ДООП для детей дошкольного возраста "Уроки сказки"
ДООП для детей дошкольного возраста "Уроки сказки"
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Уроки сказки" для детей дошкольного возраста, направлена на развитие духовно-нравственной сферы ребенка средствами сказкотерапии.
Программа может использоваться для работы с детьми начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДООП для детей дошкольного возраста "Уроки сказки"»
Актуальность.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель.
Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Сказкотерапия это универсальный метод работы с психологическими проблемами на ценностном уровне.
Сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс экологического воспитания детей.
Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия - безопасная среда, которую создает сказкотерапевт для развития внутренних ресурсов личности.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны…
2. Пояснительная записка.
Программа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики - нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами сказкотерапии. В основе концепции программы лежит научное положение А.В.Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Основной принцип метода – духовное, целостное развитие личности ребенка.
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: 1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
• когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для эмоционально-нравственного развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка песет в себе культуру, мировоззрение своего народа. Па сказках опробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он живет.
Цель данной программы - устремить мысль ребенка к красоте, нравственным идеалам, помочь ему войти в гармонию с окружающим миром.
Задачи программы:
познакомить детей с отечественной и мировой культурой через сказки пародов мира;
приобщить ее к видению и осознанию красоты во всех ее проявлениях: в мыслях, поступках, человеческих отношениях, в природе, произведениях искусства;
воспитать умение общаться с окружающими людьми, проявляя тактичность, дружелюбие, умение слушать собеседника, терпимость к недостаткам других, доброту и милосердие, почитание старших;
формирован, любовь к природе, родному краю, стремление сохранить и приумножить его богатства; воспитывать сострадание ко всему живому;
воспитывать в детях красоту мышления;
познакомить детей с представлениями о нравственности (добро и зло, справедливость и честность, др.) через поступки сказочных персонажей.
Данная программа является авторской и представляет собой синтез программ по сказкотерапии и психокоррекции таких авторов как М.И. Чистякова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д. Короткова, С.О.Николаева.
Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей дошкольного возраста - 5-7 лет. Данная Программа может быть использована для занятий с детьми начальной школы. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с нормами СЭС предъявляемыми к организации занятий в дошкольных учреждениях. Занятия проводятся по группам. Оптимальная наполняемость одной группы 10-15 человек.
Основные формы и методы обучения:
Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно пересмотреть и заново сформировать свой жизненный сценарий. В занятия включены распространенные методы и подходы психотерапии, такие как психодрамма, библиотерапия, АРТ-терапия (рисунок, театр, рукоделие), терапия творческим самвыражением, игротерапия которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе. Это также и обучение позитивному общению, и приобщение к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, такими как любовь, дружба, милосердие, трудолюбие.
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
I. Целенаправленное наблюдение
1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.
2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.
3. Сказку можно нарисовать.
4. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.
5. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.
6. Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавать звуки можно и с помощью голоса.
7. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия.
II. Сравнение.
1. Игра в сравнения
2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.
III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей
1. Узнавание автора по стилю.
2. Узнавание детьми иллюстраций
З. В героев сказки можно переодеться и потанцевать.
IV. Эксперимент с художественным образом.
1. Рассказывание от имени одного из героев произведения.
2. Герои среди нас.
З. Домысливание судьбы героя.
V. Оценка и суждение.
1. Мой любимый герой.
2. Любимая сказка, любимый автор.
3. Тематические беседы.
4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях.
5. Беседа о жанре.
6. Беседа об авторе.
7. Самая смешная сказка.
8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.
9. Игры-драматизации.
После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:
1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3—4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.
10. Литературный театр.
Параллельно с занятиями с детьми предусматривается работа с воспитателем и родителями в виде индивидуальных бесед и коллективных тренингов.
Основные методы и формы обучения, используемые на занятиях:
Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица; рассказывание и придумывание продолжения.
Сочинение сказок.
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки).
Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями).
Анализ сказок.
Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
Рисование сказок (в детском саду и дома с родителями).
Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).
Библеотерапия.
Терапия творческим самовыражением.
Драматизация и театрализация.
Игротренинги и игровые этюды.
Принципы работы с детьми.
Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроениям, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
Недопустимы менторская позиция, упреки и порицания за неуспех.
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Ожидаемые результаты.
По окончании изучения курса 1 года обучения дети:
знакомы с правилами этикета;
имеют представления о нравственных категориях;
имеют навыки культурного поведения в повседневной жизни;
умеют видеть свои недостатки в поведении и умеют их исправлять;
активизируют лучшие черты, чувствительность, восприимчивость к окружающему миру;
относятся к окружающим с заботой и терпением;
проявляют любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
активно проявляют чувства любви и доверия;
любят природу, родной край.
По окончании изучения курса 2 года обучения дети:
имеют сформированные навыки управления мышцами тела: могут расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
учатся умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения;
имеют развитое воображение и фантазию;
развивают речь при ответах на вопросы, свободно и ясно выражают свои мысли;
имеют обобщенный словарный запас;
умеют передавать заданное эмоциональное состояние выразительными средствами;
различают эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
3. Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п
Содержание разделов и тем
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Я знакомлюсь со сказками
2
0
2
2.
Сказкотерапия. Отношение к природе. Взаимоотношение с окружающим миром. Отношение к животным.
8
2
10
3.
Сказкотерапия. Взаимоотношения между людьми.
35
5
40
4.
Беседы на этические темы.
9
1
10
5.
Драматизация и театрализация.
0
3
3
6.
Пальчиковая гимнастика.
0
3
3
7.
Игры и игровые ситуации.
1
1
2
Итого:
56
16
72
Тематическое планирование
2 год обучения.
№ п/п
Содержание разделов и тем.
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Мир моих эмоций
1
0
1
2.
Сказкотерапия. Эмоциональное развитие ребенка.
39
0
39
3.
Психотерапевтические игры и этюды
2
4
6
4.
Театрализация и драматизация
4
12
16
5.
Пальчиковая гимнастика.
2
4
6
6.
Диагностирование.
0
4
4
Итого:
48
24
72
4. Содержание разделов и тем Программы:
1. Вводное занятие. Я знакомлюсь.
Знакомство педагогом, с программой. Знакомство с миром сказок.
2. Взаимоотношение с окружающим миром.
Отношение к природе. Отношение к животным.
Сказки о красоте, хитрости трусости, коварстве и находчивости, сообразительности, смекалке, глупости, хвастовстве, наивности, жадности и злости.
З. Взаимоотношение между людьми.
Сказки о мудрости, доброте и благородстве, о храбрости, зависти, жадности и справедливости, о доброте, жестокости, милосердии, прощении, об ответственности за свои поступки, о дружбе, справедливости, честности, порядочности, о лени, бессердечии, о совести, отношении к старшему поколению, о жестокости, о добре и зле, о наказании, о братской любви, о смирении и доброте, послушании, любопытстве, о взаимовыручке, силе, любви, о мужестве и героизме, об отношении детей между собой, неприятии по каким-либо причинам, о чувстве долга, гордыне, об отношении детей к мачехе, понимании ценностей счастливой семейной жизни, об отношении к старшему поколению, об ответственности за свои поступки, об отношении старших детей к младшим, ревность в семье, об отношении к приемным родителям.
4. Беседы на этические темы.
Беседы по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Беседы о нравственно-патриотическом воспитании.
5. Драматизация.
Обыгрывание сценок из сказок. Психотерапевтические игры и этюды на развитие основных умений общаться, снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональное раскрепощение. Этюды на выражение основных эмоций.
6. Пальчиковая гимнастика.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Подготовка руки к письму.
7. Игры и игровые ситуации. Психотерапевтические игры и этюды.
Игровая культура. Игры-путешествия по сказкам. Игровые тренинги коммуникации и взаимодействия. Проигрывание сказочных ситуаций. Дидактические игры. Игры на развитие внимания и памяти, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений ребенка с помощью коррекционных игр.
8. Диагностирование. Диагностика нравственно-эмоционального развития ребенка.
Диагностика результативности (первое и последнее занятие цикла)
Тест «Волшебная страна чувств» (стр. 12-15 Тренинг по сказкотерапии под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, С-Петербург, речь-2004 год).
Аудиокассеты, CD-диски с записями музыки для сказок.
Наличие отдельного помещения с нужным количеством посадочных мест
Коврик для занятий на полу
Альбомы для рисования
Краски, карандаши, ножницы
Наличие методической литературы по программе
Дидактические карточки по темам
Иллюстрации со сказками и сказочными персонажами
персонажи сказок кукольного театра
Маски персонажей сказок.
Свечи.
Куклы би-ба-бо для кукольного театра.
Одежда для переодевания в сказочных героев.
5.2. Методическое и дидактическое оснащение:
наличие обширного программно методического оснащения.
дидактические пособия.
карты и схемы.
наглядные материалы.
раздаточные материалы
6. Управление программой
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психолого-педагогического обследования, проводимого в течение изучения программы. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционально-нравственного развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются:
наблюдение;
эксперимент;
проективные рисуночные тесты;
анкетирование родителей.
Наблюдение является основным методом оценки эмоционально-нравственного состояния ребенка. Для подтверждения или опровержения выводов наблюдения используются специальные проективные рисуночные методики:
тест «Рисунок семьи»
тест «Дом. Дерево. Человек»
интерпретивный тест «Грустная мама»
методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
тест «Рисунок человека»
тест Несуществующие животное»
тест «Кактус» и др.
Эти методики могут успешно использоваться как специалистом - психологом, воспитателем, который наблюдает ребенка целый день, так и педагогом работающем непосредственно по программе.
7. Список литературы.
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших до школьников.- М, Мозаика-синтез,2004г.
Данилина Т.А., Зедченидзе В.Я.. Степина Н.М. «В мире детских эмоций». - М.: АйриСпресс, 2004г.
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Обруч».
Журнал «Дошкольник. Младший школьник ».
«Журнал Сказок».
Журнал «Мой ребенок»
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПБ.: Речь, 2004г.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лёт. - Ярославль.: Академия развития, 2000г.
Махнева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста. - М.: Аркти,2004г.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Владос.2004г.