kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДООП для детей дошкольного возраста "Мой цветной мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Мой цветной мир" разработана для детей дошкольного возраста. Программа направлена на развитие ребенка нетрадиционными методами ИЗО.
Может использоваться для детей начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДООП для детей дошкольного возраста "Мой цветной мир"»

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность.

2-4

Пояснительная записка.

4-8

Учебно-тематический план 1-го года обучения (блок 1)

8-9

Содержание разделов 1-го года обучения.

9-11

Предполагаемый результат

Управление программой

11

11-12

Учебно-тематический план 2-го года обучения(блок 1)

13

Содержание разделов 2-го года обучения.

14-16

Предполагаемый результат

Управление программой

16

17

Учебно-тематический план 1-го года обучения(блок 2)

18

Содержание разделов 1-го года обучения.

19-20

Предполагаемый результат

Управление программой

Учебно-тематический план 2-го года обучения (блок 2)

Содержание разделов 2-го года обучения.

Предполагаемый результат

Управление программой

Учебно-тематический план 3-го года обучения (блок 2)

Содержание разделов 3-го года обучения.

Предполагаемый результат

Управление программой

Диагностический инструментарий

Материально-техническое, методическое и дидактическое обеспечение программы.

20-21

21-22

22-23

23-26

26

27

28

28-31

31

31-33

33-34

34


Используемая литература.

35

Приложение




Актуальность.

Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что различные виды изобразительной деятельности являются мощным источником творческого потенциала и внутреннего мира ребенка.

Взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством художественно-творческой деятельности позволяет ему лучше понять значение себя как неотъемлемой частицы этого мира, сформировать и развить образ – Я, лучше понять свой внутренний мир.

Кроме того следует отметить немаловажное значение работы с цветом в изобразительном искусстве, как фактора мощного психотерапевтического воздействия (известного в науке как цветотерапия), обладающего оздоровительным эффектом. Через цвет ребенок общается с окружающими. Используемые в работе ребенком цвета позволяют педагогу судить о состоянии его внутреннего мира, его психо-эмоциональной атмосфере.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. О восприятии цвета как свойство предмета здесь речи ещё не было, так как человек не выступал как субъект перцептивной деятельности.

Следует отметить, что обычно исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете – цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета.

Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я.А. Каменский.

Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

Таким образом, мы можем утверждать, что одну из мощных основ развития ребенка составляет художественно-творческая деятельность различными видами изобразительного искусства.

Задачи художественно-творческого развития детей состоят из:

  • Формирования способов зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых вещей для уточнения представлений о внешнем виде предметов окружающего мира.

  • Обучения детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках, сопоставлять их с образами внутреннего мира.

  • Организации наблюдения в окружающей среде для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений

  • Обучения детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);

  • Показа детям в игровой форме процесс создания образов — организации наблюдения за художественной деятельностью педагога и более опытных обучающихся

  • Побуждения детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых образов окружающего мира.

  • Формирования у детей интереса к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций

  • Создания условий для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика), с постепенным усложнением планируемого материала, подачи его форм и методов.

  • Интеграции видов изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой, активное использование нетрадиционных форм изодеятельности.

  • Создания условий для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках - раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках - потешках, книжках-игрушках).

  • Консультирования родителей по вопросам развития у детей способностей к различным видам изобразительной деятельности.

Пояснительная записка.

Программа «Мой цветной мир» представляет модифицированный вариант образовательной программы ДОД в освоении художественно-эстетической грамоты.

Основу программы составляют сборники авторских программ Т.В. Калининой «Первые успехи в рисовании», Г.П. Шалаевой «Хочу стать художником», Барбары Фудурих, Мэрилин Грейс и др. «Акварельная живопись. Шаг за шагом», под редакцией Б.В.Кузнецова «Большой самоучитель рисования».

Программа объединения «Мой цветной мир» рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст (5-12 лет) и включает в себя 2 блока освоения. 1-й блок рассчитан на детей 5-7 лет, 2-й блок – на детей 8-12 лет.

Обучение планируется на два года для 1-го блока на три года для 2-го блока. Часовая нагрузка 1-го блока обучения будет составлять 144 часа на всех годах обучения. Этого каличества часов достаточно для ознакомительно-развивающего этапа освоения программы. Занятия 2-го блока имеют почасовое увеличение нагрузки. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год. Занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа и составляют 216 часов в год. Занятия третьего года обучения проводятся 2 раза в неделю по три часа и составляют 216 часов в год.

В основе программы лежит художественно-изобразительное искусство, как источник развития творческого потенциала ребенка. Вместе с этим обучающиеся могут узнать, что такое живопись, рисунок, печать, как выполняется коллаж и другие не менее интересные техники нетрадиционного ИЗО. А также познакомятся с жанрами изобразительного искусства – натюрмортом, пейзажем, портретом, которые заметно расширяют кругозор начинающего художника. Занятия данной программы построены в определенной последовательности.

Данная программа носит ознакомительный характер освоения различных техник ИЗО-деятельности. Задача программы через освоение изобразительной деятельности раскрыть и развить творческий потенциал ребенка, его видение и ощущение себя, внутреннего и окружающего мира.

2. Основные цели и задачи.

ЦЕЛЬ: Раскрытие и развитие Ребенка-Творца, его творческого потенциала, его видение и ощущение себя и своего внутреннего мира, себя в окружающем мире, посредством различных форм ИЗО-деятельности.

Программные задачи:

  • обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве, его традиционных и нетрадиционных формах;

  • развивать творческую фантазию, эстетические чувства;

  • формировать и совершенствовать технические навыки ИЗО-деятельности;

  • формировать креативно-художественное мышление;

  • раскрыть внутренний мир ребенка через творческую деятельность;

  • учить видеть, понимать и любить окружающий мир, осознавать свое место в нем.

Образовательные:

  • уточнить и закрепить знания детей цветов спектра и умение их дифференцировать;

  • упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже;

  • совершенствовать технические навыки и умения, применять различные изобразительные материалы

  • закреплять и обогащать знания об окружающем мире, развивать фантазию и творчество через его восприятия посредством ИЗО-деятельности;

  • развивать связную речь, пополнять и активизировать словарный запас.

Коррекционные:

  • развивать зрительное восприятие детей на основе упражнений на различение, соотнесение, узнавание;

  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

  • развивать память, внимание, мышление;

  • развивать самосознание и самовосприятие, формировать целостность образа-Я.

Воспитательные:

  • развивать и укреплять коммуникативные умения и навыки;

  • воспитывать бережное отношение к внутреннему и окружающему миру.

3. Интеграционные связи программы.

Программа имеет большие интеграционные возможности. В ней находит свою реализацию культурно-исторический принцип отбора содержания материала, который заключается в том, что многие темы переплетены с историей развития изобразительного искусства, с мировым художественным искусством, природоведением, биологией, геометрией, этнографией, искусством, литературой, психологией и др. С этих позиций их и надо рассматривать.

4. Построение образовательного процесса

В программе заложены следующие принципы построения педагогического процесса:

  • целостность в восприятии обучающимися художественно-изобразительного искусства;

  • актуализация в процессе познания ценностей мировой художественной культуры;

  • включение детей в активную творческую деятельность;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

  • ориентация на творческие возможности ребенка;

  • индивидуальный подход в осуществлении образовательного процесса;

  • обеспечение последовательности развития (углубление и расширение курса)

  • многообразие форм учебно-воспитательного процесса.

Условия построения педагогического процесса:

  • педагогический потенциал детского творчества реализуется с учетом психологических особенностей данного возраста;

  • для освоения предложенной программы отбираются наиболее значимые для детей элементы, эмоционально воздействующие на них;

  • дети вовлекаются не только в воспроизводящую, но и творчески-преобразовывающую деятельность, дающую возможность самовыражению личности обучающегося;

  • используются положительная мотивация на осознанное овладение системой знаний и умений;

  • Используются стимулы – системно-деятельные, эмоционально-образные, проблемно-поисковые, общественно-оценочные;

  • применяется личностно-ориентированный подход и гуманистическая парадигма обучения;

  • Приоритетом педагогического процесса выступает субъект-субъектное отношение, творческое партнерство.

Немаловажное значение имеет большой воспитательный потенциал программы. Она дает возможность на народных традициях, используя народную культуру и творчество воспитать в детях бережное отношение к наследию предков, уважение к творчеству и традициям, обычаям своего народа. Дети получают возможность реализовать и развивать свой творческий потенциал, учатся межличностному общению, уважению к мнению и творчеству своих товарищей.

Методы работы.

Основу курса составляет система постоянных занятий с детьми. Одна группа занимается 2 или 3 раза в неделю, в зависимости от количества отводимых ей часов по годам обучения. Во время занятий необходимо проводить 10-15 минутные перерывы после каждых 40-45 минут занятий. Во время перерывов для детей проводятся разминки, подвижные игры, музыкальные паузы и др.

Занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста ведутся в соответствии с нормами СанПИНа, и с учетом их возрастных и психологических особенностей и составляют 30-40 минут.

Для освоения программы используется иллюстрированный и дидактический материал (схемы, иллюстрации, эскизы, шаблоны, карточки, фотографии, картинки и др.)

Подача материала и использование дидактических средств ведется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Важность этого процесса состоит в его наглядности и доступности, последовательности и системности в обучении.

С детьми в основном ведется групповая работа, широко используется вопросно-ответный метод. Не менее эффективны формы и методы, имеющие индивидуальную направленность.

Развитию личности каждого ребенка, его самореализации способствует проведение мини-выставок, конкурсов, викторин.

Программа разделена на 2 блока. 1-й блок освоения программы предполагает активное использование игровых технологий и психокоррекционных упражнений для детей 5-7 лет. 2-й блок рассчитан для детей 8-12 лет, где идет углубленное ознакомление ИЗО деятельности и использование новых игровых технология для данной возрастной категории.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й блок. 1- года обучения.


Название разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу. Вводная диагностика.

4

2

2

2.

Знакомство с материалами.

2

1

1

3.

Мысли в словах и без слов.

12

2

10

4.

Диагностическое исследование «Семья за столом», «Дом-дерево-человек», «Моя семья»

6

2

4

5.

Искусство интеллектуальной игры: Клуб «Что? Где? Когда?» на уроках ИЗО

16

2

14

6.

«Желтый»

24

6

18

7.

«Синий»

22

6

16

8.

«Красный»

24

6

18

9.

Диагностическое исследование. Закрепление знаний о цветовых гаммах

4

2

2

10.

«Добавление новых идей»

18

4

14

11.

Итоговое занятие

4

2

2


Правила техники безопасности

4

-

-


Контрольно-зачетное занятие

4

-

-


Итого:

144

35

101



Содержание программы

1-й блок. 1-й год обучения.

Тема 1. Введение в образовательную программу. (4 часа)

Рассказ об объединении «Акварелька». Знакомство с программой. Игры на знакомство и сближение группы. Проведение входящей диагностики на выявление интересов и склонностей обучающихся. Знакомство с техникой безопасности.

Тема 2. Знакомство с материалами. (2 часа)

Познакомить детей с материалами, которые можно использовать в изодеятельности: акварельные краски, восковые цветные мелки, гуашь, цветные карандаши, ручки, фломастеры, чернила, бумага, губка, вата.

Тема 3. Мысли в словах и без слов (12 часов)

Познакомить детей с возможностями поиска форм изображения, одинаково понятных ребенку и окружающим. В игре и сказке ребенок произвольно может соединять в сознании всё со всем, переносить признаки одних предметов на другие, выстраивать игровой мир по собственному усмотрению.

Тема 4. Диагностическое исследование «Семья за столом», «Дом-дерево-человек», «Моя семья» (6 часов)

Поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он живет, и к самому себе, с одной стороны, а с другой - формировать потребность выражения своего отношения к реальности. Рисунок должен стать мотивом накопления сведений о мире, эффективным средством развития интеллекта. Цветовая диагностика психо-эмоционального состояния ребенка на уроках ИЗО





Тема 5. Искусство интеллектуальной игры: Клуб «Что? Где? Когда?» (16 часов)

Создаваемый ребенком художественный образ должен нести в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру. Интерес для ребенка должен представлять не «мой мир», а «мир вокруг меня». Учит рисовать рисунки зафиксированные «твердью земной» и «твердью небесной», чтобы рисунок обрел верх и низ. Зрительно и графически отвечать на вопросы «Что? Где? Когда?» произошло в окружающем мире. Учить изобразительно передавать сделанные наблюдения.

Тема 6. «Желтый» (24 часов)

Желтый и его производные. Тона и оттенки. Научить детей смешивать краски и получать разнообразные оттенки, работать с палитрой. Знать названия цветов и их оттенков.

Тема 7. «Синий» (22 часа)

Синий и его производные. Тона и оттенки. Научить детей смешивать краски и получать разнообразные оттенки, работать с палитрой. Знать названия цветов и их оттенков.

Тема 8. «Красный». (24 час.)

Красный и его производные. Тона и оттенки Научить детей смешивать краски и получать разнообразные оттенки, работать с палитрой. Знать названия цветов и их оттенков.



Тема 9. Диагностическое исследование закрепления знаний о цветовых гаммах (4 час.)

Исследовать степень самостоятельности ребенка в создании образа и процесса его воплощения. Активность в поиске новой информации. Характер взаимоотношений ребенка и окружающего мира раскроется в том, как ребенок организует пространство листа. Эмоциональное состояние ребенка отразится в выборе цветовой гаммы и характере используемых в рисунке линий.

Тема 10. Добавление новых идей. (18 часов)

Дети в игровых заданиях открывают выразительные возможности художественных средств и приемов, затем каждый по-своему используют их в собственных композициях. Знакомить с творчеством художников.

Тема 11. Итоговое занятие (4 час.)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Предполагаемый результат.

К концу 1-го года обучения дети должны знать и уметь:

  • основные цвета;

  • теплые и холодные цвета;

  • создавать единый образ;

  • уметь фантазировать;

  • уметь заполнять лист полным рисунком;

  • использовать в рисовании несколько цветов;

  • рисовать на целом листе альбома.



Управление программой

Тема

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1

Вводная диагностика.

Что дети умеют, какими способами рисования обладают, на что педагог должен сделать упор в своей работе.

Рисуночный тест.

2

Знакомство с материалами.

Как пользоваться акварельными красками, пастелью, гуашью. Как правильно пользоваться кисточкой для рисования.

Практические занятия.

Контрольный тест

3

Мысли в словах и без слов.

Первые фантазии ребенка, как он может нарисовать сюжет, передать в рисунке свои мысли и чувства.

Контрольный рисунок

4

Диагностическое исследование «Семья за столом», «Дом-дерево-человек», «Моя семья»

Как необходимо находить подход к ребенку в соответствии с его особенностями личности.

Диагностика

5

Искусство интеллектуальной игры: Клуб «Что? Где? Когда?» на уроках ИЗО

Развитие фантазии ребенка, его эмоциональной сферы.

Практические занятия

Контрольный рисунок

6

«Желтый»

Знать цвет и его оттенки, уметь получать различные цветовые гаммы.

Практические занятия

Контрольный рисунок

7

«Синий»

Знать цвет и его оттенки, уметь получать различные цветовые гаммы.

Практические занятия

Контрольный рисунок

8

«Красный»

Знать цвет и его оттенки, уметь получать различные цветовые гаммы.

Практические занятия

Контрольный рисунок

9

Диагностическое исследование. Закрепление знаний о цветовых гаммах

Подведение итогов по основным цветовым гаммам.

Диагностика

10

«Добавление новых идей»

Знать методы эксперимента при работе с основными цветами.

Контрольный рисунок

11

Итоговое занятие


Коллективная работа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й блок. 2-й год обучения.


Название разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу. Вводная диагностика.

4

2

2

2.

Знакомство с материалами.

12

4

8

3.

Смешивание краски. Узорные прописи.

18

8

10

4.

Создание отдельного образа. Процарапанная краска.

12

4

8

5.

Собираем натюрморт.

16

6

10

6.

Пластилинография

10

4

6

7.

Монотипия. Ниткография.

Монотипия пейзажная

Кляксография обычная.

18

6

12

8.

Акварель и цветные мелки.

8

2

6

9.

Граттаж (начальный уровень сложности)

8

2

6

10.

Батик (начальный уровень сложности)

8

2

6

11.

Итоговое занятие

4

2

2


Правила техники безопасности

10

-

-


Контрольно-зачетное занятие

10

-

-


Диагностика

6

-

-


Итого:

144











Содержание программы

1-й блок. 2-й год обучения.

Тема 1. Введение в образовательную программу. (4 часа)

Знакомство с программой 2-го года обучения. Игры на знакомство и сближение группы. Проведение входящей диагностики на выявление интересов и склонностей обучающихся. Закрепление техники безопасности.

Тема 2. Знакомство с материалами. (12 часов)

Познакомить детей с материалами, которые можно использовать в рисовании: пастель, акварельные краски, восковые цветные мелки, акриловые краски, витражные краски, гуашь, цветные карандаши, Ручки, фломастеры, чернила, бумага, губка, вата.

Тема 3. Смешивание краски. Узорные прописи (18 часа)

Познакомить детей с возможностями смешивания краски и получения новых цветов и оттенков. Создавать светлые и темные тона. Как получить телесный цвет. Научить создавать узоры из разных цветов.

Тема 4. Создание отдельного образа. Процарапанная краска. (12 часов)

Познакомить детей с возможностями рисования на плотной рисовальной бумаге. Использовать в рисовании разные материалы: восковые карандаши, акварельную краску, использование техники «разбрызга» по поверхности рисунка. Познакомить и научить процарапывать на плотной бумаге самые разные фигуры и узоры.

Тема 5. Собираем натюрморт (16 часов)

Познакомить детей с техникой рисования кончиком пальца на плотной рисовальной бумаге. Использовать в рисовании гуашь. Научить составлять натюрморт.

Тема 6. «Пластилинография» (10 часов)

Познакомить детей с техникой рисования с помощью пластилина. Ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета.





Тема 7. Ниткография. Монотипия. Монотипия пейзажная. Кляксография обычная. (18 час.)

Познакомить детей с техникой рисования с помощью нитки. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Познакомить детей с техникой рисования «Монотипия». Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Познакомить детей с техникой рисования «Кляксография обычная». Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получается пятно в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом, прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Тема 8. Акварель и цветные мелки. (8 час.)

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Тема 9. Граттаж. (8 час.)

Познакомить детей с техникой рисования «Граттаж». Ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.



Тема 10. Батик. (8 час.)

Познакомить детей с техникой рисования «Батик». Ребеной наносит эскиз простым карандашом на ткань. Обводит резервом по контуру, когда резерв высохнет, изображение расписывается красками. После высыхания проутюживается батик с изнаночной стороны или через чистый лист бумаги.

Тема 11. Итоговое занятие (4 час.)

Контрольно-зачетные занятия по разделам:

5. Собираем натюрморт.

9-10. Граттаж, батик.

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Предполагаемый результат.

К концу 2-го года обучения дети должны знать и уметь:

  • основные цвета, приемы смешивания красок;

  • теплые и холодные цвета»

  • сближение цвета, цветовой круг;

  • хроматические и ахроматические цвета;

  • контрастные цвета;

  • создание единого образа;

  • использовать техники рисования «процарапывание краски», «пластилинография», «монотипия», «ниткография», «акварель и цветные мелки», «граттаж» «батик».





Управление программой

Тема

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1.

Вводная диагностика.

Отслеживание знаний и умений детей

Диагностика

2.

Знакомство с материалами.

Умение смешивать краски, создавая новые оттенки цветового ряда

Контрольный рисунок

3.

Смешивание краски. Узорные прописи.

Умение создать абстрактные образы

Контрольный рисунок

4.

Создание отдельного образа. Процарапанная краска.

Уметь использовать масленую пастель, процарапывать рисунок

Контрольный рисунок

5.

Собираем натюрморт.

Уметь рисовать пальчиками, ладошкой

Коллективная работа

6.

Пластилинография

С помощью пластилина уметь создавать сюжет, или предметное изображение

Контрольный рисунок

7.

Монотипия. Ниткография. Монотипия пейзажная Кляксография обычная.

Использовать данные техники в упрощенной форме

Контрольный рисунок

8.

Акварель и цветные мелки.

Уметь использовать в изодеятельности мелки и сочетать их с акварелью

Контрольный рисунок

9.

Граттаж (начальный уровень сложности)

Знать начальный уровень техники граттажа

Контрольный рисунок

10.

Батик (начальный уровень сложности)

Знать начальный уровень техники батика

Контрольный рисунок

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й блок. 1- года обучения.


Название разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу. Вводная диагностика.

4

2

2

2.

Знакомство с материалами.

12

4

8

3.

Смешивание краски. Колористика.

12

4

8

4.

Создание отдельного образа. Процарапанная краска (средний уровень сложности)

12

4

8

5.

Печать

16

6

10

6.

Пластилинография (средний уровень сложности)

10

4

6

7.

Коллаж. Мозаика.

18

6

12

8.

Акварель. Акриловые краски.

18

6

12

9.

Граттаж (средний уровень сложности)

8

2

6

10.

Батик (средний уровень сложности)

8

2

6

11.

Итоговое занятие

4

2

2


Правила техники безопасности

10

-

-


Контрольно-зачетное занятие

10

-

-


Диагностика

6

-

-


Итого:

144













Содержание программы

2-й блок. 1-й год обучения.

Тема 1. Введение в образовательную программу. (4 часа)

Рассказ об объединении «Акварелька». Знакомство с программой. Игры на знакомство и сближение группы. Проведение входящей диагностики на выявление интересов и склонностей обучающихся. Знакомство с техникой безопасности.

Тема 2. Знакомство с материалами. (12 часов)

Познакомить детей с материалами, которые можно использовать в рисовании: пастель, акварельные краски, восковые цветные мелки, акриловые краски, витражные краски, гуашь, цветные карандаши, Ручки, фломастеры, чернила, бумага, губка, вата, фломастеры по рисованию на ткани, акриловые краски (в течение учебного года)

Тема 3. Смешивание краски. Колористика. (12 часа)

Знакомство детей с основами колористики, цветовой палитрой , понятием о цвете. Познакомить детей с возможностями смешивания краски и получения новых цветов и оттенков. Создавать светлые и темные тона. Как получить телесный цвет. Научить создавать узоры из разных цветов.

Тема 4. Создание отдельного образа. Процарапанная краска (средний уровень сложности) (8 часов)

Продолжать знакомить детей с возможностями рисования на плотной рисовальной бумаге. Использовать в рисовании разные материалы: восковые карандаши, акварельную краску, свечу использование техники разбрызга по поверхности рисунка. Продолжать знакомить с методикой процарапывания на плотной бумаге самых разных фигур и узоров, предметов быта.

Тема 5. Печать (16 часов)

Познакомить детей с техникой печати в рисовании. Штамповая печать, печать с использованием трафаретов. Использованием подручных материалов в печати.

Тема 6. Пластилинография (средний уровень сложности) (10 часов)

Закрепить с детьми технику рисования с помощью пластилина. Усложнить используемую технику. Составление панно.

Тема 7. Коллаж. Мозаика. (18 час.)

Познакомить детей с техникой коллажа. Учить детей с помощью приклеивания папирусной бумаги создавать новые образы, учить использовать в изодеятельности техники рисования мелких штрихов.

Познакомить детей с техникой мозаики. С помощью вырезанных кусочков цветной бумаги из журналов, подбирать цвета, необходимых тонов, для составления мозаики.

Тема 8. Акварель и акриловые краски (18 час.)

Познакомить детей со свойствами акриловых красок. Учить создавать образы рисунка с помощью акриловых красок. Оформление витражей, рамок для фото.

Тема 9. Граттаж (средний уровень сложности) (8 час.)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования «Граттаж». Усложнять используемую технику изображением пейзажей, натюрмортов.

Тема 10. Батик (средний уровень сложности) (8 час.)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования «Батик». Усложнять используемую технику: трафаретный батик, узелковый батик. Рисование фломастерами для ткани.

Тема 11. Итоговое занятие (4 час.)

По разделам:

3. Колористика.

7. Коллаж. Мозаика.

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности.

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать в своей работе различные материалы, сочетать их между собой

Предполагаемый результат.

К концу 1-го года обучения дети должны знать и уметь:

  • основные цвета, приемы смешивания красок;

  • теплые и холодные цвета»

  • сближение цвета, цветовой круг;

  • хроматические и ахроматические цвета;

  • контрастные цвета;

  • создание единого образа;

  • техники рисования «процарапывание краски», «пластилинография», «коллаж», «мозаика», «акварель и акриловые краски», «граттаж» «батик».

Управление программой

Тема

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1.

Введение в образовательную программу. Вводная диагностика.

Отслеживание знаний и умений детей

Диагностика

2.

Знакомство с материалами.

Знать материалы, которые можно использовать в рисовании. Уметь их применять на практике.

Контрольный рисунок

3.

Смешивание краски. Колористика.

Знать три основных цвета. Уметь смешивать основные цвета для получения составных (техника лессировки). Уметь рисовать по мокрому фону.

Контрольный рисунок

4.

Создание отдельного образа. Процарапанная краска (средний уровень сложности)

Уметь использовать масленую пастель, процарапывать рисунок. Уметь создавать сюжетный рисунок.

Контрольный рисунок

5.

Печать

Знать применение новой техники рисования. Уметь применять ее в рисунке.


Контрольный рисунок

6.

Пластилинография (средний уровень сложности)

С помощью пластилина уметь создавать сюжет рисунка. Передавать свои чувства и эмоции при изображении. Уметь использовать подручный материал.

Контрольный рисунок

7.

Коллаж. Мозаика.

Использовать данные техники в упрощенной форме

Контрольный рисунок

8.

Акварель. Акриловые краски.

Уметь использовать в изодеятельности акварельи акриловые краски.

Контрольный рисунок

9.

Граттаж (средний уровень сложности)

Уметь использовать в изодеятельности граттаж с использованием сюжета.

Контрольный рисунок

10.

Батик (средний уровень сложности)

Знать начальный уровень техники батика. Уметь использовать данную технику при составлении сюжета рисунка. Уметь усложнять композицию деталями.

Контрольный рисунок



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й блок. 2- года обучения.


Название разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу. Вводная диагностика.

4

2

2

2.

Колористика. Тонирование цветом.

24

8

16

3.

Приемы изображения животного мира

18

6

12

4.

Нетрадиционные формы рисования.

16

6

10

5.

Рисование по схеме

18

8

10

6.

Пейзаж

18

6

12

7.

Техника рисования растений по схеме и с натуры.

16

6

10

8.

Итоговое занятие.

4

2

2


Правила техники безопасности

10

-

-


Контрольно-зачетное занятие

10

-

-


Диагностика

6

-

-


Итого:

144





Содержание программы

2-й блок. 2-й год обучения.

Тема 1. Введение в образовательную программу. (4 часа)

Знакомство с программой 2-го года обучения. Вспомнить с детьми, чему научились в предыдущем году. Игры на сближение группы. Проведение входящей диагностики на выявление интересов и склонностей обучающихся. Закрепление техники безопасности.

Тема 2. «Колористика. Тонирование цветом» (24 часа)

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;

смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;

работать жидкой краской на листе бумаги;

смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;

пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;

изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;

работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;

смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;

работать жидкой краской на листе бумаги;

смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;

пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;

изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;

работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 3. «Приемы изображения животного мира» (16 часов)

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные чувства и ощущения.

Научить:

как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных персонажей животного мира;

заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;

обыгрывать пространство, придумывать и рисовать сказочных животных;

рисовать, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 4. «Нетрадиционные формы рисования» (18 часов)

Учить работать в коллективе, отвечая каждый за свое задание.

Познакомить детей с традиционной формой купола и узорами на русских куполах.

Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции

Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору: акриловые краски, витражные краски, восковые мелки, гуашь, масляная пастель, чернила, ручки и фломастеры.

Учить рисовать мыльными пузырями с добавлением краски.

Тема 6. «. Рисование по схеме» (18 часов)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

рисовать по схеме;

изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;

работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;

строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;

фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 7. «Пейзаж» (18 часов)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

о разных способах изображения деревьев: рисунке, живописи, печати;

о способе рисования с помощью множества коротких мазков;

о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 8. «Техника рисования растений по схеме и с натуры» (16 часов)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

о способах рисования растений с помощью натуральной губки;

о способах рисования растений соломкой;

об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 9. Итоговое занятие. (4 часа)

По разделам:

4. Приемы изображения животного мира

7. Пейзаж.

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Предполагаемый результат

2-й год обучения.

К концу 2-го года обучения дети должны знать и уметь:

  • непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные краски;

  • знать и использовать оттенки цветов в рисовании;

  • виды линий, их характер и движение на бумаге;

  • уметь дополнять рисунок деталями;

  • знать и использовать в рисовании техники «колористика», «рисование с помощью мыльных пузырей и соломки», «сеточка», «восковые мелки - акварель», рисование по схеме, приемы изображения животного мира и растений.



Управление программой

Тема

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1.

Вводная диагностика.

Отслеживание знаний и умений детей

Диагностика

2.

Колористика. Тонирование цветом.

Знать основные цвета. Уметь смешивать основные краски для получения составных. Знать теплые и холодные цветовые гаммы. Уметь составлять оттенков теплых и холодных тонов.

Контрольный рисунок

3.

Приемы изображения животного мира

Знать виды линий, их характер и движение на бумаге и в музыке. Уметь использовать в рисовании техники «сеточка»

Коллективная работа

4.

Нетрадиционные формы рисования.

Знать технику рисования русского узора и узора куполов. Знать технику рисования пальчиками рук и ладошкой. Уметь использовать технику отрывистого мазка, мазка «кирпичик»

Контрольный рисунок. Коллективная работа

5.

Рисование по схеме

Знать технику рисования соломкой, губкой. Уметь использовать в рисовании техники «сеточка»

Контрольный рисунок.

6.

Пейзаж

Знать приемы построения пейзажа. Уметь использовать технику отрывистого мазка, мазка «кирпичик»

Контрольный рисунок.

7.

Техника рисования растений по схеме и с натуры.

Знать виды линий, их характер и движение на бумаге и в музыке. Уметь использовать в рисовании техники «сеточка»

Контрольный рисунок.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й блок. 3-й год обучения.

Название разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу 3-го года обучения. Вводная диагностика.

4

4

2

2.

Повторение изученного материала за 2 года обучения.

6

2

4

3.

Техника рисования пейзажа. Другие способы использования нетрадиционных форм рисования.

26

10

16

4

Техника составления пейзажа

26

10

16

5.

Натюрморт

28

10

18

6.

Портрет

36

16

20

7.

Комиксы

30

12

18

8.

Анимэ и анимация

30

12

18

9.

Итоговое занятие.

4

2

2


Правила техники безопасности

10

-

-


Контрольно-зачетное занятие

10

-

-


Диагностика

6

-

-


Итого:

216





Содержание программы

2-й блок. 3-й год обучения.

Тема 1. Введение в образовательную программу. (4часа)

Знакомство с программой третьего года обучения . Игры на сближение группы. Проведение входящей диагностики на выявление интересов и склонностей обучающихся. Знакомство с техникой безопасности.

Тема 2. «Повторение изученного материала за 2 года обучения» (6 часов)

Повторить с детьми возможность понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить:

как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;

заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;

обыгрывать пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;

рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3. «Техника рисования пейзажа. Другие способы использования нетрадиционных форм рисования» (26 часов)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;

работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;

строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;

фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4. «Техника составления пейзажа» (26 часов)

Дать представления об основных принципах построения на листе бумаги.

Познакомить:

с различными способами изображения неба и облаков;

как составлять композицию звездной ночи;

как передать разнообразие оттенков;

изображение осеннего неба и листопада.

Тема 5. «Натюрморт» (28 часов)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 6. «Портрет» (36 часов)

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание). Учить изображать основные формы лица. Как добавлять светотень, которая создается при помощи бликов и теней, которые придают рисунку объем. Научить детей использовать в рисовании портрета цветных карандашей, создавая цветные тени.

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 7. «Комиксы» (30 часов)

Закрепить действия детей работать в коллективе слаженно, отвечая каждый за свое задание.

Учить в комиксах вокруг каждой сценки рисовать прямоугольные рамки.

Научить использовать подсказки, рисуя комиксы.

Тема 8. «Анимэ и анимация» (30 часов)

Познакомить детей с техникой «Анимэ». Оживление мультфильма или анимация, происходит за счет того, что неподвижные картинки (кадры) непрерывно показывают одну за другой. Они чередуются так быстро, что появляется ощущение движения. Обучение детей данной технике рисования вызывает интерес у детей и возможность создания блокнотов с мультфильмами.

Тема 9. «Итоговое занятие» (4 часа)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

Закрепить полученные знания и умения, которые были получены на предыдущих занятиях. Выяснить уровень овладения техникой исполнения холодного батика и применения нетрадиционных способов рисования, разнообразного изобразительного материала.

Развивать творчество, воображение, фантазию в рисовании своих картин.

Проведение выставки – отчета выполненных детьми работ.

Предполагаемый результат

3-й год обучения.

К концу 3-го года обучения дети должны знать и уметь:

  • уметь выполнять творческие задания;

  • знать и использовать оттенки цветов в рисовании;

  • виды линий, их характер и движение на бумаге;

  • уметь рисовать силуэты по схеме и с натуры;

  • использовать в рисовании нетрадиционные формы художественного творчества;

  • уметь дополнять рисунок деталями;

  • знать и использовать в рисовании техники «монотипия», «бумагопластика», «сеточка», «восковые мелки - акварель», рисование по мокрому листу бумаги, «процарапывание краски», «пластилинография», «ниткография», «граттаж», «батик», «восковые мелки», «маслянная пастель».

Управление программой.

Тема

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1.

Вводная диагностика.

Отслеживание знаний и умений детей

Диагностика

2.

Повторение изученного материала за 2 года обучения.

Знать и уметь применять изученные ранее техники. Уметь применять их на практике.

Контрольный рисунок

3.

Техника рисования пейзажа. Другие способы использования нетрадиционных форм рисования.

Уметь изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни. Уметь работать с формой круга, превращая ее в разные предметы. Уметь строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой.

Контрольный рисунок

4

Техника составления пейзажа

Знать различные способы изображения неба и облаков. Уметь составлять композицию звездной ночи. Уметь передать разнообразие оттенков. Уметь изображать осеннее небо и листопад.

Контрольный рисунок

5.

Натюрморт

Знать об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ), о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур. Уметь изображать и передавать движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Контрольный рисунок

6.

Портрет

Уметь выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание). Уметь изображать основные формы лица. Как добавлять светотень, которая создается при помощи бликов и теней, которые придают рисунку объем. Знать, как правильно использовать в рисовании портрета цветные карандаши, создавая цветные тени.


Контрольный рисунок

7.

Комиксы

Уметь работать в коллективе слаженно, отвечая каждый за свое задание. Уметь в комиксах вокруг каждой сценки рисовать прямоугольные рамки. Уметь использовать подсказки, рисуя комиксы.

Контрольный рисунок

8.

Анимэ и анимация

Знать технику «Анимэ». Уметь создавать блокноты с мультфильмами.

Мультипликационный блокнот.



Диагностический инструментарий для 1-го блока обучения.



Раздел

Диагностический инструментарий

Цель

Сроки исполнения

1

Вводная диагностика

Рисуночный тест

«Нарисуй, то что ты считаешь лучше всего у тебя получается»

«Что мы освоили за год»

Определить способности ребенка. Какими материалами он пользуется. Какие способы рисования использует.


2

Диагностическое исследование

«Семья за столом»

«Дом-дерево-человек»

«Моя семья»

Обследование внутрисемейных отношений. К кому за помощью из родителей можно обратиться. Определение самооценки ребенка, его личностные качества. Повторное обследование внутрисемейных отношений


3

Диагностическое исследование.

Закрепление знаний о цветовых гаммах. Анкетирование.

Знание цветового круга. Анкета


4

Диагностика

Колористика

Использование в рисовании цветовой гаммы. Дети 6 лет должны использовать в рисовании до 12 цветов и оттенков


5

Диагностика техник изодеятельности

Рисуночный тест с использованием оттенков цветов

Дети 6 лет должны использовать в рисовании до 12 цветов и оттенков

Определение умения создавать оттенки цветов и знать их названия.




Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Рамы разных размеров или пяльцы.
13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
14. Клей ПВА.
15. Фен.
16. Соль, сода.
17. Аптечный парафин или восковые свечи.
18. Специальные краски для батика.
19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
20. Кнопки.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Никологорская О. “Волшебные краски”, М, АСТ пресс, 1997 г.

  2. Т.В. Калинина «Первые успехи в рисовании» Санкт-Петербург, 2009 г. (4 брошуры)

  3. Б.В.Кузнецов «Большой самоучитель рисования» изд. Росмэн, 2008 г.

  4. Б.Фудурих «Акварельная живопись. Шаг за шагом» изд. АСТ Астрель Москва, 2007 г.

  5. Г.П.Шалаева «Хочу стать художником» изд. АСТ Слово г. Москва 2009 г.

  6. Мосин И.Г. “Рисование” (в 2-х частях), Ектеринбург, У-Фактория, 2004 г.

  7. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство” (в 2х частях), М, АСТ, 1998 г.

  8. Смит А., Тетчелл Д. “Энциклопедия рисования”, М, РОСМЭН, 2000 г.

  9. Комарова Т.С. “Рисование для детей среднего дошкольного возраста”, М, АСТ, 2000 г.

  10. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. “Аппликация для детей старшего дошкольного возраста”, М, АСТ 1998 г.

  11. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г.

  12. Васильева-Гангус Л. “Уроки занимательного труда”, М, Педагогика, 1987 г.

  13. Коротеева Е.И. “Искусство и ты”, М, Просвещение, 1997 г.

  14. Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г.

  15. Ищенко И. “Моя первая книжка о красках”, LINKA-PRESS, 1994 г.

  16. Нерсесова О.И. “Сказки про краски”, М, Малыш, 1990 г.

  17. Никологорская О.А., Маркус Л.И. “Излечивает гнев и заполняет время” (о графике), журнал “Сделай сам” №3, 1990 г.

  18. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.

  19. Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. и др. “ Мы входим в мир прекрасного”, Санкт-Петербург, 1995 г.

  20. Столяров Б.А. “По залам Русского музея”, Санкт-Петербург, 1993 г.

  21. Мигаль Б.Г. “Цвет в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.

  22. Мигаль Б.Г. “Линия и форма в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.

  23. Рева Н.Д. “Детский рисунок. Материалы и техника”, Санкт-Петербург, 1994 г.

  24. Желли Т. “Ной, научи нас рисовать животных”, Цицеро, Рудомино, 1992 г.

35




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ДООП для детей дошкольного возраста "Мой цветной мир"

Автор: Чучалова Елена Анатольевна

Дата: 31.01.2021

Номер свидетельства: 571913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства