Просмотр содержимого документа
«Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Чаепитие у самовара"»
Досуг-развлечение «Чаепитие у самовара»
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями чаепития.
Приобщить детей к истокам русского народного творчества. Пробудить
Интерес и любовь к народной культуре
Задачи:
-Расширять знания детей о происхождении чая, о самоваре и чайной посуде.
-Научить детей заваривать чай, используя алгоритм
- Развивать сценические способности детей.
- Познакомить с русскими народными песнями и играми
- Воспитывать в детях желание интересно проводить время.
- Способствовать гармонизации отношений между детьми и сплочению детского коллектива в группе
- Создать веселое праздничное настроение.
Оборудование : атрибуты к выставке «Мы за чаем не скучаем»( самовары 3 шт, заварочные чайники, чайная посуда, подарочные банки из-под чая, коробки из-под разных видов чая, образцы разных сортов чая), лепбук «Чайные традиции», дидактические игры «Собери картинки» (чайная посуда, самовары) 4 набора, русские платки для игр, 2 ведра , шишки, хворост, 2 деревянные ложки, музыкальная колонка для музыки.
Дети входят в народных костюмах. Ведущий встречает детей и подводит к выставке.
Ведущий:
В конце трудовой недели
Отдохнуть мы все вместе решили
Поделиться настроеньем,
Сладким к чаю угощеньем.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, желанные!
Заходите, проходите,
В нашей ‘’Чайной” посидите!
Чайку свежего откушать,
Да ребят наших послушать!
Ведущий :Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме веселых народных игр, эстафет, частушек и песен. А в конце вас ожидает вкусное чаепитие!
Ни один праздник на Руси
Не обходился без шуточных песен.
Где песня льется,
Там весело живется!
Ведущий : Предлагаем вашему вниманию музыкальный подарок от нашей Лерочки. Лерочка исполнит русскую народ.песню «Вишенки –сережки»
Звучит песня в исполнении Леры.
Ведущий: ребята, к нам сегодня важный гость пожаловал. А кто он догадайтесь, отгадав мою загадку!
Если к нам приходят гости
Я беру его за хвостик.
Кипяточку наливаю,
С головою окунаю.
Польза от него большая.
Это что? Пакетик… (чая)
Ведущий: А вот и чай- государь.( ребенок переодет в костюм чая)
Ребенок:
Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться. Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней. Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает, И сонливость переборет и с усталостью поспорит. Сокрушит любой недуг, Чай здоровью – лучший друг!
Ведущий: Ребята, раньше на Руси чай пили из самоваров. Самовары были самые разные. Их народные мастера расписывали различными народными узорами. И гжель, и хохлома, и жостово. (показ иллюстраций). А также делали из чугуна и меди. Самовары были совершенно разные. Большие и маленькие, тяжелые и легкие. У всех была труба .А если не было трубы, то одевали даже сапог. (показ иллюстраций)
Как вы думаете, для чего одевали сапог на самовар?
Ответы детей.
Ведущий : Нужен он для лучшего разогрева, а точнее для раздувания.
Для этого нужно использовать сапог из кожи
Самовар- нехитрое устройство, которое кипятило для чая воду — отсюда и название самовар! Назвали его так, потому что он сам варит воду.
Ну, что ж! Настроение у нас праздничное.
Атмосфера уютно-домашняя!
Пора и начинать!
Ведущий Ребята, а знаете ли вы чем разжигали раньше самовар? (ответы детей)
Мы сегодня будем разжигать самовар хворостом .Но сначала нужно его насобирать. А сделаем мы это необычным способом. С закрытыми глазами.
(Выбираются 2 участника, платком закрываются глаза. Под музыку наощупь дети собирают хворост. Кто больше насобирал, тот выиграл. )
Эстафета «Собери хворост» 2-3 раза
А теперь, прибавим жару самовару. Соберем еще и шишки. Как вы думаете, это сосновые или еловые шишки? Шишки у нас сосновые, ароматные. Собирать вы будете их ложкой и складывать в ведра.
Эстафета “Собери шишки” 2-3 раза
Ведущий. У добрых традиций - долгая жизнь, вот и мы с вами сегодня вспомним
все, что связано с чаем.
Вот теперь самое время позаботиться о чайной посуде. Мы с вами знаем, что чайная посуда (стеклянная, фаянсовая, фарфоровая) хрупкая. Мы не уберегли ее, в этих 4 конвертах находятся “осколки”. Сейчас вам нужно разделиться на 4 команды и побывать в роли реставраторов и восстановить ее. Работать вы будете все вместе по 3 человекав команде.
Игра “ Реставратор”
(приготовить 4 набора разрезных картинок)
Дети делятся на 4 команды. Из пазлов составляют картинки и называют чайную посуду
Ведущий. Ну, что ж! Посуда восстановлена, самовары набирают силу.
Ребенок:
Самовар кипит как кратер,
Он хорош во всей красе.
Эх, кипуч его характер.
Кипяточек, любят все.
Ведущий:
Как известно всем, друзья- подружки,
Любят на Руси попеть частушки.
Сегодня частушки необычайные…
За чаем и частушки чайные.
Конкурс частушек.
На столе у нас пирог, Пышки да ватрушки. Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!
Ставь-ка, мамка самовар, Ко мне едет сыровар, Сыровар молоденький, Звать его Володенькой! Я к милашке приходил, На гулянье пригласил, Самовар поставила, Чаи гонять заставила
Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький! У меня в приданном есть Самовар красивенький
Ты, милашка, не горюй, Самовар-то аховый! Твой горячий поцелуй Слаще чаю с сахаром
Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока! Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой
Вот уже струится пар, Закипает самовар, Пора его на стол нести, Чай гостям преподнести!
Ведущий: частушки вы поете замечательно. А в игры вы играть умеете?
Но сначала отгадайте загадку.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный …. (платок)
С чем мы будем играть? (с платком)
Проводится народная игра «Платочек»
В старину платки не только носили как украшение - с ними еще и играли. Давайте и мы поиграем (игра с платком). Дети ходят по залу, ведущий говорит:
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
Ведущая накрывает любого ребенка платком, подает сигнал колокольчиком, все остальные встают и подходят к платку, угадывают – кто под ним спрятался.
Ведущая: в игры вы играть умеете, частушки тоже хорошо поете.
А танцевать-то любите?
музыкальная игра«Станцуй с платочком»
(подобраны различные мелодии народных песен. По очереди должен станцевать каждый участник, передавая платок любому участнику.)
Ведущий :А теперь мы перейдем к самой интересной части . К приготовлению чая ! А вы мне в этом поможете. Что нам для этого понадобится? Давайте посмотрим алгоритм заваривания.
(педагог вместе с детьми заваривают чай.) Раньше наши бабушки когда чай заваривали , то обязательно заварной чайник накрывали Чайной Бабой.(показать)
Она помогала чаю получше завариться, а потом чайник накрывали. Чтобы он долгое время не остывал. Потому, что русский народ всегда считался гостеприимным и в любой момент в дом могли пожаловать гости.
А вы с чем чай любите пить? (ответы детей) . Значит в сладостях вы должны хорошо разбираться?
Сладкие загадки
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками. (Конфеты)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку. (Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел — словно ком,
А другие — гладкие. (Блины)
Сладости, сладости — Это наши радости,
Молоко «Буренка» С сахаром — … (сгущенка)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
Творог у неё внутри,
Откуси и посмотри.
Пирожку она подружка — Вот румяная … (ватрушка)
Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий… (Мёд)
На варенье я похож, Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт. (Джем)
Ведущий :
А теперь переходим к самой вкусной части нашей встречи.