kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание,как приоритет в дошкольном образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированную в общий процесс подготовки ребенка к обучению в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание дошкольника»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА


Для того, чтобы воспитание могло

создать для человека вторую

природу, необходимо, чтобы идеи

этого воспитания переходили в

убеждения воспитанников,

убеждения в привычки, а привычки в наклонности.

К. Д. Ушинский



Духовные ценности, в последнее время, становятся предметом пристального внимания философов, социологов, педагогов, психологов в XXI, когда гуманистическая направленность становится ведущей тенденцией общественных наук. Основная мысль, пронизывающая взгляды мыслителей, сводится к тому, что сущность культуры, сущность цивилизации составляют не материальные, а духовные ценности.

Россия имеет многовековую историю и богатейший педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. На всем историческом пути русский народ хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение.

В основе воспитания и образования детей всегда лежали духовно-нравственное начало, воспитание воли, души, ума и сердца на основе любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

В законе РФ «Об образовании» (ст.2) отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Важнейшие задачи воспитания – формирование у дошкольников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности».

Основной концептуальной идеей, которая должна явиться качественным дополнением к уже сложившейся системе образования, является духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание как приоритет в дошкольном образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс подготовки ребенка к обучению в школе.

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей. Эффективно эту работу можно проводить только в тесном сотрудничестве с родителями и семьями воспитанников. Для этого педагоги используют различные приемы, формы и методы организации учебно- воспитательного процесса с привлечением родителей: тематические культурно- массовые мероприятия, экскурсии, участие в соревнованиях и конкурсах, оформление выставок, совместные трудовые десанты.

Общие требования к воспитанию можно сформулировать следующим образом:

Воспитание должно быть полным (нельзя оставлять без воспитания ни дух, ни тело).

Воспитание должно быть гармоничным (необходимость охвата всех способностей человека).

Воспитание должно быть сообразно с личными (индивидуальными) способностями ребенка.

Воспитание должно быть непрерывным и постоянным.

Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом.

Воспитание должно быть постепенным и основательным.

Духовно-нравственное развитие и воспитание строится на основании базовых национальных ценностей и имеет следующие направления:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.



Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.





Литература

Купцова В.А. «Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении»

Бестелесная Л.А. «Духовно-нравственное воспитание учащихся» Костромской институт образования

Маслов Н.В. «Основы русской педагогики» «Самшит-Издат», 2007 г.

Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание дошкольника

Автор: Щипачева Татьяна Александровна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562546


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства