Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»
Программа предполагает получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»»
Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2. Основная цель программы кружка
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Задачи рабочей программы
2.2 Перспективный тематический план экспериментальной деятельности
2.3. Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями
2.4. Формы и приемы организации образовательного процесса
2.5. Технологии обучения
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общий объем учебной нагрузки
3.2. Программно-методический комплекс образовательного процесса
3.3. Организация занятий
3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.5 Мониторинг освоения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.
Представленная парциальная программа по развитию деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность спримерными основными образовательными программами начального образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления дошкольников.
1.2 Основная цель программы кружка:
Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности.
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Для детей 4- 5 лет характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Очень важно в процессе экспериментирования задействовать каждого ребенка.
Специально организованная педагогом исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;
умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
умение опытным путем доказывать свойства песка;
умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;
расширение знаний об увеличительных приборах;
умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Содержательный раздел
2.1 Задачи рабочей программы
1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей) ;
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
5.Создать условия для экспериментальной деятельности.
6.Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
7.Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
8.Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
2.2.Перспективно-тематический план экспериментальной деятельности
Дата
Тема
Программное содержание
Кол-во занятий
СЕНТЯБРЬ
3 неделя
«Детская лаборатория»
Дать представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории
1
4 неделя
«Волшебные стеклышки»
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.
1
Итого за месяц
2
ОКТЯБРЬ
1 неделя
«Узнаем, какая вода»
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).
1
2 неделя
«Тонет-не тонет, плавает»
Развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
1
3 неделя
«Удивительный песок»
Уточнить представления детей о некоторых свойствах песка: сухой, сыпучий, не формуется; пропускает воду; влажный – липкий, формуется.
Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами.
1
4 неделя
«Песочный город. Песочные часы»
Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами.
1
Итого за месяц
4
НОЯБРЬ
1 неделя
«Бумага, ее качества и свойства»
Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.
1
2 неделя
«Для чего человеку
песок и глина»
Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда)
1
3 неделя
«Легкий – тяжелый»
Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
1
4 неделя
«Игры с соломинкой»
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
1
5 неделя
«Зеркало. Всё
наоборот»
Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение».
1
Итого за месяц
5
ДЕКАБРЬ
1 неделя
«Каждому камешку свой домик»
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать, какую роль в жизни человека играют камни.
1
2 неделя
«Таинственные картинки»
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла
1
3 неделя
«Волшебница - вода»
Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде.
1
4 неделя
«Путешествие капельки»
Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия
1
Итого за месяц
4
ЯНВАРЬ
2 неделя
«Звенящая вода»
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемы звук.
1
3 неделя
«Впитывание воды»
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают
1
4 неделя
«В гостях у снежной королевы»
с помощью опыта подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
1
5 неделя
«Приключения Буратино»
Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде).
1
Итого за месяц
4
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
«Стекло. «Калейдоскоп»
Узнавать предметы, сделанные из
стекла, определять его качества
1
2 неделя
«Мука. Колобок –
румяный бок»
1.Дать представление о свойствах муки
(сыпучесть, соединение с водой,
преобразование в тесто, способность
принимать любую форму).
1
3 неделя
«Соль. Тает, не тает»»
Выяснить качества и свойства соли
(цвет, вкус, растворимость, влияние
на другие материалы).
1
4 неделя
«Дружба красок»
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.
1
Итого за месяц
4
МАРТ
1 неделя
«Ловись, рыбка, мала и велика»
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
1
2 неделя
«Прогулки невидимки»
Дать представление об использовании
свойств воздуха человеком, показать,
как можно поиграть с воздухом.
1
3 неделя
«Растения»
Познакомить с различными способами размножения растений
1
4 неделя
«Условия, необходимые для роста растений»
Провести опыт по проращиванию в
различных условиях картофеля, лука,
гороха.
1
Итого за месяц
4
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Свет повсюду»
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)
1
2 неделя
«Свет и тень»
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы
1
3 неделя
«Что растворяется в воде?»
показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ
1
4 неделя
«Цветной песок»
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
1
Итого за месяц
4
МАЙ
1 неделя
«Угадай-ка»
Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
1
2 неделя
«Волшебное сито»
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
1
Итого за месяц
2
Итого за учебный год
34
2.3.Формы и направления взаимодействия с коллегами и семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимодействие с родителями
сентябрь
1. Пополнение мини - лаборатории
2. Анкетирование «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома»
октябрь
1.Консультация «Игра или экспериментирование»
2. Выставка совместного творчества из бумаги «Бумажная страна»
ноябрь
1. Мастер-класс «Необычное рисование с помощью природных материалов»
2. Папка - передвижка «Роль семьи в развитии познавательной активности»
декабрь
1. Фотовыставка «Волшебница вода»
2. Памятка «Чем занять ребенка в выходные»
январь
1. Квест -игра «Потерянные краски»
2. Выставка изделий из соленого теста
февраль
Буклет «Делаем необычные кораблики»
март
Консультация на тему: «Детские вопросы -взрослые ответы».
2.4 Формы и приемы организации образовательного процесса
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность в семье
непосредственно образовательная деятельность
образовательная деятельность в режимных моментах
Образовательные ситуации
Обучающие занятия
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Наблюдение
Экскурсии
Беседы
Обсуждение
Рассматривание объектов, их обследование.
Виртуальные путешествия
Рассказы
Встреча с интересными людьми
Дидактические игры
Занимательные показы
Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,
коллекций
Конкурсы
Игровые упражнения
Обследование предметов и игрушек
Наблюдение
Проблемные ситуации
Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.
Дидактические игры
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия
Моделирование
Упражнения по развитию мелкой моторики рук
Ситуативные разговоры
Виртуальные путешествия
Решение проблемных
ситуаций
Дидактические игры
С.-р. игры
Наблюдения
Рассматривание
Экспериментирование с материалами
Ситуативное обучение
Упражнения
Коллекционирование
Просмотр видео
Рассматривание моделей
Обследование предметов
Домашнее экспериментирование
Совместное творчество
Сопровождение семьи:
Беседы
Консультации
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Интерактивное взаимодействие через сайт
Совместные занятия
Мастер-классы
Опросы
Анкетирование
Информационные листы
2.5 Технологии обучения
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
игровая технология;
технология, опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
технология проблемного обучения;
технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
проектная технология.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающаяся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
обучение с учётом закономерностей детского развития;
опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
3. Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН
Учебный план
Количество учебных недель в году – 34
Количество учебных занятий – 34
При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 20 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.
Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.
Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.
3.2 Организация занятий
Работа в кружке построена следующим образом:
Каждый месяц планируется 4 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимы для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.
Оснащение и оборудование для исследовательской деятельности:
В лаборатории созданы все условия для плодотворной работы. Имеются центры экспериментирования, мини – лаборатории, уголок природы, огород на окне, развивающие и дидактические игры, пиктограммы, наглядность, модели климатических зон.
3.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Центр экспериментирования разделён на блоки:
-манипулятивный;
-наука и природа;
-творчество;
-искусство.
Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:
1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения) .
2. Определение типа, вида и тематики.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.
6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
3.4 Мониторинг освоения
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:
умение постановки проблемы воспитанниками;
грамотное формулирование вопросов;
выбор способов исследования;
умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
степень самостоятельности в проведении эксперимента;
способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
умение фиксировать результаты экспериментирования.
О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника два раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.
Основные методы сбора информации о ребёнке
Систематическое наблюдение;
Сохранение продуктов детской деятельности;
Беседы с родителями, анкеты, опросники;
Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
Рассказы детей
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке. (Приложение 1)
Список литературы
Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
О.В.Дыбиной «Ребёнок в мире поиска»
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
9.Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
10.Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№
Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.
год
Начало года
Конец года
1.
Умение видеть и выделять проблему
2
Умение принимать и ставить цель
3
Умение решать проблемы
4
Умение анализировать объект или явление
5
Умение выделять существенные признаки и связи
6
Умение сопоставлять различные факты
7
Умение выдвигать гипотезы, предположения
8
Умение делать выводы
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень
Отношение к экспериментальной деятельности
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
Высокий
Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.
Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий.
При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»
К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.
Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента
Средний
Проявляет желание что то сделать.
Желание что то сделать выражает словами.
Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
Работает с помощьювоспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.
Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.
Низкий
Проявляет первые признаки желания что – то сделать.
Некоторые действия становятся целенаправленными.
Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны.