kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Любознайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по экспериментированию,для детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Любознайка"»







































































СОДЕРЖАНИЕ


1. Целевой раздел программы………………………………………………………..3 стр.

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………….3 стр.


1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………………….....4 стр.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы……………………………….…5 стр.

1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………….…5 стр.

2. Содержательный раздел программы……………………………………………...7 стр.

2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………....7 стр.


2.1.1 Учебно-тематический план…………………………………………………….....7 стр.

2.1.2. Содержание программы………………………………………………………….8.стр.

2.1.3.Календарный учебный график……………………………………………………………10 стр.

3. Организационный раздел программы…………………………………………...13 стр.


3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………….13 стр.


3.2. Обеспеченность методическими материалами…………………………………..13 стр.

3.3. Организация режима работы……………………………………………………...15 стр.

4. Список литературы…………………………………………………………….…..17 стр.











































  1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Любознайка» разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);

  • Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»;

  • Основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Берёзка».


Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Любознайка» - естественнонаучная.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментированию, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Новизна программы: эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Отличительной особенностью программы является то, что экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Возраст детей: 4 - 5 лет

Сроки реализации программы: 1 год.



1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

Развивать познавательно-исследовательскую активность дошкольников.

Основные задачи:

Развивающие:

- Расширение представлений детей об окружающем мире, через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

- Развитие способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.

- Развитие мыслительных способностей: операций анализа, классификации, сравнения, обобщения; формирования способов познания путем сенсорного анализа; развитие самостоятельности, наблюдательности;

- Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойства других.

Образовательные:

- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, познавательно-исследовательскую активность дошкольников.


1.3. Принципы и подходы к реализации программы

-Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

-Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;

-показ только существенных сторон явления или процесса.

-Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.

-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

-Принцип взаимодействия с семьей.


1.4. Планируемые результаты освоения программы


1. Дети проявляют интерес к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2.Воспитанники проявляют наблюдательность, любознательность.

3.Активируется развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

4.Умение опытным путем доказывать свойства песка.

5.Расширение знаний об увеличительных приборах.

6.Умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; магнит, глина, прохождение света.

7.Умение опытным путем доказывать свойства воздуха.

8. Трансформация предметно –развивающей среды в группе.

9.Закрепляются навыки самообслуживания: дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте(почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).


Формы подведения итогов реализации программы: Формы текущей аттестации:

  • - участие в исследовательских проектах,

  • -участие в конкурсах, экспериментах

  • -педагогическое наблюдение;

  • -анкетирование родителей;

  • -родительское собрание;

  • -открытый показ ОД;

  • -круглый стол;

  • -фиксирование результатов опытов.

Формы промежуточной аттестации:

выставки, исследовательские проекты, эксперименты. Порядок и периодичность:

  • 1 раз в квартал





























2. Содержательный раздел программы

2.1. Описание образовательной деятельности.


2.1.1 Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теория

Теория

Практика

Всего

1

«Свойства мокрого песка»


1

1

Обсуждение, эксперимент

2

«Сравнение песка и глины»


1

1

Обсуждение, эксперимент

3

"Почему все звучит?"


1

1

Обсуждение, эксперимент

4

«Почему осенью бывает грязно»


1

1

Обсуждение, эксперимент

5

"Прозрачная вода. Вода принимает форму."


1

1

Обсуждение, эксперимент

6

Какие предметы могут плавать?


1

1

Обсуждение, эксперимент

7

Воздух повсюду


1

1

Обсуждение, эксперимент

8

«Летающие шарики»


1

1

Обсуждение, эксперимент

9

«Чудо бумага»


1

1

Обсуждение, эксперимент

10

«Ткань, ее качества и свойства»


1

1

Обсуждение, эксперимент

11

Что растворяется в воде.


1

1

Обсуждение, эксперимент

12

Кто живет в воде.


1

1

Обсуждение, эксперимент

13

Увеличительное стекло


1

1

Обсуждение, эксперимент

14

Луч света «Что в коробке»


1

1

Обсуждение, эксперимент

15

Изготовление цветных льдинок


1

1

Обсуждение, эксперимент

16

«Почему растаяла Снегурочка?»


1

1

Обсуждение, эксперимент

17

Ловись, рыбка, и мала и велика»


1

1

Обсуждение, эксперимент

18

«Узнай все о себе, воздушный шарик!»


1

1

Обсуждение, эксперимент

19

В мире стекла.


1

1

Обсуждение, эксперимент

20

Теплый – холодный.


1

1

Обсуждение, эксперимент

21

«Перо»


1

1

Обсуждение, эксперимент

22

«Легкий – тяжелый»


1

1

Обсуждение, эксперимент

23

Посадка лука.


1

1

Обсуждение, эксперимент

24

«Живая вода»


1

1

Обсуждение, эксперимент

25

Можно ли менять форму

камня и глины


1

1

Обсуждение, эксперимент

26

В мире пластмассы.


1

1

Обсуждение, эксперимент

27

Мыльные пузыри


1

1

Обсуждение, эксперимент

28

Солнечные зайчики


1

1

Обсуждение, эксперимент

29

Что отражается в зеркале


1

1

Обсуждение, эксперимент

30

Волшебное сито


1

1

Обсуждение, эксперимент

31

Металлическая история


1

1

Обсуждение, эксперимент

32

Фокусы с магнитом


1

1

Обсуждение, эксперимент

33

Знакомство с биноклем


1

1

Обсуждение, эксперимент

34

«Кораблики»


1

1

Обсуждение, эксперимент


Всего

0

34

34




2.1.2. Содержание программы

Сентябрь

  1. «Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

  1. «Сравнение песка и глины»

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины. Обобщать, что песок

и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

3. «Почему все звучит?»:

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

  1. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: Познакомить с тем, что почва по - разному пропускает воду.

Октябрь

  1. «Прозрачная вода. Вода принимает форму.»

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

2. Какие предметы могут плавать?:

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть

Зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3. Воздух повсюду.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

  1. «Летающие шарики»

Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках. Воздух выходит из шарика

и шарик летит.



Ноябрь

  1. «Чудо бумага»

Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги. Учить узнавать на

ощупь бумагу (картон, бархатная, газета, салфетка ,писчая и т.д.) Качества бумаги

(цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). Свойства бумаги (мнется,

рвется, режется, горит)

  1. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

3. Что растворяется в воде.

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Кто живет в воде:

Цель: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни

в окружающей среде.

Декабрь

1. Увеличительное стекло:

Цель: познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.

2. Луч света «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (фонарик, свеча,

лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

3. Изготовление цветных льдинок.

Цель: Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

4. «Почему растаяла Снегурочка?»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить

устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и

превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Январь

1. «Ловись, рыбка и мала и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. «Узнай все о себе, воздушный шарик!»

Цель: Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами (плотность, упругость, эластичность). Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.

Февраль

1. В мире стекла: помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное,

гладкое);

Цель: воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

  1. Теплый – холодный.

Цель: продолжать знакомить детей с определением температуры твердых

предметов осязательным способом.

  1. «Перо»

Цели: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха.

4.«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес

предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

.


Март

1. Посадка лука:

Цель: расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития

растения (почва, влага, тепло и свет). Что появляется раньше корешок или стебелек?

2. «Живая» вода ( веточка дерева)

Цель: Формировать представления детей о том, что для роста растений нужны

вода и свет.

3. Можно ли менять форму камня и глины:

Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), изменить ее форму,

делить на части, лепить - и камня (сухой, твердый) из него нельзя лепить и нельзя

разделить на части.

4. В мире пластмассы:

Цель: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь

выявить свойства пластмассы (плотность, гибкость, плавление)

Апрель

1. Мыльные пузыри.

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со

свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёнку.

2. Солнечные зайчики:

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного

света, отраженного от зеркальной поверхности. Научить пускать солнечных

зайчиков.

3. Что отражается в зеркале.

Цель: познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные

отражать.

4. Волшебное сито.

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы

от крупной с помощью сита.

Май

1. Металлическая история

Цель: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный ,тонет

в воде).

2. Фокусы с магнитом («Движение машинки»)

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита, выделить предметы,

взаимодействующие с магнитами.

3. Знакомство с биноклем:

Цель: закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и

подзорной трубой.

4.«Кораблики»

Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде (из какой бумаги прочней кораблик).

2.1.3.Календарный план


п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

сентябрь



эксперимент

1

«Свойства мокрого песка»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

2

сентябрь



эксперимент

1

«Сравнение песка и глины»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

3

сентябрь



эксперимент

1

"Почему все звучит?"

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

4

сентябрь



эксперимент

1

«Почему осенью бывает грязно»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

5

октябрь


16.10

эксперимент

1

"Прозрачная вода. Вода принимает форму."

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

6

октябрь


16.10

эксперимент

1

Какие предметы могут плавать?

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

7

октябрь


16.10

эксперимент

1

Воздух повсюду

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

8

октябрь


16.10

эксперимент

1

«Летающие шарики»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

9

ноябрь


16.10

эксперимент

1

«Чудо бумага»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

10

ноябрь


16.10

эксперимент

1

«Ткань, ее качества и свойства»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

11

ноябрь


16.10

эксперимент

1

Что растворяется в воде.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

12

ноябрь


16.10

эксперимент

1

Кто живет в воде.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

13

декабрь


16.10

эксперимент

1

Увеличительное стекло

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

14

декабрь


16.10

эксперимент

1

Луч света «Что в коробке»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

15

декабрь


16.10

эксперимент

1

Изготовление цветных льдинок

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

16

декабрь


16.10

эксперимент

1

«Почему растаяла Снегурочка?»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

17

январь


16.10

эксперимент

1

Ловись, рыбка, и мала и велика»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

18

январь


16.10

эксперимент

1

«Узнай все о себе, воздушный шарик!»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

19

февраль


16.10

эксперимент

1

В мире стекла.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

20

февраль


16.10

эксперимент

1

Теплый – холодный.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

21

февраль


16.10

эксперимент

1

«Перо»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

22

февраль


16.10

эксперимент

1

«Легкий – тяжелый»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

23

март


16.10

эксперимент

1

Посадка лука.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

24

март


16.10

эксперимент

1

«Живая вода»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

25

март


16.10

эксперимент

1

Можно ли менять форму

камня и глины

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

26

март


16.10

эксперимент

1

В мире пластмассы.

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

27

апрель


16.10

эксперимент

1

Мыльные пузыри

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

28

апрель


16.10

эксперимент

1

Солнечные зайчики

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

29

апрель


16.10

эксперимент

1

Что отражается в зеркале

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

30

апрель


16.10

эксперимент

1

Волшебное сито

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

31

май


16.10

эксперимент

1

Металлическая история

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

32

май


16.10

эксперимент

1

Фокусы с магнитом

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

33

май


16.10

эксперимент

1

Знакомство с биноклем

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент

34

май


16.10

эксперимент

1

«Кораблики»

Помещение группы

Обсуждение, эксперимент




3. Организационный раздел программы

3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Условия реализации программы:
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так);

*ситуация выбора
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий








- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.



В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) Место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) Место для проведения опытов
4) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


Приборы и оборудование для мини-лаборатории
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

А также:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани" "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)    
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Техническое оснащение занятий предусматривает наличие телевизора и ноутбука для просмотра презентаций по теме занятия, фотоаппарат для фотографирования детских проделанных экспериментов.

Место проведения: помещение группы.



    1. Организация режима работы.

Программа «Любознайка» рассчитана на 1 год (средний дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 6 - 8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.

Режим занятий

Группа

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

средняя группа

4

34

6 - 8


На занятиях с дошкольниками используются различные методические приемы обучения:

-информационно-познавательный (просмотр презентаций и детских передач с применением ИКТ, беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные);

-игровой (создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, дидактические игры, физминутки);

-наглядные (иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы);

-практический (выполнение непосредственно самого опыта детьми).

Методы обучения:

-поисково – исследовательские наблюдения: случайные и плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответы на детские вопросы;

-проведение экспериментирования, опытов (практических);

-беседы (конструктивные);

-создание технической базы для детского экспериментирования (мини-лаборатория);

-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

-сравнение;

-метод моделирования и конструирования;

-метод вопросов;

-метод повторения;

-решение логических задач.

3.3. Средства обучения:

-уголок экспериментирования: «Мини-лаборатория»;

-коллекции природного и бросового материала;

-научная литература (познавательные журналы, энциклопедии).

Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

  • Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

  • Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

  • Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.

  • Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

  • Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

  • Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.

  • Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.

  • Принять участие в конкурсе «Я исследователь».

  • Оформить фотовыставки « Эксперименты дома».

  • Оформить презентации «Мы экспериментируем».


Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

  • участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;

  • участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;

  • проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;

  • оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;

  • презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;

  • проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров-практикумов «Встречи в семейной лаборатории»;

  • участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности;

  • участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбук.

Основные формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование семей;

- открытый показ ОД;

- родительское собрание;

- круглый стол;

- памятки, папки-передвижки, консультации, картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях

Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Сентябрь.

Консультация «Рекомендации для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Октябрь.

Серия несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

Ноябрь.

Открытый показ ОД с использованием экспериментирования «Царица вода»

Декабрь.

Консультация «Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»

Январь.

Картотека опытов и экспериментов в домашних условиях

Февраль.

Памятка «Техника безопасности во время - проведения опытов экспериментов»

Март.

Папка - передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников»

Апрель

Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

Май

Картотека «Занимательные опыты на кухне»


  1. Список литературы.



1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.

7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.

9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

10. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.

11. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.


47



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цирулик Светлана Михайловна

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства