2.3 Организация закаливания в дошкольных учреждениях
III. Заключение
IV.Список литературы
V. Приложения.
Введение
История развития человека всегда была связана с природными процессами, происходящими на Земле. Уже имеется достаточно доказательств, что Вселенная, Земля и Человек имеют единые качества, они схожи между собой во многих отношениях. Любое отклонение от природного ритма вызывает напряжение, борьба в природе порождает конфликты и приближает к смерти.
Постепенно человек отошел от естественного хода своей эволюции, ушел в «теплое и хорошее», тем самым нарушил диалектику своей природы. Особенно это стало заметно в последнее время. И очень жаль, что страдать от этого стали в первую очередь дети. Природное воспитание ребенка, который рождается матерью для жизни, заключается в том, чтобы он сохранил и развил в себе те естественные качества, заложенные природой, которые есть в неумираемой эволюции Земли и Вселенной.
Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос — каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался, был счастливым? И если на память придут личные воспоминания детства, радость купания в прудах, речках, обжигающая роса и свежий ветер которого заложили то, чем сейчас, как багажом, живем — есть надежда, что в это войдут и наши дети.
Возврат к природе, о котором так много говорят, дает ребенку новые качества, его мышление становится более разумным и гибким. Учиться в природе гораздо важнее, чем в школе, пионерском лагере или компьютерном центре. Здесь закладываются основы здоровья человека.
Внедрение в детских садах закалки–тренировки заключается в предложении нового практического взгляда на роль человека в природе, в формировании основ природного мышления, которое отражается в совершенствовании тела и гармоничном развитии психологии человека в единстве с природными явлениями.
I. Теоретические аспекты развития закаливания в детском саду.
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. У многих людей отношение к холоду неверное в принципе. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей и подростков. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном — страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.
Что же такое закаливание? Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.
Во–первых, закаливание — это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая–либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.
Во–вторых, закаливание — это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).
В–третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).
В–четвертых, специальное закаливающее действие, например, обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.
В настоящее время наука — физиология, гигиена, медицина, педагогика — располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание — не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.
При охлаждении тела или частей тела, например, рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них — побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.
Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода.
Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии — вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.
У незакаленных и ослабленных взрослых, и особенно у детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья — переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду — при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.
Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10–15оС) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.
Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.
Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.
Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1оС в течение одной недели.
Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного человека в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1оС составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3–4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.
Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6–8оС, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25–30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.
Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.
Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Происходит увеличение секреции гормонов коры и мозгового слоя надпочечников, а также гормонов щитовидной железы с одновременным повышением утилизации этих гормонов тканями. Более высокая активность гормонов успешно позволяет бороться организму с различными инфекционными заболеваниями. Это в равной степени и параллельно относится к психологическим инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п.
Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5–37,5оС) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного человека увеличение теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25–30%.
Если рассмотреть процесс глубже, то возникает генерирующий эффект, происходит увеличение электрической активности. Организм из потребителя энергии становится ее генератором. Рождается не только чисто физическая энергия — идет рождение творчества, идейной, поэтической, мыслительной деятельности.
Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3–4 часа. Почему? В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека, то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.
В обычном виде вода на четверть состоит из молекул паравод (у них протоны водорода вращаются в одну сторону) и на три четверти — молекул ортовод (здесь вращение в разные стороны). Это состояние воды природное, и наш организм, если вода находится в нем именно в таком состоянии, чувствует себя комфортно. При любом заболевании в первую очередь «расходуются» молекулы паравод. Американские ученые даже разработали теорию «Параводная оценка здоровья человека». Так вот, при обливаниях под действием магнитных импульсов, один из протонов водорода в молекулах ортовод мгновенно изменяет свое вращение, становясь молекулой паравод, и при этом мгновенно выделяется большое количество тепла.
В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2оС, а эта температура губительна для больных клеток.
Здоровье — это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.
II. Основная часть
2.1 Принципы закаливания
В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.
Принцип первый — регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.
Принцип второй — постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.
Принцип третий — интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.
Принцип четвертый — сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма — при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
Принцип пятый — не растираться после обливания.
Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.
Принцип шестой — многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.
Принцип седьмой — комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
Наконец, принцип восьмой — закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.
Таким образом, исходя из принципов закаливания, в дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.
Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном. День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде, в школах — на уроках физкультуры и на переменах. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.
Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей), соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.
В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне. В школе на занятиях учатся босиком за партами.
Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме:
ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»,
пульсирующий микроклимат,
выход на землю или снег в трусиках,
обливание всего тела холодной водой.
Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния.
В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.
Детям передают свой опыт взрослые: в дошкольных учреждениях и школах — воспитатели и учителя, дома — родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского сада и школы и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.
2.2 Методика проведения закаливающих процедур.
Предлагаемая методика закаливания дошкольников имеет два варианта. Вариант первый — щадящий и рассчитан на 11–12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года — февраля. Вариант второй — несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодовых нагрузок. Разница — в их продолжительности.
Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая:
воздушные ванны, босохождение и умывание холодной водой,
обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,
обливание всего тела холодной водой,
подготовка к выходу на морозный воздух, использование пульсирующего микроклимата, а перед выходом на снег — топтание на замерзшем полотенце.
Вот так, не спеша, постепенно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в третьем принципе — интенсивность. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информа
Методы закаливания
1.Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2. Метод – контрастный. У детей раннего возраста используется тепло -холод- тепло, а в дошкольном возрасте холод – тепло- холод.
3.Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.
4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия)
1. Закаливание воздухом.
Дети очень чувствительны к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у них в 2,5 раза выше, чем у взрослого. Если ребёнок проводит недостаточно времени на свежем воздухе, спит и бодрствует в душном помещении, у него снижается аппетит, ухудшается сон, создаются предпосылки для частых респираторных заболеваний. Для создания комфортных условий пребывания детей в помещении детского сада необходимо осуществлять проветривание и соблюдать оптимальный тепловой режим. В летний период проветривание должно происходить круглосуточно, в холодное время – 4-6 раз в день по 10-15 минут через форточку. Сквозное проветривание проводят в отсутствие детей. Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, можно открыть форточку, за 30 минут до пробуждения закрыть её. При этом в спальне не должно быть сквозняка. При температуре в спальне от 18*С полезно укладывать детей спать без маечек. Температура под одеялом достигает 38-39* С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20* С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата. На протяжении дня дети должны находиться в группе в облегчённой одежде при комфортных значениях температуры. Во время проведения прогулок также происходит закаливание воздухом. Дети должны гулять не менее двух раз в день в общей сложности 3-4 часа (в детском саду и дома). В зимнее время прогулки разрешаются при температуре выше -15*С для детей до трёх лет, после трёх лет – до -20*С при безветренной погоде. Нужно следить, чтобы дети были одеты по погоде. Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма! Особенно оно важно, если ребёнок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребёнка. Нередко забота о нём сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде нарушается теплообмен, она затрудняет движения, и в результате – очередная простуда. Во избежание переохлаждения обязательна организация на прогулке двигательной активности: подвижные, спортивные игры, игровые упражнения.
2. Закаливание босохождением.
После дневного сна проводится закаливание детей босохождением, ходьбой по солевой дорожке. Солевой раствор (10%) способствует усилению кровообращения, имеет свойство «вытягивать» из организма скопившиеся вредные вещества. Необходимо соблюдать точную концентрацию соли в растворе: при её наличии в количестве менее 8% эффект закаливания сводится к нулю, а при превышении допустимой нормы можно вызвать раздражение кожи ребёнка. В течение дня желательно разрешать детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу, это усилит закаливающий эффект.
В тёплое время года хождение босиком следует проводить по траве, когда она уже высохла от росы; время босохождения рекомендуется постепенно увеличивать. Также полезна детям ходьба по «дорожке здоровья», кроме эффекта закаливания осуществляется и профилактика плоскостопия, укрепляются своды и связки стопы, природные материалы действуют как сильные раздражители. При этом увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность. Вообще, ходьба босиком в течение всего лета – прекрасный фактор сохранения здоровья. Вот почему деревенские дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Рекомендуйте родителям по возможности отправлять детей на лето к бабушке в деревню: чистый воздух, натуральные продукты питания несомненно укрепят иммунитет ребёнка на всё время пребывания в загрязнённой окружающей городской среде.
3. Закаливание солнечными лучами.
Солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребёнка. Он стимулирует обменные процессы, повышает иммунитет, оказывает антибактериальное действие. При его недостатке возникают нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена, приводящие к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме, следовательно, использование солнечных ванн должно быть разумным. Во время прогулок и солнечных ванн голова ребёнка должна быть прикрыта лёгким светлым головным убором. Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку), затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Т.о., длительность солнечных ванн составляет: для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних – до 20-25 минут, для 5-7-летних – до 20-30 минут. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. Закаливание солнцем лучше всего проводить в утренние часы, когда опасное действие ультрафиолетовых лучей наименее выражено. При проведении солнечных ванн не рекомендуется организовывать подвижные игры. Не забывайте соблюдать питьевой режим: в жару увеличивается потеря жидкости организмом, и её необходимо восполнять во избежание обезвоживания!
4. Закаливание водой.
Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды. При определённых условиях и соответствующей организации они применяются как средства закаливания. Местные закаливающие процедуры в детском саду – это умывание прохладной водой, мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. Также применяют влажные обтирания рукавичкой из фланели или мягким полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Вначале обтирают кожу верхних и нижних конечностей от пальцев к туловищу, затем быстрыми движениями спину, грудь, боковые поверхности туловища. Температура воды для детей старше 4-х лет постепенно должна понижаться с 28-32*С до 18-20. При проведении данного вида закаливания в условиях детского сада существуют определённые трудности, поэтому возможно применять сухие обтирания в комплексе закаливающих процедур после дневного сна. Ребёнок получит «сухой массаж», который улучшает кровоснабжение организма, мышечный тонус.
Можно организовать полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1*С, доводя до 18*С. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку рта, миндалин и задней стенки носоглотки.
В летнее время возможна организация купания детей в выносном бассейне при соблюдении правил гигиены и подходящей температуре воздуха. Купание детей на открытом воздухе следует проводить с 2-3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом. Есть определённые нюансы в закаливании водой: необходимо постепенно понижать температуру воды, начинать закаливание со стоп, а затем подниматься всё выше. Организм ребёнка постепенно привыкает к воде, вырабатывается стойкий эффект. В наших условиях организация данного вида закаливания может ограничиваться нахождением ребёнка в воде по середину голеней, так как не предоставляется возможности следить за температурным режимом, к тому же не все дети регулярно подвергаются закаливанию.
Родителям следует посоветовать проводить в домашних условиях такие виды закаливания, как обливания, контрастный душ, общие и ножные ванны. Данные процедуры в детском саду не проводят в связи со спецификой воздействия: необходимо строго соблюдать температурный режим, что, в принципе, невозможно. Температура воды должна постепенно понижаться, а так как многие дети нерегулярно посещают детский сад, выдержать предъявляемые требования к данному виду закаливания не получается.
2.3 Организация закаливания в дошкольных учреждениях
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.
Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.
Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается закаливанием, верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.
Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.
III. Заключение
Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.
И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.
IV.Список литературы
Глен Доман: "Как сделать ребенка физически совершенным", "Гармоничное развитие ребенка" - М.:1996
Праздников В.П.: "Закаливание детей дошкольного возраста" - Ленинград: изд-во "Медицина",1988
Пономарев С.А.: "Растите детей здоровыми" - М.: изд-во "Советский спорт", 1989.
V. Приложения.
Побудка.
Дети просыпаются:
Просыпайся, глазок просыпайся, другой!
Поздороваться солнышко вышло с тобой.
Посмотри, как оно улыбается
Снова день, снова день продолжается!
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни — потягушечки
От носочков до макушечки.
Мы потянемся, потянемся,{
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем…
{I
Дети поднимаются, идут в туалет и возвращаются в спальню. Выполняют упражнения по тексту.
Ну-ка встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево — вправо повернулись
Руками коленей коснулись
Сели — встали, сели — встали
И на месте побежали!
Затем дети идут по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры
18-40-18 градусов. По сигналу бубна дети поочередно ступают в тазы с : прохладной водой на 2-3 секунды, с горячей воды на 6-8 секунд.
■горячей водой на 6-8 секунд.
Ожидая остальных детей , выполняют сухое растирание, топая по ковру. Затем выходят в коридор, где проводят пробежку с препятствиями или медленный бег без препятствий 4-5 минут. Возвращаясь в группу, восстанавливают дыхание и садятся на ковер, складывая ноги «по-турецки». Спина ровная, руки на коленях, говорят:
По-турецки мы сидели
Чай пили, сушки ели.
По-турецки говорили
Все допили, все доели.
Пальчиковая гимнастика «Стираем носки»
Мылом мылю я носки Кулаком правой руки трут левую ладонь. Крепко трутся кулаки .Соответственно.
Сполосну носочки ловко Ладони ребром друг к другу от себя к себе.
И повешу на веревку. Руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
* *
Массаж ушных раковин «Зайчата»
На полянке, на лужайке Дети щиплют ушную раковину Снизу вверх
Целый день скакали зайки.
И катались по траве. Гладят уши двумя пальцами сверху вниз
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали. Щипают, загибают ушную раковину к голове
Но напрыгались, устали.
Стала гладить и ласкать. Гладят ушные раковины от щек к затылку Всех зайчат зайчиха — мать.
Упражнения с мячом «Ежиком»
Я мячом круги катаю Круговые движения между ладонями
Взад-вперед его гоняю.Вперед и назад
Им поглажу я ладошку Соответственно
Будто я сметаю крошки. Смена рук
Я сожму его немножко Соответственно
Как сжимает лапу кошка. Смена рук
Каждым пальцем мяч прижму Соответственно
И другой рукой начну. Смена рук
А теперь последний трюк Перебрасывание мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
Лечение голосом (звуком)
Дети вдыхают глубоко через нос, выдыхают, медленно произнося звуки «СА» и «СУ». Ударным является звук «У» и «А» в конце выдоха.
Очищение дыхательных путей.
Дети делают глубокий вдох через нос, выдыхая, стучат кулачками по груди и приговаривают: « Я, птица говорун, самый сильный и сообразительный.»
Дети прикладывают указательные пальцы к крыльям носа. Делают вдох, на выдохе ритмично постукивают пальцами по крыльям носа.
Водные процедуры.
Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем.
Гимнастика после дневного сна
1. «Потянулись».
И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох - максимально тянуть руки и ноги, выдох - расслабиться.
Вдох - расслабиться, выдох максимально тянуть руки и ноги. (4 раза)
3. «Паучок».
И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.
Вдох - напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох - расслабиться. (4 раза)
4. «Колобок».
И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны.
На счет 1-2 - 3 - группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их
руками), на счет 4 - вернуться в и.п. (4 раза)
5. «Рыбка».
И.п.: лежа на животе руки под подбородком.
На счет /-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4
свернуться в и.п. (4 раза)
Комплекс закаливающих процедур после сна (старшая группа)
1. Гимнастика в постели (длительность 2-3 мин.) 1) Потягивание.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить руку. Повторить то же самое поочередно с левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги и потянуться. 2) «Часики». И.п. – сед, ноги скрестно, руки на колени. Наклонить голову то вправо, то влево, «Тик-так». Наклонить голову то вперед, то назад, «Бом-бом». 3) «Ножницы». И.п. – лежа на спине. Выполнять движения вправо-влево прямыми ногами, затем – прямыми руками, затем - одновременно и руками и ногами.
2.Корригирующая ходьба босиком(длительность 2-3 мин.). Ходьба на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп по ребристой доске и коврикам, корригирующим дорожкам, поковру и полу, влажному и сухому полотенцам в чередовании.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики(длительность 4-5 мин.)
1) «Надуй животик».И.п. – лежа на спине, руки на животе. Вдох – надуть животик, Выдох – вернуться в и.п. 2) «Кобра». И.п. – сед на пятках, руки согнуты в локтях за спиной. Вдох – подняться на колени, развести локти в стороны, Выдох – вернуться в и.п. 3) «Журавль».И.п. – стоя. Вдох – наклон вниз, Выдох – выпрямиться, руки в стороны. 4) «Бабочка».И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Вдох – руки через стороны вверх, соединить над головой, Выдох – в обратном направлении.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики(длительность 4-5 мин.)
1) «Надуй животик».И.п. – лежа на спине, руки на животе. Вдох – надуть животик, Выдох – вернуться в и.п. 2) «Кобра». И.п. – сед на пятках, руки согнуты в локтях за спиной. Вдох – подняться на колени, развести локти в стороны, Выдох – вернуться в и.п. 3) «Журавль».И.п. – стоя. Вдох – наклон вниз, Выдох – выпрямиться, руки в стороны. 4) «Бабочка».И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Вдох – руки через стороны вверх, соединить над головой, Выдох – в обратном направлении.
Физминутка
«Цапля ходит по воде» движения по тексту, (длительность 1 мин.)
Цапля ходит по воде Чтоб найти еду в водице, И мечтает о еде Надо цапле наклониться. Ноги выше поднимай Ну-ка тоже наклонись, Ты, как цапля, не зевай! До носочка дотянись.
Водные процедуры - обливание рук прохладной водой до локтя. Длительность исходя из индивидуальных особенностей детей. Общая длительность комплекса 12-15 мин.