Дополнительная образовательная программа «мир фантазий»
Дополнительная образовательная программа «мир фантазий»
Содержание программы способствует успешному становлению ребенка как личности в коллективе сверстников, развитию творческого воображения и мышления, является средством успешной социализации ребенка, готовит ребенка к успешному усвоению учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «мир фантазий»»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МИР ФАНТАЗИЙ»
Срок реализации программы – 3 года
Возраст детей 4-7 лет
Руководитель: воспитатель Пархоменко Татьяна Анатольевна
г.Бородино
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Мир фантазий» имеет – педагогическую направленность. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Этому способствует программа дополнительного образования «Мир фантазий».Содержание программы способствует успешному становлению ребенка как личности в коллективе сверстников, развитию творческого воображения и мышления, является средством успешной социализации ребенка, готовит ребенка к успешному усвоению учебного материала.
У детей формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Досуговая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга в семейном кругу с введением новых видов рукоделия.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.
Концептуальной основой нашей программы является концепция игры Д.Б. Эльконина. Даниил Борисович утверждает, что «игра социальна по своему происхождению и содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает благодаря взрослым». Игра - ведущая деятельность ребенка в она оказывает значительное влияние на его развитие, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка, развитию мотивационно - потребностной сферы ребенка.
По мнению психологов, в игре активно реализуются установка ребенка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству, по их мнению, творческая деятельность человека, делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность психология называет воображением или фантазией. Воображение выступает как основа всякой творческой деятельности. Воображение строиться из элементов, взятых из действительности содержащейся в прежнем опыте человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в раннем детстве. Уже в раннем детстве мы можем наблюдать у ребенка творческие процессы, которые хорошо видны в играх детей.
Игра является наиболее оптимальным пространством, в котором развиваются воображение, творческая деятельность ребенка, где находят применение его фантазии и воображенные ситуации.
Вся творческая деятельность строиться при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, вообразить. Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда.
Задачи:
осваивать использование различных приемов и навыков при работе с бумагой, нитками, крупами, природными материалами;
развивать мелкую моторику рук и глазомера;
формировать стремление смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство.
Особенности содержания дополнительно образовательной программы:
Содержание программы направлено на развитие творческого воображения, мышления детей дошкольного возраста. Занятия проводятся как в групповых, так и в индивидуальных формах. Продолжительность занятий составляет не более одного часа, но на занятии проводятся физ. минутки и отводится время для самостоятельного отдыха детей. Программа состоит из блоков, внутри которых содержатся упражнения, игры и задания направленные на развитие творческого воображения дошкольника.
Основные формы и методы работы:
Методы:
- словесный (беседа, объяснение)
- наглядный (показ образцов, показ алгоритма выполнения работы)
- практический (выполнение заданий)
Формы:
- групповые формы работы
- индивидуальные формы работы
Ожидаемый результаты:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу, соблюдать план;
работать с разными материалами и составлять композицию;
знать и соблюдать ТБ;
навык предъявления своих работ
Форма проверки результатов
Для определения результативности обучения учащиеся в течение года выполняют изделия к отчетным, конкурсным выставкам. Также в течение учебного года разрабатываются творческие проекты, коллекции изделий и сувениров.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения (126 часа):
первый год обучения (18 часов) – 1час в неделю;
второй год обучения (36 часа) – 1 час в неделю;
третий год обучения (72 часа) - 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на воспитанников в возрасте 4-7 лет.
Учебно-тематический план на первый год обучения
(2015-2016 учебный год)
№
Наименование тем
Дата проведения
Кол-во часов
Ожидаемый результат
1
Блок « Природа и творчество»:
1.Аппликация из круп.
2.Аппликация из яичной скорлупы.
3.Лепка из солёного теста,
4.Пластилинография
Январь
Февраль
В течении года
2
2
3
1
1.Приобретут умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.
2
Блок «Неужели из бумаги»:
1.Торцевание
2.Поделки из гофрированной бумаги.
3.Вырезание из бумаги.
4.Моделирование из бумаги.
5.Квиллинг.
Март
Апрель
Май
В течении года
2
2
2
2
2
1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами.
2.Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы.
итого
18
Учебно-тематический план на второй год обучения
(2016-2017 учебный год)
№
Наименование тем
Дата проведения
Кол-во часов
Ожидаемый результат
1
Блок « Природа и творчество»
Аппликация из круп.
Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация из засушенных растений.
Поделки из природных материалов.
Лепка из солёного теста, пластилина.
Сентябрь
Октябрь
Нет месяца
В течение года.
2поставить часы
1.Научатся видеть прекрасное в окружающем мире и передавать свои ощущения в поделках с помощью природного материала.
2.Приобретут умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.
2
Блок «Лоскутки»
Аксессуары из ткани, браслеты, игольницы, футляры для телефонов, очков и т. д.
Предметы быта: подушечки, салфетки, грелки, прихватки и т. д.
Вторая жизнь вещей.
Картины из лент.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Нет месяца
1.Воспитанники приобретут навыки художественного творчества из тканей, получат представление о пропорциях, выразительности форм, отделки, декоративных свойствах материалов.
2.Приобретут знания и умения работы с ручным инструментом и работы на швейных машинах.
3
Блок «Неужели из бумаги»
Оригами, модульное оригами.
Салфеточное чудо
Торцевание
Поделки из гофрированной бумаги.
Вырезание из бумаги.
Моделирование из бумаги.
Плетение из бумаги.
Квиллинг.
Февраль
Март
Апрель
Май
Нет месяца
1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами.
2.Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы.
Итого:
36
Учебно-тематический план на третий год обучения
(2017-2018 учебный год)
№
Наименование тем
Дата проведения
Кол-во часов
Ожидаемый результат
1
Блок « Природа и творчество»
Аппликация из различных семечек.
Аппликация из засушенных растений.
Лепка из солёного теста, пластилина.
Кормушка для птиц из природных материалов
Сентябрь
Октябрь
1.Научатся видеть прекрасное в окружающем мире и передавать свои ощущения в поделках с помощью природного материала.
2.Приобретут умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.
2
Блок «Лоскутки»
Вторая жизнь вещей.
Картины из лент.
Изонить.
Вязание крючком.
Ноябрь
Декабрь
Январь
1.Воспитанники приобретут навыки художественного творчества из тканей, получат представление о пропорциях, выразительности форм, отделки, декоративных свойствах материалов.
2.Приобретут знания и умения работы с ручным инструментом и работы на швейных машинах.
3
Блок «Неужели из бумаги»
Оригами, модульное оригами.
Торцевание
Поделки из гофрированной бумаги.
Вырезание из бумаги.
Моделирование из бумаги.
Плетение из бумаги.
Квиллинг.
Февраль
Март
Апрель
Май
1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами.
2. Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кадровое обеспечение:
- воспитатель
2. Информационное обеспечение:
- Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации/ составитель Н.К. Бестетова. – М 2003.
- Развиваем воображение и творческое мышление М: 2004 г. Питренкова Э.Н, С.Н. Подгорная.
- Развивающие игры для дошкольников М: 2005 г. Васильева Н.Н.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Бабаева Т.И. М: 2004 г
- Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М.А. Зяблинцева. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005 г.
3. Материально – техническое обеспечение:
- ватман (А – 3, А - 4)
-цветной картон
-цветная бумага
-гофрированная бумага
- карандаши
- фломастеры
- краски (гуашь)
- пластилин
- гуашь
-цветные салфетки
-атласные ленты
-ножницы
Библиография
Литература для педагога
1.Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
2.Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия., 1998 г.
3.Андреева И.А. Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2000 г.
4.Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010
5.Бабанский Ю.К. «Педагогика» М. «Просвещение» 1988 г.
6.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
7.Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Выпуск 2
8.Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
9.Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест, 2009 г.
10.Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984
Литература для детей
1.Андрющенко И. В., Коваленко Т. А. Техника плетения бисером. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006;
2.Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2006;
4.Волчек Н. М. Фенечки из ниток и бисера. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005;
5.Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка/Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001;
6.Миронова Т. В., Ермакова С. О., Доброва Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010