Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Трехязычие в системе дошкольной организации- средство формирования поликультурной личности"»
ГККП Детский сад № 2 «Жұлдыз»
отдела образования Акмолинской области
Доклад на тему:
«Трехязычие в системе дошкольной организации - средство формирования поликультурной личности "
Из опыта работы воспитателя средней группы «Қошақан» с русским языком обучения Детского сада № 2 «Жұлдыз» города Кокшетау
город Кокшетау
2017г.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику» Н. А. Назарбаев «Новый Казахстан – в новом мире».
Полиязычное образование становится нормой жизни нашего общества. Знание иностранных языков - необходимость современного мира. Сегодня перед нами педагогами стоит задача: формирование поликультурной личности.
Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Понимая, что английский язык - язык международного общения, все больше родителей стремятся вложить в уста своего ребенка иностранную речь с первых лет жизни. Дошкольный возраст призван психологами наиболее благоприятным периодом для раннего обучения второму и третьему языку. Формирование в дошкольном возрасте у детей речевых компетентностей имеет огромное значение. У детей развиваются способности самостоятельно и творчески выражать мысли и чувства, применяя разнообразные творческие способности.
Цели поликультурного и полиязычного образования: воспитание поликультурной личности ребёнка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках. Формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур. Развитие умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Полиязычное и поликультурное развитие детей реализуется:
В организованной учебной деятельности: казахский язык, английский язык, русский язык.
В процессе организации жизнедеятельности применять пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры на трёх языках
В языковой социально-насыщенной среде
В процессе развития ключевых знаний, умений и навыков использовать инновационные технологии
В привлечении к сотрудничеству родителей с целью изучения языков.
Формы организации деятельности:
речевые и фонетические разминки;
стихотворные примеры, рифмовки;
игры, ролевые игры, инсценировки;
рисование,
конструирование,
лепка.
Для реализации полиязычия необходимы условия:
создание потребности у дошкольных специалистов и возможности для использования казахского языка;
теоретическая и практическая подготовка педагогов по проблеме полиязычного развития детей;
оснащение материально-дидактической среды;
выявление эффективных технологий в приобщении детей к изучению языка;
осознание, языковых явлений;
формирование чувства второго и третьего языка;
совместная работа ДО, семьи и школы по обучению полиязычию.
Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Раннее обучение детей дошкольного возраста полиязычию, а именно детей с 3 -5 лет, является правомерным, т.к. возможность успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей у некоторых школьников.
Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне. Основной целью введения триединства языков в образовательный процесс является формирование коммуникативной культуры воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языка.
Постепенное решение проблем полиязычного образования будет способствовать углубленному изучению казахского, анлийского языков, как объединяющего наше общество фактора, русского языка как традиционного языка дружбы, науки и техники, английского языка как языка, включающего выпускников в рынок труда и образовательных услуг, дальнейшему обеспечению их конкурентоспособности в быстроменяющемся обществе.
Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам детского сада быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.
Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении русского, казахского и английского языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения русскому, казахскому и английскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение трехязычия становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.
Внимание к казахскому, русскому и английскому языку, как к главным элементам межнациональной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление языков интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес не только к родному языку.
В нашем дошкольном учреждении систематическое обучение детей казахскому языку и английскому языку, осуществляется со второй младшей группы (3-4 года) детского сада. Цель — формирование готовности к изучению казахского, английского языка, стремления к общению со взрослыми. Задачи, которые ставят педагоги на этом возрастном этапе, — учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, некоторых животных; учить понимать вопрос: «Что это?», «Бұл не?», «That it?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения.
формирование элементарной диалогической и монологической речи;
воспитание культуры общения;
обогащение и активизация словаря.
В нашем детском саду в группах, с русским языком обучения, казахский и английский язык применяется на музыкальных занятиях, на прогулках, на праздничных мероприятиях, на занятиях по развитию речи, при заучивании потешек, чистоговорок и стишков, физминутках, пальчиковых играх, утренней зарядке, режимных моментах. На мероприятиях, утренниках, открытых занятиях, в театрализованных постановках, дети с удовольствием рассказывают стихи не только на русском, но и на казахском и английском языке.
Дидактическая игра «Собери солнышко» на русском, казахском и английском языке (лучи, глазки, носик, ротик). Дети находят самостоятельно части, затем произносят слова на русском, казахском и английском языке и показывают по просьбе воспитателя.
Каждое наше занятие начинается с круга радости. Для чего мы проводим круг радости? Это помогает «собрать» детей, настроить их на предстоящую деятельность: активизирует речь ребёнка, раскрепощает, создает теплую, благоприятную атмосферу на целый день:
Накрываем стол к завтраку – режимный момент (ложка — қасық, spoon, хлеб — нан, bread, тарелка-тәрелке, dish, приятного аппетита — ас болсын, enjoy your, спасибо- рахмет, thank).
Весь процесс обучения трехязычию выстраивается, как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе, в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться не только на родном языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка, формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. В настоящее время во всех детских садах в группах, с русским языком обучения, проводится работа, направленная на изучение казахского, английского языка детьми дошкольного возраста.
Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский и английский язык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свои знания межнациональных языков. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить не только на русском языке.
Наши сегодняшние дети – это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже, сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Естественно, что освоение языков детьми требует и от родителей большой отдачи и терпения.
Родители принимают активное участие в раскрытии компетентностей не только детей, но и своих в частности. Увлекательное формы работы дают возможность раскрытия не только языковых, но и творческих способностей, что ярко выражается при оформлении языковых портфолио, участии в проектной деятельности, изготовлении костюмов для театрализаций. Основные задачи работы с родителями:
1.Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания в проблемах в проблемах семьи и детского сада.
2.Установивать партнерские отношения с семьей каждого ребенка, обьединяя усилия для успешного изучения языков.
3.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Познание и изучение трех языков в дошкольном возрасте нелегкий путь, но благодаря труду педагогов и усилиям родителей, его можно сделать доступным, познавательным и увлекательным.