Духовно-нравственное воспитание,как приоритет в дошкольном образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированную в общий процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание дошкольника»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Для того, чтобы воспитание могло
создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи
этого воспитания переходили в
убеждения воспитанников,
убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К. Д. Ушинский
Духовные ценности, в последнее время, становятся предметом пристального внимания философов, социологов, педагогов, психологов в XXI, когда гуманистическая направленность становится ведущей тенденцией общественных наук. Основная мысль, пронизывающая взгляды мыслителей, сводится к тому, что сущность культуры, сущность цивилизации составляют не материальные, а духовные ценности.
Россия имеет многовековую историю и богатейший педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. На всем историческом пути русский народ хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение.
В основе воспитания и образования детей всегда лежали духовно-нравственное начало, воспитание воли, души, ума и сердца на основе любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.
В законе РФ «Об образовании» (ст.2) отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Важнейшие задачи воспитания – формирование у дошкольников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности».
Основной концептуальной идеей, которая должна явиться качественным дополнением к уже сложившейся системе образования, является духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.
Духовно-нравственное воспитание как приоритет в дошкольном образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей. Эффективно эту работу можно проводить только в тесном сотрудничестве с родителями и семьями воспитанников. Для этого педагоги используют различные приемы, формы и методы организации учебно- воспитательного процесса с привлечением родителей: тематические культурно- массовые мероприятия, экскурсии, участие в соревнованиях и конкурсах, оформление выставок, совместные трудовые десанты.
Общие требования к воспитанию можно сформулировать следующим образом:
Воспитание должно быть полным (нельзя оставлять без воспитания ни дух, ни тело).
Воспитание должно быть гармоничным (необходимость охвата всех способностей человека).
Воспитание должно быть сообразно с личными (индивидуальными) способностями ребенка.
Воспитание должно быть непрерывным и постоянным.
Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом.
Воспитание должно быть постепенным и основательным.
Духовно-нравственное развитие и воспитание строится на основании базовых национальных ценностей и имеет следующие направления:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.
Литература
Купцова В.А. «Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении»
Бестелесная Л.А. «Духовно-нравственное воспитание учащихся» Костромской институт образования
Маслов Н.В. «Основы русской педагогики» «Самшит-Издат», 2007 г.
Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г