Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников.»
Завалеева Елена Васильевна
Воспитатель, дошкольный мини-центр
ГКУ «Средняя школа № 5 с ДМЦ г.Капшагай»
Экологическое воспитание дошкольников.
« Мы хозяева нашей природы,
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять, -
их надо открывать и показывать».
М. Пришвин
Экология – наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Наша задача – научить дошкольников разбираться в окружающем мире – экологии. Еще видные деятели – педагоги (Песталоцци, Каменский, Ушинский и др.) выделили источник познания через природу, как средство развития ума, чувств, воли, всестороннее развитие ребенка.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В.А. Сухомлинский считал, необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывать в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем ,чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.
Свою работу по экологическому воспитанию детей я строю следующим образом:
Трудовая деятельность в природе
Наблюдения за живой и неживой природой
Занятия
Чтение художественных произведений
произведений
Познавательно-исследовательская деятельность
Основные методы обучения
Работа по экологическому воспитанию в семье
Экологические игры
Эксперименты опыты
Экскурсии
Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Так, наблюдая за муравьями, детям даем знания о том, что те не только помогают друг другу, но своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал да удал».
Весной, при наблюдении за почками на деревьях (тополь), детям рассказываю, как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти, тесно им стало в домиках, вот и сбросили они чешуйки – шубки и потянулись навстречу солнцу. А помог сбросить чешуйки тополю – ветер. Это он дул их. Чешуйки сберегли листики от холода зимой.
Большую роль в своей работе я отвожу детской художественной литературе. Прочитайте детям стихотворение «Тучи» В.Орлова и дети будут знать: почему гремит гром.
Туча тучу повстречала
Туча туче прокричала:
«Прочь с дороги, уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!»
Отвечала туча туче:
«Ты меня не трогай лучше,
Если тронешь, проучу
И тебя поколочу!»
Туча туче лбом, лбом!
А по небу гром, гром!
Бились тучи целый час
Слезы сыпались из глаз.
Для того, чтобы помочь детям понять, как им вести себя, чтобы не причинить вреда всему, что окружает их: другим людям, животным, воде, воздуху, можно рассказать экологическую сказку: «О чем шепчет ручеек». А можно провести викторину - «Жизнь прекрасна». (Чтение рассказов, стихов, загадок).
Различные игры помогают отражать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях. Так, играя в игру «Космос», дети могут не только жить на других планетах, выращивая деревья, на которых могут расти сразу все «вкусовые фрукты», но и закрепляют свойства магнита ( притягивание предметов), знакомятся с назначением компаса. А в играх «Дикие и домашние животные», «Лото», «Растения» и др., знакомлю детей с тем, где кто живет, чем питаются, как зимуют; какие есть семена (обследуют их), где растут, рассматривают части растений, как помогают растения людям .Через игры подвожу детей к тому, что природа – это не только лес, животные, птицы, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д.
Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что окружает . Надо помочь понять, что природа помогает нам жить и радует нас. В детях воспитываю экокультуру, умение вести себя в природе – в окружающей среде. (Детская игра «Скорая помощь», экологическая игра на природе).
В своей работе при организации познавательно – исследовательской деятельности использую в работе разные типы вопросов: «вопросы – сравнения (чем отличается дерево от куста?), вопросы – провокации ( что произойдет, если уничтожить всех птиц?), вопросы – предложения (может ли жить человек без кислорода?), познавательные вопросы ( а, знаете ли вы, что солнце зимой ярче светит, а мало греет, почему?).
Экологическое познание идет не только на занятиях по ознакомлению с окружающим, экологией, но и других. Так на музыке можно прослушать песню «Улыбка» В.Шаинского (дети вспоминают животных), на математике (математика в природе – рассматривание семян ( сыпучие тела: рис, горох..), косточки ( изюм, орех, урюк), развитие речи ( прочитать рассказ В.Сухомлинс-
кого «Почему плачет синичка?», «Что нужно сделать, чтобы птицы никогда не плакали?», или «Сказки зимнего леса». На занятиях по конструированию дети не только знакомятся со свойствами разных природных материалов, но и изготовляют различные поделки ( из скорлупы ореха – ежа, черепаху, из желудя – птицу, из соломы – дом, из яичной скорлупы рыбку, птицу, из листьев – бабочку и т. д.).
А различные опыты и эксперименты помогают обогатить опыт ребенка, стимулирует мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность. ( Положите на солнце темную и белую бумагу – какая из них быстрее нагреется? Почему?). Рассматривание семян через лупу: размер, форма, вес. Подбросьте семена разных видов ( клен, акация), сколько времени и как далеко пролетит каждое семя? Почему?
Одним из важных условий экологического образования дошкольников является уголок природы.
Труд в природе помогает не только увидеть какой –то результат в работе, но и дети видят, что они тоже могут оказать помощь природе. (Убирая осенью листья, дети узнают, что из них получается перегной – удобрение). При посадке цветов узнают, какие способы размножения есть ( черенкование, семена). А если рыхлить землю, то это помогает лучше растениям расти, поступает кислород. А когда сажаем лук, то дети не только знакомятся с овощем, но и видят как корни «пьют» воду (в стакане с водой), или какие условия надо создать, чтобы зимой « на огороде, на окне» вырос лук.
В разное время года ходим с детьми на прогулки, в парк, к водоему, любуемся красотой природы, отмечаем изменения, проводим наблюдения на участке . Так, наблюдая за одуванчиком, дети видят, как он реагирует на изменения погоды, времени суток, как поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением темноты и перед дождем, какие семена.
Большую роль в экологическом воспитании детей имеет семья. Даю рекомендации, советы по ознакомлению детей с природой в выходные дни. Дети делают различные зарисовки об увиденном, работают с календарем природы.
Строя работу по экологическому воспитанию детей, я придерживаюсь следующих принципов:
1. Научность и доступность материала
2.Соответствие изучаемого материала возрасту ребенка
3. Расширение и углубление знаний по восходящей
4. Интеграция с продуктивными видами деятельности
5. Краеведение
Таким образом, привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие , любознательность и др. Эти черты, заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой, тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Знакомство с природой в детском саду поможет детям в дальнейшем лучше понять такие науки, как природоведение, физика, ботаника, астрономия и др. Мы должны научить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., Новая школа 1995. 148с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., Просвещение, 1980. 120с.