kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью нашей работы является: целостное духовно-нравственное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа через русские народные подвижные игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников» города Каменск-Шахтинский

















«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»













Автор: Петряева Нина Андреевна,

педагог дополнительного образования

























2019 год



Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. В первую очередь мы сами должны быть носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи изложена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Целью нашей работы является: целостное духовно-нравственное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа через русские народные подвижные игры.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В настоящее время русская народная подвижная игра, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно русская народная подвижная игра играет важную роль в духовном обогащении дошкольников. Русская народная подвижная игра входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Подвижные игры отражают образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, творческую выдумку, волю и стремление к победе.

Работа по воспитанию духовно-нравственных чувств у дошкольников через русские народные подвижные игры ведется через использование игровых и сюрпризных моментов. Для этого применяются костюмы и маски. Во время проведения русских народных подвижных игр в младшей группе к детям приходил «петушок», «уточка», «кот» и др., для участия совместно с детьми, например, в такие игры: «Кошки-мышки», «Курочки и петушок», «Васька кот и птички». При этом для детей младшего дошкольного возраста очень активно использовался русский фольклор: потешки, стишки, а также дети были познакомлены со считалками, т.к. практически каждая игра начинается с выбора водящего, например:

Инцы - брынцы, балалайка!

Инцы - брынцы, поиграй-ка!

Инцы - брынцы, не хочу!

Инцы - брынцы, вон пойду!

Считалки постоянно изменяются, впитывают новые слова. Вот, например, такая, довольно старая считалка:

Ехал Ваня на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

Благодаря считалкам, дети не спорят о роли водящего в русских народных подвижных играх, а с удовольствием в среднем дошкольном возрасте начинают примерять на себя эту роль, надевая маску «медведя», «волка» и др. в таких играх как: «Совушка», «Гуси - гуси», «У медведя во бору» и т.д. При ознакомлении детей с этими играми, необходимо рассказывать, что в эти игры играли наши родители, бабушки и даже прабабушки. Тем самым развивая интерес и любовь к своей семье, народу и традициям.

В старшем дошкольном возрасте знакомят детей с национальным богатством нашего народа - календарными русскими народными подвижными играми. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Такие игры, как «Горелки», «Лапта», «Золотые ворота», «Кузнец», «Пирог», «Бой петухов», «Верба-вербочка» были непременным элементом народных обрядовых праздников. Эти игры воспитывают чувства любви к родному краю, своему народу через приобщение к родной культуре и традициям.

Также детям предлагается своими руками изготовить атрибуты для русских народных подвижных игр: маски, ленты, элементы костюмов. Особый интерес у детей возник при изготовление масок, которые они с удовольствие рисовали и раскрашивали, а потом использовали в играх.

К работе привлекаются и родители. Они изготавливают атрибуты для проведения русских народных подвижных игр, рассказывают детям об играх, которые были в их детстве. Также родителям рекомендуется совместно с детьми играть в русские народные подвижные игры, тем самым закрепляется интерес ребенка к играм своего народа.

Взаимодействие родителей и детского сада по духовно – нравственному воспитанию через русскую народную подвижную игру происходит при проведении совместных досуговых праздников «Вечер народной подвижной игры», «Рождественские посиделки». При подготовке к таким праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют зал, исполняют роли).

Все русские народные подвижные игры, с которыми дети были познакомлены, используются как под руководством педагогов и родителей, также и самостоятельно. Дети применяют эти игры в разных видах деятельности: в непрерывной образовательной деятельности, на прогулке, на праздниках, развлечениях и т.д.

На основе уже знакомых игр, дети придумывают свои игры, вносят изменения и усложнения, а также охотно делятся своим опытом со сверстниками и младшими ребятами.

Такая практика показала, что играя, дети с удовольствием учатся. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для духовно – нравственного воспитания.

Чувства, которые зародились и проявились в ходе игр у наших воспитанников, применяются и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях с окружающими, ведь народные подвижные игры оказывают всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Заложив фундамент нравственности с детства, можно надеяться, что воспитали настоящих патриотов, которые любят и уважают свою Родину, традиции, культуру.


Список использованной литературы


  1. «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

  2. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  3. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту»: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р. Катышева И. Б. Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

  5. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  6. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.

  7. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петряева Нина Андреевна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства