kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая тропа – как форма гармоничного развития дошкольника в экологическом воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная цель – сформировать у людей основы экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа – как форма гармоничного развития дошкольника в экологическом воспитании»

Экологическая тропа – как форма гармоничного развития дошкольника в экологическом воспитании


В нашем ДОУ на протяжении многих лет ведется работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная цель – сформировать у людей основы экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от варварского уничтожения и загрязнения и воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:

воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Задачи:

• формировать систему экологических знаний и представлений (познание, коммуникация)

• формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (безопасность)

• развивать эстетические чувства через чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (труд)

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому её движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации интегрированного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

В своей работе использую программу С.Н.Николаевой «Юный эколог», а также такие технологии как Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», Т.А. Шорыгина «Путешествие в мир природы», Л.Н. Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников».

В нашей группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Но важнейшим компонентом экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований. Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.

Главное в такой прогулке:

1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов.

2. Разносторонние знания воспитателя о растениях, насекомых, деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.

3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом.

4. Объектами экологической тропы могут быть: лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.

5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.

На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Таким образом, создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше интересных объектов.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических знаний и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже не одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем, а свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях в разных видах деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность также широко используются на прогулке для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Поэтому, при проведении занятий по экологической тропе, мы используем художественное слово.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает гармоничное развитие дошкольника в экологическом воспитании.


Список литературы:

  1. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» Москва «Просвещение» 1984

  2. Г.В. Груба, И.Н. Полилова «Ребенок познает мир» Нижний Новгород, 2003

  3. Т.М. Бондоренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Москва, 2008

  4. Л.И. Постоева, Т.А. Серебрякова «Система работы по воспитанию у детей основ экологической культуры» Москва, 2009

  5. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в детском саду» Москва, 2008




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капитанова Наталья Владимировна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства