Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»»
« Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»
Подготовила: педагог - психолог
Кошелева Н.Н
2017г
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Начинаем мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей.
Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая безопасность сопровождения:
Комфортная организация режимных моментов;
Оптимальный двигательный режим;
Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие направления работы педагога-психолога:
1. Психологическая профилактика/просвещение;
2. Экспертная деятельность;
3. Консультативная деятельность;
4. Психологическая диагностика;
5. Коррекционно-развивающая работа
Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ ведется достаточно тонко, следуя основным принципам работы педагога психолога «не навреди»
Работа с детьми
Индивидуальные и подгрупповые беседы;
Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы;
Формирование навыков культуры еды;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Индивидуальная работа;
Эстетика быта;
Трудовые поручения;
Игры с ряженьем
Общение младших и старших детей.
Работа с родителями
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Для родителей подготовлены:
информационные стенды «Экологическая воспитанность дошкольников», «Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств»;
сообщение к родительским собраниям: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Влияние родительских установок на развитие детей»;
В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с родителями: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров , индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий.
Таким образом, социально-психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах.
Работа с педагогами
Консультации: «Адаптация детей к условиям детского сада», «Жестокое обращение с детьми», «Алгоритм работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении», «Психологический климат в коллективе», «Как управлять эмоциональным состоянием», «Предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем в дошкольном возрасте», «Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия с родителями».
С педагогами проведены: занятие с элементами тренинга «Тренинг личностного роста педагога», «Общение педагогов с родителями воспитанников», «Психологическое здоровье педагогов», «Тренинг сплоченности коллектива».
Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом – большое благо.
Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.