Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности
Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности
В статье представлен опыт работыпедагога по духовно - нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выступление из опыта работы: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
В статье представлен многолетний опыт педагога дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - это формирование способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов. Духовность мы не отождествляем с религией, а понимаем как стремление человека к вечным ценностям, самооценке, поиску смысла своей жизни, познанию своего внутреннего мира.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6), главная задача педагога - формирование духовно - нравственных ориентиров, качеств, возвышающих личность над собственными физиологическими и материальными потребностями.
Одним из универсальных и идеальных способов разговора с детьми на духовные темы является изобразительная деятельность. В процессе рисования ребенок вынужден думать, переживать, отвечать на вопросы, стремиться к добру и истине. Искусство способно приблизить весь мир безнравственных поступков и нравственных ценностей, при столкновении с которыми, формируется личность ребенка.
Посредством изобразительных средств ребенок создает образ мира и, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, учится выстраивать свою жизнь в этом мире. Через ряд задач, поставленных педагогом, дети знакомятся с истинными и вечными ценностям – добро и зло, радость, счастье, любовь к близким, приятие самого себя. Семейные ценности, прививаемые ребенку с детства, имеют неоценимое значение для человека в дальнейшей жизни. В этой связи, актуальны вечные темы искусства «Материнство», «Мои маленькие радости», «Сопереживание». В таких заданиях важно передавать не сходство с образом, а чувства к нему.
При взрослении, наши ощущения становятся более сложными, формируется сознание связи с обществом, зависимость от него, необходимость согласовывать свое поведение с интересами социума. Умение понять друг друга, договориться, проявить терпимость к ближнему или человеку другой веры, нации - один из важнейших компонентов духовно-нравственного воспитания. Всё это формируется и развивается посредством изобразительных техник с элементами истории искусства, на примерах из мировой культуры. Тут уместно изучить творчество Модильяни, Малевича. Кандинского. Дети изучают свои ощущения, чувства и с удовольствием рисуют себя супрематического, кубического, абстрактного. Знакомясь с творчеством талантливых художников, ребенок вынужден строить догадки, что-то представлять, воображать, проникать в замысел автора, в мир его мыслей и чувств, искать отзвук своим переживаниям. Нравственные знания постепенно превращаются в убеждения, формируется система привычек.
Если в физическом и эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных мероприятий, то в духовно-нравственном воспитании важно идти от индивидуальности каждого ребенка, особенностей конкретной ситуации. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему нравственным. Найти или придумать сюжет о том кто страдает, услышать его боль и выразить в рисунке, все это вынуждает проделать серьезную духовную работу.
Иногда следует детям дать возможность пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Важно научить выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме, с помощью цвета и формы дать выплеск разрушающим эмоциям.
Критерием развитой духовно-нравственной личности, в конечном итоге, можно считать способность стойко реагировать на различные вызовы времени, умение нести ответственность за совершенные поступки, успешную социализацию и профессиональное самоопределение.