Доклад на тему: "Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
Доклад на тему: "Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
доклад посвящен проблемам нравственности в дошкольном возрасте,толерантности, способах повышения уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста".»
Коцкая В.В.
ГККП ясли-сад №27 Г.Костанай
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной, толерантной личности является одной из приоритетных государственных задач. Актуальность вопросов нравственного воспитания у детей дошкольного возраста определяется тем, значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Как известно, нравственность-это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.Нравственность в широком смысле - это нравы, правила, определяющие поведение человека, и выполнение этих правил, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку в жизни.[2, с.78]
Проблема нравственности не нова, актуальна была и в прошлом. Изучив педагогическое наследие Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Магжана Жумабаева, находим материалы, посвященные вопросам нравственности: любовь к труду ,борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки и к образованию. Кроме того вопросам нравственности большое внимание уделял и наш земляк Василий Амельянович Шалабаев , который был замечательным педагогом, философом, поэтом, активным в прошлом политическим и общественным деятелем, одним словом Патриот своей Родины, сын своего народа. Он прекрасно овладел казахским и русским языками, при нем был открыт интернат , в котором исчезло воровство воспитанников, полностью была снята проблема побегов, улучшились условия жизни, отрыт лагерь труда и отдыха, что свидетельствует о высокой системе работы. Он написал много стихов, рассказов, статей, в основе которых главным образом всегда является проявление таких нравственных качеств как, любовь к человеку, к своему краю, призыв к дружбе между народами. Так же Василия Амельяновича волновала проблема формирования культуры личности, личности способной ценить и признавать многообразие мира, взаимосвязь народов. Волновавшие Шалабаева В.А. высшие нравственные принципы не утратили своего значения и в настоящее время и требуют самого пристального научного изучения.[3], [5]
На наш взгляд, одной из главных нравственных черт гражданина современного многонационального Казахстана должна стать толерантность. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность -это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. [4,c.13]
Толерантности нельзя научить. Ее надо воспитывать в полном смысле этого слова уже с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше чем разум. Поэтому, наиболее синзетивным периодом для воспитания этого чувства является дошкольный возраст, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Воспитание толерантности очень тонкое и ювелирное дело, поскольку крайние ее проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм. В настоящее время в детских садах вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому воспитателям необходимо сделать детский сад действительно добрым, светлым, теплым для всех. Воспитание толерантности не одновременный акт, оно не должно сводиться только к разовым мероприятиям. Поэтому мы предполагаем, что воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если процесс будет целенаправленным, систематическим и осуществляться по специально разработанной системе, опирающейся на личностно - деятельностный подход. Система воспитания толерантности предполагает реализацию следующих ее компонентов, причем все компоненты системы должны существовать не обособленно ,а, наоборот, интегрироваться (рис.1)
Рисунок 1. Компоненты системы воспитания толерантности
Как известно, ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста- игра, поэтому необходимо организовывать разнообразные виды игр. Необходимо организовывать сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; народные подвижные игры, дидактические, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача, словесные и другие.
В процессе организованной учебной деятельности необходимо использовать материалы различных сказок, сказок с ярко выраженным этническим содержанием, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях. Огромное значение в формировании толерантных качеств дошкольников играет непосредственно- художественная литература, которая оказывает сильное влияние на сознание и чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формирование устойчивого толерантного поведения, а так же самостоятельное оценивание собственных действий и поступков необходимо оценивать с детьми с точки зрения сказочных героев. Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказываютпословицы и поговорки. Поэтому необходимо постоянное обращаться к фольклору, который делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличающимися от других. Это например такие пословицы как: «Где родился, там и пригодился», «На родной стороне и камешек знаком», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
При организации компонента системы «Праздники и развлечения» необходимо включать разнообразные виды деятельности:
- изучение народных праздников ближайших стран- соседей, скандинавских народных праздников, праздников народов Востока и христианских стран;
- знакомство детей с традициями народов разных стран;
- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- проведение народных праздников в соответствии с народным календарем.
Так же в систему воспитания толерантности мы включили экскурсии, так как при посещении музеев, парков, общественных мест, дети знакомятся с особенностями русской и казахской национальной культуры – укладом жизни данных наций. В ходе экскурсии необходимо воспитывать у детей любовь, уважение к народам проживающим в Казахстане, желание узнавать больше нового о культуре наций проживающих на территории нашей страны.
Помимо работы воспитателями с детьми, необходимо осуществлять и работу с родителями, которая строится на основе сотрудничества и взаимопонимания, используя наиболее продуктивные формы работы: консультации, выставки педагогической литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями, выставки, круглые столы, дискуссии, литературные гостиные, конференции. Именно такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания толерантности у ребенка- дошкольника.
Таким образом, в ходе реализации компонентов предложенной нами системы воспитания толерантности дети будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, что обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшим обучении в школе. У ребенка активизируется интерес в начале к самому себе, затем к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а так же Детям будут знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника; они будут понимать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и будут иметь представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети будут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей, будут осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого. В результате реализации предложенной системы в воспитательно-образовательном процессе детского сада мы получим высоконравственную личность, отличающуюся толерантность, взаимопониманием, добродушием, личности с высоко нравственными ценностями.
Используемая литература:
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.dspace.html/1280.index.html
2. Буре Р.С. ,Социально-нравственное воспитание дошкольников- М. Мозайка-синтез,-2012-,с.78.
3. Каткова Г., «Большой человек Василий Шалабаев»
4. Победа Н.А. ,Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация// Социологические исследования. -2010-.№ 6. с.13-28.
5. Сергазинова А. Навечно остался в памяти людей// Мой адрес- Казахстан.-2008.- 17 апреля