Цель: познакомить детей с правилами поведения, направленными на сохранение природных объектов.
Задачи:
Обогащать представления детей о многообразии природного мира на нашей планете;
обобщить знания детей о природных зонах;
закрепить умение выделять существенные признаки объектов живой и неживой природы (живая- двигаются, питаются, дышат, растут, развиваются, чувствуют, размножаются, неживая- не растут, разрушаются);
показать принадлежность человека к миру живого на планете;
закрепить знания особенностей взаимодействия человека и природы (показать примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу);
развивать познавательный интерес к природе;
воспитывать доброжелательное отношение к природе, желание заботится о природе, соблюдать правила поведения в природе.
Материал: мяч,видеосюжет «Наша планета», картинки: сом, рак, медуза, верблюд, тушканчик, змея, глухарь, кабан, лось, индюк, овца, корова, рисунки: пустыня, вода, лес, дом, мультимедийная презентация «Четвертый лишний» , песок, вода, камень, игрушки: дерево, носорог, кузнечик, уголок «пруд», бутылка с водой, стаканы по количеству детей, марля, бумажные салфетки, воронка, коробки, пакеты, бумага (имитация мусора), аудиозапись жабы Клавы, шаблоны знаков охраны природы для продуктивной деятельности, фломастеры, памятки.
Образовательная область: познание.
Предварительная работа: разучивание песни, стихов, разминки «зверобика».
На фоне музики из мультфильма «Лунтик» из-за ширмы появляется Лунтик (ребенок из другой группы, переодетый в костюм Лунтика)
Лунтик: Здравствуйте, ребята. А вот и я, Лунтик. Я с планеты Луна. Куда это я попал? Расскажите, пожалуйста, как называется ваша планета? Как называется место, где я нахожусь? (Ответы детей: Планета Земля, Воронежская обл, п.Каменка, д.с. « Колокольчик»).
Лунтик: Расскажите, пожалуйста о природе своей планеты.
Дети:…
Воспитатель: Ребята, давайте Лунтику не только расскажем , но и покажем видео о нашей планете. Рассаживайтесь на коврике, смотрим на экран.
Просмотр видео «Наша планета (красивая природа и животные)»
Воспитатель: Видишь, Лунтик, природа нашей планеты очень многообразна. Ребята, расскажите Лунтику, кто живет на нашей планете. (На нашей планете много видов зверей, птиц, рыб, насекомых,…, каждое животное, каждое растение имеет свою среду обитания.)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем вместе с Лунтиком и покажем ему, кто где живет. Выберите себе по одному животному (по одной карточке) и определите его в среду обитания, в которой он живет. (на полу обручи, в них карточки, обозначающие среду обитания)
Дети по одному человеку от каждой получившейся группы рассказывают об особенностях среды обитания.
Воспитатель: Лунтик, мы с ребятами играем в игру, которая называется «Четвертый лишний», предлагаем тебе поиграть с нами вместе. Нужно из четырех карточек выбрать лишнюю. Смотрим на экран.
Игра «Четвертый лишний» (на закрепление изученных ранее природных зон)
Воспитатель: Видишь, Лунтик, каждый зверь, птица находится в природной зоне, которая наиболее благоприятна для его жизни.
Воспитатель: Лунтик природу на нашей планете можно разделить на живую и неживую. Ребята, расскажите Лунтику признаки живой природы (двигаются, питаются, дышат, растут, развиваются, чувствуют, размножаются), признаки неживой природы ( не растут, не питаются, разрушаются). Подойдите к столу и разделите находящиеся на нем предметы на живую и неживую природу. (На столе: песок, вода, дерево, носорог, кузнечик, камень)
Воспитатель: Ребята, мы говорили о живой природе, а о ком мы не сказали? (о человеке) Человек может прожить без природы? (нет, одежда, еда, все благодаря природе) человек является природе другом? (да)
Лунтик: Ребята, во время моего путешествия я подружился с жабой Клавой и хочу вас с ней познакомить. (Подходят к пруду) Здравствуй, Клава. Расскажи ребятам о своем пруде.
Клава(аудиозапись): Здравствуйте, ребята. Я живу на этом пруду много лет. Когда я была маленькой, пруд наш был очень чистым, вода прозрачной, вокруг пруда было приятно играть. Затем на пруд стали приезжать люди, чтобы отдохнуть, поплавать, разводили костры, бросали мусор. И сейчас вокруг пруда и в воде много мусора, вода стала очень грязной.
Лунтик: Ребята, разве друзья природы могут так поступать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Клаве убрать мусор. (Дети собирают мусор в пакет). Мы заберем и выбросим мусор в специальный бак для мусора.
Воспитатель: Ребята, давайте наберем в пруду воды и попробуем очистить ее. (Кладем пустую бутылки под полотно, достаем бутылку с грязной водой) Как можно очистить воду? (процедить, отфильтровать) Подходите к столу. Давайте процедим воду через марлю. Чистая вода? (нет) Через что еще можно процедить воду? (через бумажные салфетки) Очистили воду, давайте вернем ее обратно в пруд, сливайте воду в бутылку. (Несем бутылку в пруд, достаем пустую)
Клава: Большое спасибо, ребята. Я так рада, что вы мне помогли.
Воспитатель: Ребята, давайте порадуемся вместе с Клавой, вспомним повадки животных и потанцуем.
Разминка «Зверобика»
Лунтик: Оказывается, на вашей планете люди могут загрязнять водоемы.
Воспитатель: Да, Лунтик, на нашей планете возникают такие проблемы, как загрязнение водоемов, загрязнение воздуха заводами, автомобилями, вырубка лесов, исчезновение видов животных и птиц. Решением этих проблем занимаются экологи. Они следят за сохранение лесов и животных, за тем, чтобы на заводах были установлены фильтры для очистки воды, воздуха из заводских труб.
Воспитатель: Ребята, Что может произойти, если исчезнет с нашей планеты вода? Растения? Животные? Ребята, как вы считаете, мы с вами можем что-нибудь сделать для охраны окружающей нас природы? (Предположения детей)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что существуют разрешающие и запрещающие знаки, например для дорожного движения, а можно создать знаки для охраны природы, также запрещающие и разрешающие, и развесить их рядом с водоемами, лесами.
Клава: ква, ква
Вот посмотрите, здесь знаки, давайте их рассмотрим. Они выполнены карандашом и нельзя понять, какие они запрещающие или разрешающие. Давайте их раскрасим. Запрещающие знаки, каким цветом выделяют? (красным), а разрешающие?
Дети:
Воспитатель: Давайте подумает, какого цвета в природе больше всего? Какого цвета трава, листья деревьев, кустарников? Каким же цветом можно сделать разрешающие знаки?
Воспитатель: Ребята, выберите себе понравившийся вам знак. Теперь посмотрите, здесь у нас располагается «Отдел охраны растений», здесь – «Отдел охраны птиц», здесь – «Отдел охраны животных». Проходите в свой отдел и раскрасьте знаки.
Звучит аудиозапись «Звуки природы. Восход.»
Воспитатель: Давайте покажем нашему гостю знаки, чтобы он знал, как вести себя в природе, что можно делать, а что нельзя (дети комментируют свои знаки). Теперь можно сказать, что мы с вами защитники природы, а значит ее друзья. Давайте споем «Песенку друзей»
Дети исполняют «Песня друзей»
Дружит с солнцем ветерок И роса с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам Поделить мы рады. Только ссориться друзьям Никогда не надо!
Воспитатель: Я думаю, что мы с вами и наш гость, будем друзьями природе и будем соблюдать правила, которые сегодня с вами составили.
Воспитатель: Ребята, мы с вами учили стихотворение о нашей планете, кто хочет рассказать?
Чтение стихотворения детьми «Наша планета Земля»
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой нет на свете.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель: Хочу подарить вам и Лунтику памятки. Они будут вам напоминать, что мы с вами можем защитить нашу планету.