширины (доска, скамейка и т.д.). А можно идти по камешкам – куски доски, фанеры или картона. Вот и пусть каждый выбирает себе « переправу», какую хочет.
И на другом берегу живет целый игрушечный город – 5 -6 разных игрушек (Чебурашка, Каркуша, Степашка, Хрюша). Дети движутся все одновременно, в разных направлениях, в удобном для каждого ритме и темпе, и, что особенно важно, выполняются таки двигательные действия с большим удовольствием, одновременно решается проблема двигательной активности (ДА).
В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Самое главное – быть уверенным в том, что способ подачи двигательного задания вызывает адекватную реакцию детей.
Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей. Они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:
- вводная часть;
- основная часть;
- заключительная.
Вводная часть
Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Для того, чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:
- строевые упражнения;
- упражнения на внимание;
- разные виды ходьбы;
- разные виды бега;
- упражнения в равновесии;
- упражнения в ползании;
- прыжковые упражнения;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
-танцевальные упражнения.
Продолжительность вводной части в зависимости от возраста детей: 2-6 мин.
Основная часть
Задача: формирование основных двигательных навыков и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
В основной части планируют:
- общеразвивающие упражнения.
Требования к подбору ОРУ:
1. ОРУ подбираются по схеме;
2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
Способы раздачи пособий:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/
- Основные движения.
Способы организации детей на выполнение основных движений:
1.фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.
- обеспечивает высокую моторную плотность;
- руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;
- руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми;
- дети приучаются к коллективному выполнению движений.
Недостатки - затрудняет индивидуальный подход;
- трудно контролировать качество выполнения движений.
2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.
Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;
Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.
3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.
Используется с младшей группы. Высокая моторная плотность.
Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.
Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.
4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
- руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;
- удобно организовать страховку;
- следить за качеством выполнения упражнений.
Недостатки - низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит:
- от сложности и характера упражнений;
- от места проведения;
- от оснащенности;
- от возраста и подготовленности детей.
5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель по физическому воспитанию страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения ( лазанье, прыжки и др.)
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.
- Подвижная игра.
1. игра должна быть знакомой;
2. соответствовать возрастным особенностям детей;
3. большой подвижности;
4. времени года
5. желательно двигательное содержание игры не должно повторять ОД, используемых на занятии.
Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где - ОРУ отводится от 3 – 7 мин; ОД – 8 – 12 мин
Заключительная часть.
Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
Планируется:
- игра малой подвижности;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- самомассаж;
- ходьба.
Продолжительность заключительной части – 2 – 4 мин.
Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.
Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
• на каждом физкультурном занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
• обучение основным движениям должно осуществляться по тём этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
• содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Физкультурные занятия бывают:
- Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
Тренировочные занятия – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.
Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.
- Сюжетное: построено на одном сюжете.
Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.
- Круговая тренировка – способ организации физических занятий. Используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.
В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажёры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.
-Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д. Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
-Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
-Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.
-Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
-Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах. Оно, например, может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов» для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.
- Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;
- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка; - занятие контрольного и учетного характера, где проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог. Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий.
Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель:
научить детей правильно и красиво двигаться,
развивать их физические способности,
воспитывать моральные качества,
помочь освоить элементы техники выполнения движений.
Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его содержания и проведения.