Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Самоделкины"»
Управление образования администрации
________________ муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Рассмотрена Утверждаю:
педагогическим Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
советом протокол №1 _____________ / /
от 03.09.2018г. «03» сентября 2018г.
Приказ № 255
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«САМОДЕЛКИНЫ»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 года
Автор- составитель:
Грищук Ольга Михайловна,
педагог дополнительного образования
______________2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей дошкольного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить более сложные модели.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.
2. «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г. №1726 - р
3.Письмо № 6-1844 от 18.11.2015 г. Минобразования и науки РФ.
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5.СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. № 41
6.Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
7.Инструкция по ТБ.
Направленность программы «Самоделкины» по содержанию является технической.
Актуальностьпрограммы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная образовательная программа «Самоделкины» позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и конструировать, но и подготовить ребенка к школе: в процессе занятий у них развиваетсямышление, память, воображение и способности к самостоятельному творчеству. На занятиях дети учатся сравнивать различные материалы между собой,находить общее и различия,обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
В плане подготовки детей к школена занятиях по моделированию и конструированию в ходе деятельности формируются важные качества: умение слушать педагога, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,воспитывается стремление добиваться положительного результата.
Отличительной особенностьюпрограммы является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование, тестопластика).
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям дошкольного возраста добиться высоких показателей в техническом развитии, творческом воображении и фантазии, формировании здорового образа жизни.
Образовательным содержанием дополнительная образовательная программа «Самоделкины» помогает ребёнку освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем.Программой предусмотрена работа по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира, и реализации этого опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Через творческую деятельность ребенок самовыражается как личность, приобщается к ценностям отечественной и мировой культуры, знакомится с культурными традициями родного края, а, значит, строит фундамент своей духовности, успешной жизнедеятельности в будущем.
Новизна программы состоит в том, что расширен поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной, дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. На занятиях используются игры: подвижные, сюжетно-ролевые, которые также являются средством воспитания у детей настойчивости, целеустремленности, уважение к старшим, чувства товарищества, коллективизма.
Основной деятельностью детей этого возраста это игра, поэтому введение элементов игры в процессе подготовки детей дошкольного возраста к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что они сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
Все задания соответствуют возрастным особенностям детей.
Цель программы: повышение творческо–деятельностного потенциала дошкольников в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
формирование у детей навыки работы с различными материалами, первоначальные графические знания и умения;
формирование умения и навыки самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов;
расширение политехнический кругозор;
пробуждение любознательности и интереса у дошкольников к технике и ее устройствам.
Развивающие:
развитие и совершенствование навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
развитие конструкторских способностей, изобретательности и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;
развитие технического, образного и логического мышления, воображения, художественно-эстетического вкуса, культуры организации труда;
развитие потребностей детей в самообразовании и самосовершенствовании.
Программа «Самоделкины» предназначена для дошкольного возраста. В группу обучения набираются дети возраста от 6-7 лет.
Количество детей в группе: 15 человек.
Количество сформированных групп зависит от учебной нагрузки педагога дополнительного образования. Рассчитана программа на 1 год обучения.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки детей с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.07.2014г. № 41 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 3172-14
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия проводится 2 раза в неделю.
К концу учебного года обучения дети знают:
название материалов, ручных инструментов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе с ножницами, другими ручными инструментами;
правила разметки по шаблонам;
общие сведения о бумаге (свойства и возможности, способы ее обработки);
основные техники работ с бумагой (вырезание, оригами, аппликация, объемное конструирование);
названия и назначение техники, используемой человеком;
названия геометрических фигур;
различные виды аппликации, историю её возникновения, основы составления композиции;
оригами;
правила сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей по техническому рисунку.
умеют:
соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно пользоваться клеем;
экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;
самостоятельно по образцу изготовить изделие;
по собственному замыслу сделать и оформить поделку, проявлять творчество и фантазию в оформлении;
владеть основными приёмами работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);
последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);
складывать простейшие поделки из бумаги (оригами);
выполнять аппликации в разной технике и из различного материала, изготавливать силуэтные игрушки, виды техники;
составлять из геометрических фигур по собственному замыслу домик, животных, человека, автомобили и др.;
изготавливать поделки из готовых форм (коробок и т.д.);
применять полученные знания и умения при изготовлении бумажных объёмных и плоскостных композиций.
Формами подведения итогов реализации данной программы является:
мини-конкурсы (обсуждение работ);
участие в муниципальных, областных, Всероссийских, Международных конкурсах;
викторины;
персональные выставки;
круглый стол (обсуждение работы за год);
контрольные срезы.
При реализации программы «Самоделкины» возможны изменения, дополнения в подборе тем, разделов в зависимости от желания и интересов учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела,
темы
Общее
кол-во
часов
Количество часов
Формы
контроля
Теория
Практика
I.
«Путешествие в город маленьких мастеров»
Вводное занятие.
Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.
«Мир, техника, дети» рисунок
1ч
20мин
40мин
Беседа,
опрос
II.
«В мире волшебных красок»
6ч
2ч
4ч
1. «Мы знакомимся с волшебными красками»
1
20мин
40мин
Контрольные задания
2. «Что могут краски»
1
20мин
40мин
3. «Радуга над лужайкой»
1
20мин
40мин
4. «Чёрный кот»
1
20мин
40мин
5. «Мы поедем, мы помчимся»
1
20мин
40мин
6.Самостоятельная работа по разделу
1
20мин
40мин
III.
«Бумажная Вселенная»
9ч
3ч
6ч
1. «Как появилась бумага, ее волшебные свойства»
1
20мин
40мин
тестирование
2.Путешествие в страну геометрических фигур
1
20мин
40мин
3.Аппликации из геометрических фигур:
- аппликация «Весёлый паровозик»
2
40мин
1ч20мин
- аппликация «Кораблик»
2
40мин
1ч20мин
-аппликация «Самосвал»
2
40мин
1ч20мин
4. Самостоятельная работа по разделу
1
20мин
40мин
IV.
«Оригами»
4ч
1 ч20мин
2ч40мин
1.История оригами. Термины, применяемые в оригами. Базовые формы оригами. Базовая форма треугольник, и поделки из неё.
1
20мин
40мин
опрос
2.Базовая форма «Воздушный змей», и
поделки из неё. Парусник.
1
20мин
40мин
3.Базовая форма «Прямоугольник». Самолёт.
1
20мин
40мин
4. Самостоятельная работа по разделу
1
20мин
40мин
V.
«Конструирование»
20ч
8ч20мин
11ч40мин
1.Конструирование моделей игрушек из плоских деталей.
5
2ч
3ч
наблюдения
2.Основы автомоделирования (по шаблону)
5
2ч
3ч
3.Основы авиамоделирования (по шаблону)
5
2ч
3ч
4.Основы судомоделирования (по шаблону)
4
2ч
2ч
5. Самостоятельная работа по разделу
1
20 мин
40мин
VI.
«Тестопластика»
12ч
4ч
8ч
1. «Фантазии из муки, соли и воды». Знакомство с тестом. Способ его приготовления, инструменты, краски. Изготовление простых элементов.
2
40мин
1ч20мин
Задания -конкурсы
2. Способы изготовления изделий
2
40мин
1ч20мин
3.Изготовление полуобъемного панно из теста «Мой город»
3
1
2
4.Изготовление машин из соленого теста
2
40мин
1ч20мин
5. Сюрпризы из соленого теста
2
40мин
1ч20мин
6. Самостоятельная работа по разделу
1
20мин
40мин
VII.
«Новая жизнь старых вещей»
10ч
3ч20мин
6ч40мин
1. «Чудеса своими руками»
1
20мин
40мин
опрос
2.Модель самолета из прищепок
1
20мин
40мин
3.Аппликация автомобиля из коктейльных трубочек
1
20мин
40мин
4.Поделки из контейнеров «Киндер яйца»:
- Паровозик с вагонами
1
20мин
40мин
- Ракета
1
20мин
40мин
- Самолет
1
20мин
40мин
5.Поделки из ватных палочек.
1
20мин
40мин
6.Гоночный автомобиль из тубы туалетной бумаги
1
20мин
40мин
7. «Парусник» из кухонных губок и салфеток для уборки
1
20мин
40мин
8. Самостоятельная работа по разделу
1
20мин
40мин
VIII.
«Волшебный пластилин»
9ч
3ч
6ч
1.Инструменты, материалы. Основные правила лепки. Приемы лепки.
1
20мин
40мин
наблюдения
2.Полуобъемная простая лепка
- «Подводное царство»
1
20мин
40мин
- «Пудель на самокате»
1
20мин
40мин
- «Медведь на мотоцикле»
1
20мин
40мин
3.Объемная лепка
«Отправляемся в полет»:
1
20мин
40мин
- «Самолет»
1
20мин
40мин
- «Вертолет»
1
20мин
40мин
- «Космические просторы»
1
20мин
40мин
4.Участие в конкурсах
1
20мин
40мин
IX.
Заключительное занятие
Выставка «Первые шаги…»
1ч
1
Выставка
Награждения
ИТОГО:
72ч
26ч
46ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
РАЗДЕЛ I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАЛЕНЬКИХ МАСТЕРОВ»
Теория:Правила поведения, учащихся в творческом объединении и учреждении, инструктаж по технике безопасности на занятиях, знакомство основными санитарно-гигиеническими нормами, инструментами и материалами, с расписанием занятий.
Беседа «Значение техники в жизни людей». Достижения современной науки и техники. Показ готовых поделок. Игра – знакомство «Здравствуй, друг!».
Практика:Выполнение рисунка «Мир, техника, дети» по памяти и по представлению.
РАЗДЕЛ II. «В МИРЕ ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК»
1. «Мы знакомимся с волшебными красками»
Теория: Краткие сведения по цветоведению, цветовой круг. Техника работы с акварельными красками, кистью.
Практика:способы использования кисти: прикладываем кисть к бумаге плашмя, всем ворсом; рисование всей кисточкой – широкие линии; рисование кончиком – тонкие линии, точки, завитки.
2. «Что могут краски»
Теория: Знакомство с основными и дополнительными цветами. Теплые и холодные.
Инструктаж: правила работы с кистью и красками, палитрой.
Практика: Составление дополнительных цветов. Роспись чашек холодным и теплым цветом.
3. «Радуга над лужайкой»
Теория: знакомство детей с последовательностью расположения в радуге основных и составных цветов.
Инструктаж: правила работы с кистью и красками, палитрой.
Практика: Выполнение рисунка «Радуга над лужайкой» техникой «по - сырому».
4. «Чёрный кот»
Теория: Знакомство детей с черным и белым цветом.
Инструктаж: правила работы с кистью и красками, палитрой.
Практика: выполнение рисунка «Черный кот», применяя изученный материал.
5. «Мы поедем, мы помчимся»
Теория: Контрастные цвета. Цветовые оттенки.
Инструктаж: правила работы с кистью и красками, палитрой.
Практика:выполнение рисунка посвященном различным видам транспортных средств, скоростной поезд с современными вагонами, современный автомобиль или придуманное фантастическое транспортное средство. Применяя изученный материал.
6. Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: правила работы с кистью и красками, палитрой.
Практика: создание рисунков путем смешивания красок, рисование картины, используя краски, а также рисование холода, жары, света и темноты.
РАЗДЕЛ III. «БУМАЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ»
1. «Как появилась бумага, ее волшебные свойства»
Теория: Общие сведения о бумаге. Презентация: «Рождение бумаги».
Виды бумаги (писчая, рисовальная, газетная, цветная, калька, и т.д.), ее свойства (сгибание, скручивание, разрыв). Беседа «Почему бумага рвется?». Приемы обработки бумаги. Приемы соединения.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами,клеем.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами, клеем, простым карандашом.
Практика: Изготовление аппликации из комплекта геометрических фигур из цветного картона разной плотности, пошаговая инструкция с фотографиями.
- аппликация «Кораблик»
Теория: Повторение названия геометрических фигур, игры на знание геометрических фигур.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами, клеем.
Практика: Изготовление аппликации из комплекта геометрических фигур из цветного картона разной плотности, пошаговая инструкция с фотографиями.
- аппликация «Самосвал»
Теория: Повторение названия геометрических фигур, игры на знание геометрических фигур.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами, клеем.
Практика: Изготовление аппликации из комплекта геометрических фигур из цветного картона разной плотности, пошаговая инструкция с фотографиями.
6. Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: Игра-презентация по правилам ТБ при работе с ножницами.
Практика:создание аппликаций из геометрических фигур по замыслу детей.
РАЗДЕЛ IV. «ОРИГАМИ»
1.История оригами. Термины, применяемые в оригами. Базовые формы оригами. Базовая форма треугольник, и поделки из неё
Теория: История древнего искусства складывания из бумаги забавных фигурок. Бумажные фигурки, как неотъемлемая часть украшений жилищ во время праздников в древнемКитаеи Японии.Презентация «Волшебный мир оригами».
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами
Практика: Изготовление поделок на основе базовой формы «треугольник».
2.Базовая форма «Воздушный змей», и поделки из неё. Парусник
Теория: Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Рассматривание и чтение пооперационной карты.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами
Практика: Изготовление поделки «Парусник» по схеме, составление композиции.
3.Базовая форма «Прямоугольник». Самолёт
Теория:Знакомство с базовой формой «Прямоугольник». Повторение условных знаков, применяемых в оригами. Рассматривание и чтение пооперационной карты.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами
Практика: Изготовление поделки «Самолет» по схеме, соревнование на дальность полета.
6. Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: повторение правила ТБ при работе с ножницами.
Практика:изготовление игрушек по выбору детей.
РАЗДЕЛ V. «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
1.Конструирование моделей игрушек из плоских деталей
Теория: Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметки и изготовление деталей по шаблонам. Соединение плоских деталей между собой:
а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи заклепок.
Инструктаж: правила, приёмы работы с ножницами, простым карандашом.
Практика: Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей по технологическим картам.
2.Основы автомоделирования (по шаблону)
Теория: Краткая историческая справка по развитию российского автопрома (презентация)
Инструктаж:правила, приёмы работы с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: 1.Изготовление упрощенного легкового автомобиля по шаблонам.
2.Изготовление упрощенного грузового транспорта по шаблону.
3.Основы авиамоделирования (по шаблону)
Теория: Краткая историческая справка по развитию авиации в России (презентация)
Инструктаж:правила, приёмы работы с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: Изготовление упрощенных авиамоделий из бумаги и тонкого картона по шаблону.
4.Основы судомоделирования (по шаблону)
Теория: Морской и речной транспорт. Классификация судов: морские, речные, военные, гражданские и т.д., их назначение. Презентация история отечественного военно-морского флота.
Инструктаж:правила, приёмы работы с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: Изготовление упрощенных лодок, катеров, кораблей из бумаги и тонкого картона по шаблону.
5.Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: повторение правила ТБ при работе с ножницами.
Практика: изготовление игрушек по выбору детей.
РАЗДЕЛ VI. «ТЕСТОПЛАСТИКА»
1. «Фантазии из муки, соли и воды»
Теория: История тестопластики (Презентация «Лепка из соленого теста»).Способ его приготовления, инструменты, краски.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика: Изготовление простейших изделий из соленого теста, сушка, лакировка.
2. Способы изготовления изделий
Теория: Способы обработки соленого теста подручными средствами, отпечатки на тесте. Способы раскатывание колбасок из теста.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика: отработка навыков при работе с соленым тестом, изготовление поделок, сушка, покраска, лакировка.
3.Изготовление полуобъемного панно из теста «Мой город»
Теория: Способы лепки крупных деталей для панно, создание фактуры поверхности подручными инструментами.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика: Изготовление деталей для панно. Скрепление деталей между собой. Оформление изделия.
4.Изготовление машин из соленого теста
Теория: Способы лепки машин из соленого теста.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика:изготовление машин из соленого теста. Сушка, покраска, лакировка.
5. Сюрпризы из соленого теста
Теория: способы лепки деталей для игрушек.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика: изготовление игрушек разными способами. Сушка, покраска, лакировка.
6.Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: повторение правила ТБ при работес соленым тестом, стеками, и др. инструментами.
Практика: изготовление игрушек по выбору детей.
РАЗДЕЛ VII. «НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ»
1. «Чудеса своими руками»
Теория: презентация «Чудеса своими руками». Из бросового материала можно сделать игры и оригинальные игрушки, украшения для интерьера, сувениры и подарки, различные приспособления, которые всегда найдут практическое применение.
Инструктаж: правила по ТБ при работе с ножницами
Практика: 1. «Машина» игрушки-самоделки из бросового материала «Шнуровка»
2. «Ракета» игрушки-самоделки из бросового материала «Шнуровка»
2. «Модель самолета из прищепок»
Теория: Презентация «Что такое прищепки и для чего они нужны?».
Инструктаж: правила по ТБ при работе с красками.
Практика: изготовление самолетов из прищепок и деревянных палочек от мороженого.
3.Аппликация автомобиля из коктейльных трубочек
Теория: Презентация «Как можно применить коктейльные трубочки».
Инструктаж: правила по ТБ при работе с ножницами, клеем.
Практика: изготовление легкового автомобиля из коктейльных трубочек.
4.Поделки из контейнеров «Киндер яйца»
Теория: Презентация «Поделки из контейнеров «Киндер яйца».
Инструктаж: правила по ТБ при работе с ножницами, проволокой, кнопками.
Практика:Изготовление игрушек из контейнеров «Киндер яйца»:
1. «Паровозик с вагонами»
2.«Ракета»
3. «Самолет»
5.Поделки из ватных палочек
Теория: познакомить детей с применением ватных палочек.
Инструктаж:правила по ТБ при работе с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: конструирование домика из ватных палочек.
6.Гоночный автомобиль из тубы туалетной бумаги
Теория: презентация «Виды гоночных автомобилей». Способы обработки туба от туалетной бумаги.
Инструктаж:правила по ТБ при работе с ножницами, клеем, красками.
Практика: изготовление гоночного автомобиля по технологическим картам.
7. «Парусник» из кухонных губок и салфеток для уборки
Теория: Историческая справка про парусники. Способы обработки поролоновых кухонных губок, салфеток для уборки.
Инструктаж: правила по Тб при работе с клеем, ножницами.
Практика: изготовление парусника по технологической карте.
5.Самостоятельная работа по разделу
Теория: Повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: повторение правила ТБ при работе с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: изготовление игрушек по выбору детей.
РАЗДЕЛ VIII. «Волшебный пластилин»
1.Инструменты, материалы. Основные правила лепки. Приемы лепки.
Теория: знакомство с инструментами, материалами необходимые при лепки пластилином.Основные правила лепки, приемы лепки: разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание, вытягивание.
Инструктаж: правила ТБ при работе с пластилином, стеками.
Практика: отработка навыков работы с пластилином, приемов лепки. Лепка игрушек.
2. Полуобъемная простая лепка
Теория: знакомство детей с полуобъемной лепкой из пластилина. Презентация «Подводный мир».
Инструктаж: правила ТБ при работе с пластилином, стеками.
Практика: лепка полуобъемных аппликаций:
1. «Подводное царство»
2. «Пудель на самокате»
3.«Медведь на мотоцикле»
3.Объемная лепка
Теория:познакомить детей с объемной лепкой, правильно передавать объемные формы, характерные признаки предмета и придавать образу выразительность, четко, правильно изображать объемную форму, соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска пластилина.
Инструктаж: правила ТБ при работе с пластилином, стеками и сопутствующими материалами.
Практика:совершенствовать технику лепки:
1. «Отправляемся в полет»:
2. «Самолет»
3 . «Вертолет»
4. «Космические просторы»
4.Самостоятельная работа по разделу
Теория:повторение пройденного материала по разделу.
Инструктаж: повторение правила ТБ при работе с ножницами, простым карандашом, клеем.
Практика: изготовление игрушек по выбору детей.
РАЗДЕЛ IX. Заключительное занятие
Выставка «Первые шаги…».Подведение итогов работы за учебный год. Награждение выпускников.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих:
Материально – техническое обеспечение
кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям;
стол педагога – 1шт;
ученическая доска – 1шт;
мультимедиа, фотоаппарат, компьютер;
инструменты и материалы, необходимые для работы из расчета на одного обучающегося: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей карандаш, проволока – 2м, шило, циркуль, степлер, бумага – 2 набора (цветная, самоклеящаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), бросовый материал.
Дидактическое обеспечение
Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность в процессе реализации программы широко применяются: художественная литература, сюжеты сказок, популярная детская литература о технике, периодическая печать, иллюстрации, репродукции, открытки, фотографии, видеосюжеты, электронные презентации, загадки, кроссворды, головоломки, ребусы и кроссворды, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
методическая литература (УМК);
методические разработки и планы - конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям (УМК);
развивающие и диагностические процедуры: эвристические вопросы, тесты, упражнения, творческие задания, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;
детская литература (стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания), журналы «Я- дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество», и др.;
технологические и инструкционные карты, наглядно-демонстрационный материал (иллюстрации, тематические плакаты, открытки, журналы, буклеты, видеофильмы, электронные презентации, готовые образцы поделок), схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны;
цифровые образовательные ресурсы;
записи с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «САМОДЕЛКИНЫ»
Аппликация -произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Выкройка - образец для кройки.
Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.
Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.
Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование – создание нового изделия.
Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.
Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.
Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.
Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.
Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.
Ножницы - инструмент для резания тонких материалов
Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме
Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.
Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении
Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.
Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга
Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Разметка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.
Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны
Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.
Трафарет – приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.
Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.
Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий, и получения полуфабрикатов и готовой продукции.
Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Форма - внешнее очертание, вид предмета
Фольга - тонкий лист металла.
Фальц – сгиб, проглаживание.
Фальцевание – сгибание.
Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для разметки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.
Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой
Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.
Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Агапова И. Поделки из бумаги [Текст] /. - М.: Лада, 2008. – 187 с.
2.Афонькин С. Игрушки из бумаги [Текст] /. – С - Пб: 1977. – 126 с.
3. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст] /. – Ярославль, 1998.
4. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала [Текст] /. – М., 1991.
5. Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек [Текст] /. – М.: Мой мир, 2008. – 78 с.
6. Дрезнина М. Г. Навстречу друг другу [Текст] /. – М.: Линка-пресс,2007. – 245 с.
7. Зайцева А. А. Искусство квилинга [Текст] /. – М.: Эксмо, 2010. – 62 с.
8. Кард В. Сказки из пластилина[Текст] /. – С - Пб., 1997. – 153 с.
9. Кискальт И. Соленое тесто [Текст] /. – М.: Аст-пресс, 2002. – 141 с.
10. Костерин Н.П. Учебное рисование [Текст] /. – М., 1984. – 158 с.
11. Котов В. Б. Плетение из лозы [Текст] /. – Ижевск: Алфавит, 1995. – 143 с.
12.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] /. – М.: МИПКРО, 2003. – 245 с.
13. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг [Текст] /. – С-Пб.: Речь, 2003. – 156 с.
14. Сержантова Т. 365 моделей оригами [Текст] /. – М., 1999. – 284 с.
15. Соколова С. Сказки оригами [Текст] /. – М.: Эксмо, 2003. - 239 с.
16. Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. – Тверь: Культура и традиции [Текст] /. -, 2006. –79 с.
17. СоломенниковаО. А. Радость творчества [Текст] /. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 150 с.
18.Трофимова М.В. И учеба, и игра изобразительное искусство [Текст] /. – Ярославль: Академия развития,1997. – 238 с.
19. Уолтер Х. Оригинальные поделки из бумаги. [Текст] /. – М.: Мир книги, 2009. – 103 с.
20.Щетанов Б.В.Судомодельный кружок [Текст] пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования / Б.В.Щетанов, – М.: «Просвещение», - 1999. 160 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Агапова И. Поделки из бумаги [Текст] /. -. М.: Лада, 2008. – 187 с.
2.Афонькин С. Игрушки из бумаги [Текст] /. - . С - Пб.: 1977. – 126 с.
3. Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек[Текст] /. – М.: Мой мир, 2008. – 78 с.
4. Кард В. Сказки из пластилина[Текст] /. – С - Пб., 1997. – 153 с.
5. Кискальт И. Соленое тесто[Текст] /. – М.: Аст - пресс, 2002. – 141 с.
6. Сержантова Т. 365 моделей оригами[Текст] /. - М., 1999. – 284 с.
7. Уолтер Х. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] /. – М.: Мир книги, 2009. – 103 с.
Иллюстрации взяты с сайта: http://allforchildren.ru/,