Просмотр содержимого документа
«"Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями"»
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься. Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Чаще бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука.
Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы.
Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов ребенка мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у него заниматься с логопедом.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Основные задачи работы с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
сформировать у родителей желание помогать ребенку;
формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
повышение уровня педагогической компетенции родителей;
информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные(информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).
Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
На первом этапе“Давайте познакомимся! ”. родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев;
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться
Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
1.Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.
2.Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.
3.Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
4.Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.
5.Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.