Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и формы взаимодействия с семьей»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Татьяна Никифорова
Эффективные методы работы с семьей
Свою работу я начинала с первых дней поступления ребенка в группу. А способы общения приходилось искать в ходе работы. О чем разговариваем? Тема для бесед – ребенок. Чтобы было, о чем рассказать, я постоянно наблюдаю за воспитанником в различных видах деятельности, выделяю его индивидуальные особенности. Во время каждой встречи с родителями (в утренние и вечерние часы) мы выступаем как равные собеседники. В общении с родителями, так же, как и в общении с детьми, использую личностно-ориентированную модель взаимодействия. Поэтому переживания мои и родителей становятся обоюдными. В основе сотрудничества лежит то, что ждут от меня родители – проявления внимания, тепла и любви к ребенку.
Знакомство с семьей ребенка я начинаю с ее посещения. Это дает возможность не только ближе узнать ее, но, самое главное, помогает принять внутрисемейные отношения, ценностные ориентации родителей, их взаимоотношения с ребенком, традиции семьи. Беседа с членами семьи в домашней обстановке полнее отражает условия семейного воспитания, чем разговор в детском саду.
Перед посещением семьи я ставлю перед собой цели:
Знакомство с традициями семьи.
Знакомство с организацией трудового воспитания.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и физического развития ребенка.
Знакомство с условиями умственного и эстетического воспитания.
Далее следуют встречи в стенах детского сада. Для их организации я провожу изучение социального портрета семьи, анкетирование с целью изучения потребности семьи, что помогает дифференцированно подойти к организации работы с родителями, к подбору тем мероприятий, к формам их проведения.
Так, анализ особенностей семей воспитанников показал, что 65% составляют полные семьи, 35% - неполные, до 15% детей в группе – с социальными проблемами.
Проблема сотрудничества заключалась в том, что 31% родителей очень редко интересуются вопросами воспитания детей, поэтому не всегда посещают групповые мероприятия, не располагают желанием идти на контакт с педагогом, 7% - советы педагога игнорировали, не считали необходимыми к ним прислушиваться.
На основе анализ анкетирования родителей я выявила следующее:
28% - не уделяют должного внимания воспитанию ребенка,
21% - излишне пекутся о своем ребенке,
14% - с малой общей культурой, недостаточной компетентностью в вопросах педагогики.
Данные результаты не многим отличаются от данных других групп.
Поэтому для более эффективной реализации поставленных задач и достижения результата в детском саду была организована деятельность творческой группы по взаимодействию с семью.
Я стала руководителем данной группы.
Роль деятельности группы заключалась в развитии социального партнерства между субъектами образовательного процесса, оказании помощи родителям в решении следующих задач:
познание себя как родителей.
Анализ различных подходов в воспитании и развитии детей,
Совершенствование навыков родителей в воспитании детей.
Изучение психологии ребенка-дошкольника,
А в целом: повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
Я вкладывала очень много труда и изобретательности, чтобы нестандартно провести каждое мероприятие с родителями. Интересны по содержанию, оригинально выстроенные, эмоционально окрашенные проходили встречи с мамами и папами, бабушками и дедушками воспитанников.
К деятельности группы привлекались педагоги и родители разных возрастных групп.
Мы старались, чтобы мероприятия были интересны для различных категорий родителей, в зависимости от образования, сферы профессиональной деятельности, возраста, потребностей, интересов.
Нетрадиционные формы работы с родителями помогли заинтересовать их в деятельности детского сада, активно включить в проводимые мероприятия. Нетрадиционные формы получили положительную оценку со стороны родителей и других участников ОП: педагогов, администрации, специалистов.