kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию социально- бытовых навков у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Программа рассчитана на пол года. В тематическом планировании указанны примерное содержание игр, позволяющих развить социально - бытовые навыки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по формированию социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.



Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одним из них является формирование предпосылок к самостоятельности в быту.

В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество. Важным шагом на пути к социализации ребенка является овладение социально-бытовыми навыками, такими, как умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом, умываться и т. п.

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию социально-бытовых навыков является составной частью комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Реализация дополнительной общеразвивающей программы по развитию социально-бытовых навыков направлена на исправление различных типичных недостатков данной области. Представленная программа отражает примерное содержание развивающих занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС дошкольного образования особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получивших рекомендацию обучения по варианту 2.

Цель: Создание специальных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:


1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в процессе игровой деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3.Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.

5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.

6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.

8.Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

Положительный эффект в воспитании и обучении может быть достигнут при проведении занятий по формированию социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:

  • Принцип наглядности. Информация до детей доносится через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.

  • Принцип систематичности и последовательности знаний. Связь получаемых на данный момент знаний, умений и навыков с предыдущими.

  • Принцип доступности и посильности. Заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержания, методы и формы обучения, определяемые возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

  • Принцип прочности знаний, умений и навыков. Подразумевает осмысление и использование полученных знаний.

  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Обуславливается формированием умений и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизненный, практический опыт.

  • Принцип научности. Необходимость усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, формирование подлинно научного представления об окружающем мире.

  • Принцип оперативности знаний. Воспитанники должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания.

Методы коррекционно - развивающей работы по формированию социально - бытовых навыков.

1) Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).

2) Репродуктивные (работа по образцам).

3) Предметно – практические методы.

4) Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).

5) Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,

подражание, поручение).

6) Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооцен-

ка).

Организация и формы работы.

Программа является коррекционно - развивающей и предусматривает три этапа овладения практическими навыками:

1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;

3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.

Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.

В разделах предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе уже имеющихся знаний.

1. Деятельность по программе может быть организованна как групповое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная работа с группой детей.

2. При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую (практическую).

На образовательную часть отводится не более 15 минут. На игровую часть – 10 минут.

3. Образовательная часть занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно – развивающим методикам.

4. Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

5. С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять мультимедийные средства обучения.

6. При планировании работы на воспитательном занятии необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Программа рассчитана на полгода (42 занятия). Занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 индивидуальных, 1 групповое. Продолжительность занятий от 25 до 45 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Содержание программного материала.

Программа включает в себя 3 раздела, в каждом разделе выделены темы и цели коррекционно-развивающих занятий.

Разделы программы:

- «Личная гигиена». В данном разделе проводится коррекционно-развивающая работа по отработке навыков удовлетворения естественных потребностей:

-проситься в туалет;

-сидеть на горшке;

- ходить в горшок;

- открывать кран с водой;

-брать мыло и намыливать руки, тереть их друг о друга;

-смывать мыло;

-закрывать кран;

-вытирать руки полотенцем.

  • Тема: «Ванная комната»

Цель: Знакомство с устройством ванной комнаты, ее функциями. Формирование навыка открывать кран с водой; закрывать кран.

  • Тема:«Горшок»

Цель: Знакомство с назначением горшка, его местонахождением. Формирование навыка проситься в туалет; сидеть на горшке; ходить в горшок;

  • Тема:« Я хочу...»

Цель: Формировать навык проситься на горшок.

  • Тема: «Руки мой перед едой»

Цель: Развить навыки брать мыло и намыливать руки, тереть их друг о друга; смывать мыло.

- «Одежда и обувь». В данном разделе проводится коррекционно-развивающая работа по отработке навыков пользования одеждой и обувью.

-надевать брюки;

-надевать футболку;

-надевать куртку;

-застегивать молнию на куртке;

-надевать ботинки;

-снимать брюки.

  • Тема: «Моя одежда».

Цель: Познакомить ребенка с видами одежды и их названием.

  • Тема: « Я САМ»

Цель: Формирование навыка самостоятельно надевать футболку, брюки куртку; застегивать молнию на куртке; надевать ботинки; снимать брюки.

- «Питание». В данном разделе проводится коррекционно-развивающая работа по отработке навыков приема пищи:

-сесть за стол;

-пользоваться ложкой;

-пользоваться чашкой;

-вытирать рот салфеткой;

-убирать за собой посуду и задвигать стул.

  • Тема: «Столовые приборы».

Цель: Познакомить детей с разными видами столовых приборов и их назначением.

  • Тема: « Правила этикета»

Цель: Формировать навык вытирать рот салфеткой; убирать за собой посуду и задвигать стул.

  • Тема: «Чаепитие друзей»

Цель: Формировать навык сесть за стол; пользоваться ложкой; пользоваться чашкой;

Тематическое планирование.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ИГРОВАЯ ЧАСТЬ


Тема/кол-во занятий

Рекомендуемые игры

Содержание игр

Форма работы

I. «Личная гигиена». 14 занятий

1.«Ванная комната».

3 занятия


«Оставь нужное, убери лишнее»




«Собери последовательно»




«Мойдодыр»

Предлагается игра на исключение лишнего предмета. Что находится в ванной комнате?

Например: расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, обувь, бусы, шляпа, губка, мыло, туалетная бумага.

Каждой группе раздается набор картинок, предлагается вспомнить правила и выложить последовательно на парте картинки. Группа, выполнившая быстро и верно, вывешивает картинки на доске.

На занятии используется игрушечная раковина с краном. Ребенок по очереди «моет» руки Мишке, Кукле и себе.

Индивидуальная.







Групповая.






Индивидуальная.

2. «Горшок»

5 занятий


Игра «Прятки»





«Пройди по ниточке»


Перед ребенком несколько картинок: цветок в горшке, каша в горшке, кот в горшке и ребенок, сидящий на горшке. Педагог предлагает ребенку спрятавшуюся картинку с правильным изображением.

Детям парами по очереди предлагается отвести куклу на горшок. Педагог сопровождает начало игры словами: Кукла хочет на горшок! Где же он?

Дети по выложенным «ниточкам» идут до комнаты гигиены и усаживают куклу на горшок.

Индивидуальная






Групповая




3. « Я хочу...»

3 занятия

«Усади куклу на горшок»

Педагог от лица куклы просит воспитанника: «Я хочу на горшок! Пойдем на горшок!». Педагог и ребенок вместе отводят куклу в комнату гигиены, данное упражнение выполняется в течение занятия 2-3 раза.

Индивидуальная

4. «Руки мой перед едой»

3 занятия

«Мыло душистое и полотенце пушистое»


«Чистые руки»

Тазик с водой имитирует раковину (тазик для педагога и ребенка отдельный). Педагог демонстрирует, как моет руки кукле, затем свои. Ребенок моет руки кукле, затем свои.

На ламинированных макетах рук, педагог рисует маркером пятна. Дети стирают пятна при помощи губок.

Индивидуальная.





Групповая

II. «Одежда и обувь». 14 занятий.

1.«Моя одежда»

5 занятий

«Выбери свою одежку»



«Одень куклу Машу»

Перед ребенком раскладывают карточки с изображением одежды, он должен выбрать те, которые соответствуют тому, во что он одет.

Игра с куклой Машей, одевание брюк, футболки, курточки, по просьбе педагога.

Групповая и индивидуальная.



Групповая и индивидуальная.

2.« Я САМ»

9 занятий

«Волшебный ботинок»


«Веселые застежки»


«Одень-сними»

Игра с кукольными ботинками, ребенок должен надеть ботинок той игрушке, которой он в пору.

Игра с сенсорной доской, на которой расположены молнии, липучки - застежки: Большая, средняя, маленькая.

Перед ребенком набор одежды: Штаны, футболка, куртка. По инструкции педагога ребенок одевает или снимет необходимую вещь.

Индивидуальная.



Индивидуальная.



Индивидуальная.

III. «Питание». 14 занятий.

1. «Столовые приборы»

4 занятия

« В гостях у белочки»



«Мамины помощники»

Дети приходят в гости к белочке. Помогают накрыть на стол, выбирая только предметы изображенные на картинке.

Ребенок накрывает на стол обед, завтрак или ужин, расставляя столовые приборы.

Индивидуальная и групповая.



Индивидуальная.

2.«Правила этикета»

4 занятия

«Аккуратный Мишка»




«Все в порядок приведем»

Обыгрывается ситуация, где после еды Мишка замарал рот. Педагог демонстрирует как вытирает испачкавшемуся мишке рот салфеткой. Ребенок повторяет действия педагога.

Дети заходят в кабинет, где уже подготовлен столик на котором стоит грязная посуда и не задвинуты стулья. Педагог эмоционально описывает ситуацию беспорядка. Предлагает детям прибраться. Дети убирают со стола и задвигают стулья.

Индивидуальная.





Групповая.

3. «Чаепитие друзей»

6 занятий

« В гостях у Алисы»












«Покорми котенка»

В группе совместно с воспитателем и помощником воспитателя организуются столы (3 стола). Педагог (Алиса) и его друзья (воспитатель и помощник) приглашают детей на чаепитие с тортиком. На столах уже стоят чашка, тарелка с макетом тортика, ложка. У каждого стола находится взрослый, каждый демонстрирует детям, как взять чашку, «попить чай», поставить на место, затем взять ложку и с тарелочки взять кусочек «тортика». Дети повторяют за взрослыми.

Педагог рассказывает о потерявшемся котенке, о том, что он хочет кушать, но ещё не умеет делать это сам. Предлагает попробовать помочь котенку. Демонстрирует, как кормит и поит из кружечки. Затем и сам пьет и ест. Ребенок повторяет за педагогом.

Групповая.













Индивидуальная.

Итого:

42 занятия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гилметдинова Владлена Витальевна

Дата: 25.06.2019

Номер свидетельства: 515925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства