Просмотр содержимого документа
««Домашняя игротека для детей и родителей»»
Тема: «Домашняя игротека для детей и родителей»
Г. В. Копейкина.
КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата
города Усть-Каменогорска.
Любой специалист-дошкольник, будь то логопед, когда приходит к нему ребёнок обязан проверить у него не только состояние его речевого аппарата, его подвижность, правильное произнесение звуков, но и продиагностировать у ребёнка состояние его психических процессов. Существует пословица: «Совсем дырявая- ничего не держит». О чём же речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь о памяти. Ведь развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия играет очень большую роль при формировании личности ребёнка—дошкольника.
ПАМЯТЬ! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объём и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную(словесную), логическую, тактильную.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: в виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в определённых сочетаниях:
*Зрительно-моторная память-необходима для выполнения работы по образцу(списывания с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);
*Вербально-моторная- работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам.
*Логическая память- запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.
*Тактильная память- хранение информации, полученной путём осязания. Это способность мозга запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Такой вид памяти формируется уже тогда, когда малыш ещё не умеет разговаривать, но уже знакомится с предметами через прикосновение.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка- дошкольника, необходимо помнить:
Цель обучения должна быть эмоционально значима для него
достигнув цели, ребёнок ждёт похвалы или удивления взрослого.
Лучше сохраняется материал, который поразил и увлёк ребёнка.
Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
С 6 до 7 лет у ребёнка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание).Это связано с физиологическим развитием ребёнка.
Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребёнку при обучении в школе.
*Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребёнку сменить деятельность.
*Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь (таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
* Чтобы ребёнок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чём это? что про это говорится? и т.д.
*Для ребёнка дошкольника игра является ведущей деятельностью. В игры можно поиграть и по дороге в детский сад, и дома на кухне, в гостиной, и даже на отдыхе.
*Маленькие дети сначала запоминают не слова, а действия.
Для развития памяти включите в свою домашнюю игротеку следующие игры:
Игра « Слово за слово».
Цель: развитие памяти и увеличение объёма памяти, расширение и активизация словаря. Взрослый начинает игру и говорит: «На поляне растут цветы…»( « В лесу живут…». «В саду на деревьях растут…». «В зоопарке можно увидеть…». И т.д.)
Ребёнок повторяет сказанное и добавляет название цветка (ромашка), третий игрок или вновь взрослый повторяет всю фразу и добавляет название цветка (одуванчик). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребёнка и стимулирует развитие памяти.
Игра « Два предмета»
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребёнка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
-Назови два предмета, обладающих сразу тремя признаками:
*Гладкий, чёрный, твёрдый..
*Тёмный, тяжёлый, шумный..
*Светлый, лёгкий, блестящий..
*Белый, мягкий, съедобный..
Игра: «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться, и убрать одну игрушку. Вопрос к ребёнку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить: А) увеличить количество игрушек;
Б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю(игрушки меняются).
Игра: «Найди меня»
Цель: развитие тактильной памяти.
Задание: найти предмет(букву) на ощупь. Для мотивации взять «волшебный мешочек, сундучок.
Игра: «Собери фигуру»
Цель: развитие тактильной памяти.
Раздаются геометрические фигуры, разделённые на части. Задача: собрать фигуры правильно с закрытыми глазами.
Игра: « Нарисуй меня»
Цель: развитие тактильной памяти.
Дети, закрыв глаза, должны ощупать предмет и нарисовать его по памяти
(например, яблоко, грушу, геометрическую фигуру и т.д.)
Игра: «Угадай»
Цель: развитие тактильной памяти.
Это упражнение можно делать в любое время, в любом месте. Закрыть глаза ребёнку, вкладывать по очереди ему в руки разные предметы по очереди. Он должен их назвать.
Игра: «Догадайся»
Цель: развитие тактильной памяти.
Даны несколько предметов, разные по своей текстуре: ворсистые, шершавые, пушистые, колкие и т.п. Рассказать ощущения о своём предмете. Что ты представляешь и где ты это чувствовал, ощущал?
Игра: «Дощечки»
Цель: развитие тактильной памяти.
На 10 разных дощечках наклеены разные предметы: бумага, ткань, стружка, палочки, наждачная бумага, различные крупы( манка, гречка, горох..)и т.д.
Ребёнок должен назвать предметы, сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми- на ощупь.
Одним из условий успешного обучения ребёнка в школе является развитие произвольного преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Что же такое- ВНИМАНИЕ? Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой –либо объект.
У малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно. У вашего ребёнка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребёнка потребуется делать не то, что хочется, а то что необходимо.
Предлагаем вам включить в домашнюю игротеку несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребёнка.
Игра: «Найди игрушку»
Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет), находящуюся в комнате. Если ребёнок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он, не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
Игра: «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Задание: ребёнок рисует любую несложную картинку (дом, человек и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
Игра: «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребёнком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.) и просят запомнить. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребёнок должен сказать чего не стало.
Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу» (отвернувшись, ребёнок должен узнать. Кто его позвал: мама, папа, бабушка,
брат,сестра и др); «Слушай хлопки» ( ребёнок должен повторить ритмический рисунок хлопков, который только что слышал от взрослого.)
Можно игру усложнить-дать ритмическую схему хлопков: точками, палочками и другими знаками (слуховое плюс зрительное внимание).
Для того чтобы ребёнок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение, или самостоятельно играя, проговаривать порядок действий.
Также на развитие психических процессов положительно влияют:
Домино, лото, шашки, мозаика.
Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.
Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц, геометрических фигур узоров, предметов по образцу.
Списывание, спечатывание текстов.
Вычёркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете»
Надеемся, что наши рекомендации и игры вам помогут в воспитании и развитии вашего ребёнка.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "Игротека «В мире звуков и слов» для детей и родителей по развитию речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста (подготовительная группа)"
["seo_title"] => string(148) "ighrotiekavmiriezvukovislovdliadietieiiroditielieiporazvitiiuriechiipoznavatielnykhsposobnostieidietieidoshkolnoghovozrastapodghotovitielnaiaghruppa"
["file_id"] => string(6) "301002"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1456834353"
}
}