kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через познавательное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей воспитывается любовь к малой родине через экскурсии, рассматривании иллюстрациий о достпримечательностях своего города, знакомство с улицами, зданиями и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через познавательное развитие»









Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном образовательном процессе через познавательное развитие

(из опыта работы)























В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой  живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

        Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием города Сасово, Сасовского района. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. 

Знакомя дошкольников со своей «малой родиной», следует познакомить их с улицами, жилыми домами и общественными зданиями микрорайона, их назначением. Совместно с детьми рисуем план микрорайонов города Сасова. Выясняем количество и название улиц: Ленина, Пушкина, Лермонтова и другие. Уточняем понятие улица, выделяем части улицы: проезжая – для транспорта, тротуар – для пешеходов, газон – зеленая полоса вдоль проезжей части. Ее задача – очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу. Попутно называем деревья, кустарники, высаженные вдоль дороги.

Дети рассматривают внешний вид домов, количество этажей, из какого материала сделаны (кирпичные дома, панельные), назначение домов: жилые – для жителей города, общественные – для работы людей. Называют знаковые места нашего микрорайона: кинотеатр «МКЦ», Плавательный бассейн, Ледовый дворец, школа №6, библиотека, детские сады, храм божий, магазины, парикмахерские, аптеки.

Дошкольники определяют назначение общественных зданий. Уточняют труд людей. Называют профессии взрослых: учитель, воспитатель, художник, работник культуры, аптекарь, продавец, парикмахер, библиотекарь, водитель автобуса, маршрутного такси.

Педагог знакомит детей с главной достопримечательностью сквера перед кинотеатром МКЦ. В честь памяти советским воинам-освободителям, павшим в годы Великой Отечественной войны и погибшим во все времена здесь установлен камень-валун. В торжественные праздники проводим экскурсии к памятнику с возложением цветов.

Педагог повторяет с малышами домашний адрес каждого из них. Дети рассказывают, для чего существует нумерация домов, уточняют путь от дома к детскому саду, знакомятся с происхождением названия микрорайонов «Южный», «Северный».

Со старшими дошкольниками закрепляем название города Сасова, рассматриваем герб города Сасова.Знакомя детей с микрорайоном, педагог проводит беседу о значении городского транспорта и правилах дорожного движения, рассматривает с ними разные виды транспорта. Малыши узнают легковые машины, их марки, грузовые: автофургон, автокран, машины для перевозки людей: автобус, маршрутное такси, специализированные машины:«полиция», «скорая помощь», «пожарная», «газовая». Особое внимание уделяется на номера маршрутных автобусов, наличие и название остановок.

Воспитатель объясняет детям, почему в микрорайоне движение транспорта двустороннее(дороги широкие, машины едут быстро, переходить дорогу надо в положенном месте, где есть пешеходный переход). Ребята называют дорожные знаки, которые они видели в разных местах микрорайона.

Весь полученный материал о родном городе, месте, где родился, дети отображают в играх: «Дорога из детского сада домой», «Это моя улица», «Профессии взрослых» и т.д.

Совместно с воспитателем дети выполняют макет малой родины, делают рисунки на тему: «Мой детский сад», «Транспорт родного города», «Дом, в котором я живу» и т.д. Родители помогали создать фотовыставку «Моя малая родина».

Реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей,мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями. Для этого проводим различные мероприятия. Интересно, поучительно прошла историческая викторина «От древней Руси до новой России». Участниками ее стали семьи воспитанников нашего детского сада. Также совместно с родителями проводятся праздники, досуги,посвященные Дню Конституции, Дню народного единства, Дню защитника отечества, Дню России, Дню победы и другие. В России практически нет семьи, которую обошла бы горем и страданием, болью и печалью война. Очень важно, чтобы жила народная память о ее ужасах. Сохранить эту память должны мы, взрослые, рассказывая детям об историческом прошлом нашей Родины. Совместно с родителями и детьми мы проводим встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами боевых действий, проводим экскурсии к памятникам, совместно с родителями организуем посещения в Исторический краеведческий музей, Музей народной песни им. А.Аверкина. Наши родители активные участники различных конкурсов: Родители старшей и подготовительной групп приняли участие в брейн–ринге, посвященном творчеству А.Аверкина. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что наша Родина – Россия, она одна для всех, для тех,кто родился на ее просторах, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще сильнее, краше и богаче. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые проносили бы пользу своему дому, детскому саду, городу, а в дальнейшем и всей стране. Ведь недаром старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через познавательное развитие

Автор: Фетисова Светлана Владимировна

Дата: 25.09.2020

Номер свидетельства: 558450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства