Доклад на тему: "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"
Доклад на тему: "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"
Доклад на районном семинаре воспитателей детских садов на тему: "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"
Актуальность. Игра в дошкольном возрасте являеться ведущей деятельностью. Именно в инре дети осваивают разнообразные представления, познают зависимости и закономерности окружающего мира, расширеют свой опыт познания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"»
Доклад
На тему: «Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»
Воспитатель: МБДОУ д/с №1
Саитгалиева Р.А.
2015 г
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений ,понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности.»
В.А.Сухомлинский.
Цель : Создавать условия для возникновения и развития логико –математических развивающих игр, способствовать творческой и познавательной активности, обогащать игры проблемными ситуациями, творческими задачами. Обогащать жизненный опыт, развивающую предметную среду, игровую культуру детей.
Актуальность. Игра – в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Именно в игре дети осваивают разнообразные представления, познают зависимости и закономерности окружающего мира, расширяют свой опыт познания.
Через игру ребенок входит в окружающий мир, овладевает умениями самостоятельно решать доступные задачи в разных видах деятельности, накапливают логико- математический опыт, овладевают способами познания.
Вид проекта. Долгосрочный.
Участники проекта. Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Реализация проекта. Для развития математических способностей у детей я в группе организовала развивающую среду: уголок «Математики и конструирования», где расположены разные дидактические, развивающие игры:
Настольные игры, игры - головоломки, пазлы, лабиринты, кроссворды, ребусы, домино, шашки, конструкторы.
Игры на развитие воображения:
«Дорисуй и назови предмет», «Геометрическая мозаика», «Сказочный поезд», «Чудесный домик». Детям очень нравятся детские журналы: «Веселые картинки», «Непоседа».Они любят решать интересные задачи, выполнять задания.
Некоторые игры я изготовила сама. Дети с удовольствием играют в эти игры. Например, им очень нравится игра «Геометрическая мозаика». Их привлекает цвет, форма, размер фигур. Дети сразу выделяют их самостоятельно: группируют фигуры по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: дома, постройки, узоры, транспорт, животных.
Игра «Чудесный домик» формирует у детей умение анализировать основные признаки предметов, навык ориентировки в пространстве, развивает мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление и счетные навыки. Эта игра многофункциональная, можно использовать и по познавательному развитию ФЭМП, ФЦКМ и по речевому развитию.
Игра «Сказочный поезд» - развивает память, закрепляет порядковый и обратный счет.
Игра «Цифроград» - знакомит детей с цифрами и числами, учит сравнивать/уравнивать группы предметов, моделировать состав числа(из счетных палочек),научит составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Решение кроссвордов, логических задач, головоломок, ребусов, лабиринтов также развивают у детей мышление, речь, мелкую моторику рук.
Через логические игры я знакомлю и закрепляю представления детей о времени:
Времена года, месяцы, дни недели.
Утро – день – вечер - ночь.
Раньше - позже, сейчас (теперь), потом
Логико-математические игры включаю в организованную образовательную деятельность:
1)По познавательному развитию ФЭМП (прилагаю конспект)
2)По физическому развитию (составление планов пространства для игры и ориентировка по ней игра «Найди предмет», движение по заданному маршруту, освоение временных интервалов и некоторых показателей в процессе соревнований, использование секундомера
и обсуждение временных эталонов, определение удаленности, расчет длины маршрута, счет движений при выполнении упражнений.
Игры типа: «Пляшущие человечки»,Фигура замри»-предусматривают декодирование схемы и воспроизведение движения.
Коллективная игра – конструирование по теме: «Город»(варианты «Улица», «Новый микрорайон»предлагающая совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрывания
результата. Придумывание макета города (составление плана города, рисование схемы, планирование улиц, определение размеров домов, длины улиц. В дальнейшем уже возможно составление карты построенного города с условными символами (обозначением) достопримечательностей(т. е кодирование).
4)По речевому развитию:
А)Выдумывание (сочинение) историй, где рассказывается о цифрах, формах, массе, изменениях размера предмета.
Б) сочинение математических загадок, пословиц, выделяя признаки и свойства предметов.
Логико - математические игры включаю также в сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Такси», -ознакомление с денежными единицами. Это создает условия для усвоения дошкольниками вычислительных действий, организации опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть –целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему, заварка чая, деление торта на определенное число гостей
(установление зависимости).
В игре «Магазин» представлены разные отделы: «Кондитерские изделия», «Овощной отдел» и другие. Дети распределяют товары по отделам, определяют количество товара, сортируют по заданному признаку (форме, размеру, взвешивают, завертывают).Используется касса и деньги. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход,
бюджет) и математические умения, представления.
Интерес представляет также обогащение и применение детского
математического опыта в решении проблемных ситуаций нравственной направленности, возникающих в семье и в детском саду.
В работе по развитию логико–математического мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители детей: присутствовали в родительских собраниях, получали индивидуальные консультации. Для них оформляются и обновляются наглядная информация. Родители в свою очередь обещали создавать обогащенной развивающей среды дома.
Я считаю, если при проведении организованной образовательной и самостоятельной деятельности по математики для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведет к развитию творческих способностей детей, к развитию творческих интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.