Дополнительна общеразвивающая программа "Развивайка"
Дополнительна общеразвивающая программа "Развивайка"
Развитие речи – это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Актуальность и новизна программы в том, что она основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения осуществляется разностороннее развитие учащихся.
Именно в 6-7 летнем возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности будущего школьника. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, у учащихся развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания об окружающем мире. В процессе реализации программы важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Цель программы: формирование познавательной активности, социального и личностного развития учащихся посредством общего речевого развития.
Задачи.
Обучающие:
формировать умения и навыки связной речи;
расширять активный словарный запас;
формировать грамматические навыки в практике речевого общения;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
формировать интерес к слову и словесному творчеству;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать культуру речи.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» разработана для учащихся 6-7 летнего возраста и является программой социально-педагогической направленности. Программа составлена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Всего 74 академических часа в год.
Программа направлена на формирование следующих компетенций:
Учебно - познавательные компетенции: - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Коммуникативные компетенции: - умение представить себя устно; - умение выражать свои просьбы и желания.
Здоровьесберегающие компетенции: - знание и умение применять правила поведения под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.
Для наиболее успешной реализации программы используются различные методы и формы работы.
В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей учащихся 6-7 лет для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что является особенностью данной программы.
Игровой деятельности, как основной в развитии личности учащегося 6-7 летнего возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Речь учащихся развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками, но и контексте общения учащихся друг с другом и со взрослыми.
Развитие речи – это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.
Ожидаемые результаты:
умение внимательно слушать и понимать обращенную речь;
умение отвечать на поставленный вопрос;
умение владеть навыком составления коротких описательных рассказов по предметным картинкам и серии сюжетных картинок;
умение подчиняться правилам в дидактических играх (сюжетно-ролевых и настольно-печатных);
умение относить предметы к определенной логической группе;
умение употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;
умение различать слова близкие и противоположные по значению;
умение классифицировать предметы по признаку «общее» - «различное»;
умение называть материал, из которого сделан предмет;
знание значений некоторых общеупотребительных сочетаний и умение употреблять их в речи;
навык правильного произношения гласных и согласных;
владение навыком словообразования;
умение отличать слово от предложения;
умение распространять предложения.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Раздел «Расширение словарного запаса»
12
14
26
Обобщающие понятия
9
7
16
Живое - не живое
1
1
2
Обогащение словаря признаков
1
3
4
Употребление глаголов в речи
1
3
4
2
Раздел «Воспитание звуковой культуры речи»
4
14
18
Развитие артикуляционного аппарата
2
10
12
Развитие фонематического слуха
2
4
6
3
Раздел «Формирование грамматического строя речи»
4
8
12
Словообразование и сложные грамматические формы слов
2
4
6
Предложение
2
4
6
4
Раздел «Развитие связной речи»
3
13
16
Диалогическая речь
1
3
4
Монологическая речь
2
10
12
5
Итоговое занятие
2
2
Итого
23
51
74
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Раздел № 1. «Расширение словарного запаса» (26 ч.)
Тема «Обобщающие понятия» (16 ч.)
Теория (9 ч.) Понятия: овощи, фрукты, ягоды, животные и их детеныши, птицы, насекомые, цветы, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электрические приборы, посуда, транспорт, инструменты, профессии.
Практика (7 ч.) Рассматривание муляжей, игрушек и предметных картинок; называние, повторение новых слов, обозначающих обобщающие понятия; классификация понятий по определенным логическим группам. Игры «Чья мама?», «Зоопарк», «Идем в магазин», «Волшебный мешочек», «Кто больше назовет?», «Угадай, что изменилось?», «Четвертый лишний».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема «Понятия «живое - не живое» (2 ч.)
Теория (1 ч.) Понятия: живое, не живое.
Практика (1 ч.) Наблюдение за объектом; ответы на прямые и косвенные вопросы (кто это? что это? почему?); загадки, игры с мячом: «Живое - не живое», «Кто это - что это?».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема «Обогащение словаря признаков» (4 ч.)
Теория (1 ч.) Понятия: слова-признаки (прилагательные, без называния термина), слова-наоборот (антонимы, без называния термина).
Практика (3 ч.) Ответы на вопрос «какой?», наблюдение и распознавание признаков и свойств предметов и явлений; называние и повторение новых слов; отгадывание загадок, рассматривание картинок, подбор картинок парами по одному заданному признаку. Игры «Назови признак», «Назови похожее слово», «Скажи наоборот».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема: «Употребление глаголов в речи» (4 ч.)
Теория (1 ч.) Понятия: слова-действия (глагол, без называния термина).
Практика (3 ч.) Ответы на вопрос «что делает?»; рассматривание и описание сюжетных картинок, игрушек, муляжей; игры «Спроси меня, и я отвечу», «Кто что делает».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Раздел № 2. «Воспитание звуковой культуры речи» (18 ч.)
Тема «Развитие артикуляционного аппарата» (12 ч.)
Теория (2 ч.) Понятия: язык, губы, зубы, нёбо, челюсть, звуки речи.
Практика (10 ч.) Развитие координации артикуляционного аппарата (подвижности губ, щек, языка, челюсти). Артикуляционная гимнастика. Артикуляция гласных и согласных звуков. Рассказы со звукоподражанием, хоровые и индивидуальные повторения потешек, стихотворений с акцентированной артикуляцией заданного звука.
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема «Развитие фонематического слуха» (6 ч.)
Теория (2 ч.) Понятия: звук, слог, слово.
Практика (4 ч.) Вслушивание в звучание слова, подбор предметных картинок на определенный звук. Игры «Поймай звук», «Подари словечко», «Скажи, как я», «Эхо», «Какое слово длиннее», «Доскажи словечко», загадки-«добавлялки».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Раздел № 3. «Формирование грамматического строя речи» (12 ч.)
Тема: «Словообразование и словоизменение» (6 ч.)
Теория (2 ч.) Понятия: слово.
Практика (4 ч.) Словотворчество по образцу. Образование по аналогии уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных со значением «маленькое - большое» (знакомство со сказкой «Про братцев Ик и Ищ»), формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление их в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат), употребление формы множественного числа родительного падежа (вилок, яблок, туфель);образование прилагательных, обозначающих материал; образование притяжательных прилагательных и сравнительной степени прилагательных; образование глаголов от звукоподражаний (игры с мячом и с игрушками); многократное повторение и закрепление новых грамматических форм слов. Употребление несклоняемых имен существительных (сказка «О замороженных словах»). Игры «Чего не стало», «Назови ласково», «Чье это слово?»
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема: «Предложение» (6 ч.)
Теория (2 ч.) Понятия: предложение.
Практика (4 ч.) Составление предложений. Предлоги в предложении. Распространение предложений по образцу. Употребление в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (по образцу). Игры «Кто дальше уйдет», «Украсим предложение», «Что мы видели в магазине?»). Упражнения «Если бы я был.», «Один начинает - другой продолжает». Построение предложений путем полных ответов на вопросы (Почему мы не ходили гулять? - Мы не ходили гулять, потому что шел дождь).
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Раздел «Развитие связной речи» (16 ч.)
Тема: «Диалогическая речь» (4 ч.)
Теория (1 ч.) Понятия: диалог, общение.
Практика (3 ч.) Формирование диалогической речи. Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?) и рассуждения (как? зачем? почему?). Развитие речевой активности в ролевых играх «Магазин», «Семья», «Работа».
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, умение представить себя устно, умение выражать свои просьбы и желания.
Тема: «Монологическая речь» (12 ч.)
Теория (2 ч.) Понятия: описание, рассказывание.
Практика (10 ч.) Рассматривание и описание предметов, игрушек, предметных картинок, называние не менее 3-х признаков. Составление рассказа-описания животных. Рассказы с опорой на предметные картинки, описание действий предмета. Описание сезонных изменений в природе. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам. Пересказ коротких рассказов и сказок. Рассказ на тему и продолжение по данному началу.
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Тема: Итоговое занятие
Практика (2 ч.)
Итоговое занятие на проверку усвоения программы в форме игры-викторины.
Компетенции: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам.
Условия и механизм реализации программы
Материальное обеспечение программы
Для занятий предусмотрен оборудованный кабинет, где учащиеся могут заниматься сидя на стульях, иногда на ковре. У них есть возможность подойти к столу с наглядными и дидактическими материалами и к доске, а также есть свободное место для игры и физкультминутки. Кабинет оснащен всем необходимым для занятий: методической литературой, наглядными пособиями, игрушками, раздаточным материалом, ТСО, дидактическим материалом.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий используется ситуативно-предметная наглядность, которая способствует освоению учащимися лексико-грамматическим материалом по заданным темам, так как она эмоционально окрашена, носит игровой характер, служит источником познавательного интереса. При обучении применяются различные методы и технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход, ИКТ, медиа технологии.
Это способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 20112г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989г.
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г.
Конституция Республики Башкортостан. Принята 24 декабря 1993г.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-017 годя (утв. Указом Президента РФ от 01 июня 202г. № 761).
Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993г. № ВС-22/15.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва.
Основной список
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
Головнева Н. Я. и др. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. - Спб.: Дельта, 2015.
Дополнительный список
Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучению грамоте детей от пяти лет. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005.
Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. - М.: Айрис - пресс, 2007.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Вераксы Н. Е. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. - М.: Сфера, 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. В. В. Гербова и др. - М.: Издательство Оникс, 2008.
Книга для чтения в детском саду и дома: 5 -7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. В. В. Гербова и др. - М.: Издательство Оникс, 2008.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб, 2009.
Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М.: Школьная пресса, 2006.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2005.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ «Артель», 2003.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. - М.: Сфера, 2005.
Фалькович Т. А., Барылкина М. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. - М.: Вако, 2013.
Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - С.-Пб.: «Детство - Пресс», 2007.
Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. - М.: Прометей; Книголюб, 2002.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru Социальная сеть работников образования
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей
Приложение № 1
Задания для игры-викторины
1. Покажи картинку
шайка-чайка
санки-танки
розы-рожи
чёлка-тёлка
чаша-чаща
корка-койка
чёлка-щёлка
свет-цвет
рожки-ложки
почка-бочка
корка-горка
прибывает-прибивает
банка-банька
лук-люк
мышка-мишка
миска-мишка
точка-дочка
2. Игра «Что бывает таким?» (с мячом)
а) что бывает зеленым? (синим, красным и т.д.);
б) что бывает холодным? (горячим);
в) что бывает кислым? (сладким);
г) что бывает колючим? (мягким).
3. Игра « Кто как передвигается?»
Человек ходит, ворона, лягушка, акула, змея, кузнечик, …
6. Игра с мячом. Педагог загадывает обобщающее слово и кидает мяч любому ребенку. Тот, кто поймал мяч, называет один предмет из данной логической группы и бросает мяч другому игроку. Тот называет предмет из той же группы. Игра продолжается до тех пор, пока дети не перечислят большинство известных предметов из данной группы (не менее 5ти). Затем водящий называет другое обобщающее понятие.
7. Игра «Что лишнее?». Найти лишний предмет в каждом ряду. Нужно указать лишний предмет и объяснить свой выбор.
8. «Кто мои родители?»
В зоопарке детки потеряли своих родителей. Помогите им найти родителей.
Откуда мы возьмем ручку, если она в пенале? (из пенала), откуда мы возьмем ручку, если она на столе? (со стола), откуда мы возьмем ручку, если она упала под стол? (из-под стола), откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф? (из-под шкафа), откуда мы возьмем тапки, если они под стулом? (из-под стула), откуда выйдет мальчик, если он стоит за креслом? (из-за кресла), откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)
11. Проигрывание ситуаций.
а) у одного ребенка в руках игрушка. Задание другому - попросить эту игрушку;
б) представь, что ты подошел к магазину и не можешь открыть дверь. Мимо проходит незнакомая женщина, как ты попросишь помочь тебе?
12. «Найди звук»
а) Определи, в каком месте слова находится, например, звук Ш ( в начале, в середине или в конце): шторм, шило, тишь, шалаш, шишка, машина, шалун, мышь, крышка, шутка, ромашка, кошка, лягушка, шар, крыша, брошка, шуба
б) Выделение 1 -го звука в слове. Ребёнок должен ответить на вопрос, какой первый звук в словах: улица, утка, азбука, осень, ива, кран, трава, сон, дым, ветер, белка
13. Исправь ошибку
Вот козу старушка ждет У распахнутых ворон (ворот) Торт, закуски — разносол Ставим в праздники на стул (стол)
Чтобы суп есть и окрошку, Мы возьмем скорее вилку (ложку)
Раздается в роще стук - Долбит дятел клювом суп (сук)
Сел за ужин бригадир, На тарелке желтый сыч (сыр)
Чтобы вылезли листочки, У деревьев лопнут ветки (почки)
Нарисую школу и пейзаж, Заточу точилкой авторучку (карандаш)
Опят было много - на каждом пенечке, И на зиму их заготовили в дочке (бочке)
У косы есть хвост и рожки, Воду пьет коса из плошки (коза)
Вдалеке виднеется белая вершина, А вблизи проехала красная малина (машина)