Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Витамины там и тут с нами рядышком живут"»
Экологический проект «Витамины там и тут с нами рядышком живут»
Информационная карта проекта
Проект: "Витамины там и тут с нами рядышком живут!".
Тип проекта: коллективный, познавательно–творческий.
Продолжительность проекта: Долгосрочный – 1год.
Автор проекта: воспитатель – Л. И. Панкратова, воспитанники старшей группы № 5.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети в недостаточной степени имеют представление о том, что такое витамины, в каких продуктах они содержатся и как витамины могут помочь детскому организму; дети не владеют обобщающими понятиями, недостаточно полно описывают предметы.
Актуальность: Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в дошкольном возрасте важно формировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Разговор о правильном питании начался не сегодня. Проблема правильного питания – это проблема взрослых и детей. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании.
Наши далекие предки питались растительной пищей, жили в теплых краях, носили минимум одежды и круглогодично облучались солнечными лучами, много двигались и не страдали от недостатка витаминов. Много веков спустя люди расселились в более северных районах, создали одежду, жилище, стали готовить более красивую и, как им казалось, вкусную пищу – полировать рис, очищать зерно от оболочек и готовить белый хлеб; придумали машины, освободившие их от физического труда. И тогда появились гипо- и авитаминозы. Сегодня, зная причины этого явления, можно и нужно сделать, так чтобы избежать негативных последствий прогресса человечества. Проблема сохранения здоровья человека является актуальной в наше время.
Один из путей сохранения здоровья – правильное питание.
Регулятором процесса жизнедеятельности организма человека являются витамины.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы заботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей на свое питание. Поэтому так важно дать детям представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилось основной причиной создания проекта.
Цель проекта: формировать у воспитанников представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачипроекта:
Для детей:
- обучающие:
• обогащать и систематизировать знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране; рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе;
• уточнить понятия «витамины»; сформировать у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, взаимосвязи здоровья и питания;
• расширять знания детей о том, как создать мини–огород; формировать умения у детей ежедневно ухаживать за растениями «огорода» в комнатных условиях; формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц; проводить наблюдения и делать выводы;
• способствовать освоению специальных трудовых действий и умений: владением ножом при нарезании продуктов для салата;
• помочь испытать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации трудового замысла;
• уточнять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (витамины, корнеплоды, семена, урожай и др.); имен прилагательных (полезный, сочный, вкусный, богатый, крупный и др.); глаголов (сажать, поливать, собирать и др.);
- развивающие:
• развивать коммуникативные способности детей;
• развивать умение узнавать овощи по характерным признакам (внешний вид, форма, цвет, вкус, место произростания);
• развивать связную речь через составление кратких сообщений об овощах в форме познавательного рассказа с опорой на модель;
• развивать творческие способности и воображение у детей;
• развивать интеллект;
• развивать умение из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его;
• развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы;
• развивать способности самостоятельно сравнивать и анализировать полученные результаты;
• воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность;
• воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
• воспитывать у детей культуру питания;
• воспитывать чувство благодарности и уважения к людям тех профессий, которые помогают выращивать овощи и доставляют их к нашему столу;
• воспитывать интерес к малым фольклорным формам – загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни, игры – об овощах и их пользе.
Для педагогов:
• использовать метод проекта в работе с детьми;
• составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
• направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать им помощь в планировании действий;
• оказывать детям помощь в изготовление поделок из овощей;
• привлекать родителей в оказании помощи детям в поиске ответа на поставленный вопрос;
• организовывать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;
• формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности.
Для родителей:
• повысить заинтересованность в продуктивной и досуговой деятельности с детьми;
• оказать детям помощь в поиске ответа на поставленный вопрос.
Продуктыпроекта:
От детей:
• поделки из овощей «Осенние фантазии»;
• коллективный коллаж из цветной бумаги «Овощи. Заготовки на зиму»;
• лепка из пластилина «Наша грядка овощей», «Мой любимый овощ»;
• рисование "Лук на грядке», «Загадки с грядки»;
• аппликация из цветной бумаги «Овощи» (объемные, «Лук – золотой бочок»;
• драматизация – сказка Дж. Родари «Чиполлино»(отрывок);
• книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей».
От педагогов:
• оформление выставки детских работ «Осенние фантазии»;
• оформление папки–передвижки «Живые витамины для детей»;
• создание мини–огорода «Паровоз здоровья»;
• проведение итогового мероприятия – развлечение «Капустные вечера»(русский народный праздник);
• презентация проекта «Витамины там и тут с нами рядышком живут!».
От родителей:
• активное участие в выставке поделок «Осенние фантазии»;
• составление картотеки «Все об овощах» с образцами семян;
• участие в изготовлении книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей».
Форма проведения итогового мероприятия:
• развлечение для детей «Капустные вечера»(русский народный праздник).
Ожидаемые результаты по проекту:
От детей:
• сформированы знания овитаминах, значимости влияния их на здровье человека;
• в результате проектной деятельности систематизировались знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране;
• сформирован устойчивый интерес к правильному питанию и здоровому образу жизни;
• появился интерес к жизни и развитию растений;
• знают, как выращивают овощи, какие они на вкус и цвет, какие блюда можно приготовить из них;
• с помощью дидактических игр закрепили цвет, форму, вкус, запах овощей;
• умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности;
• пополнили свою память и развили связную речь посредствам малых фольклорных форм;
• появилось стремление к самостоятельному познанию.
От педагогов:
• владение техникой проектной деятельности;
• пополнение предметно–развивающей среды для закрепления понятий: витамины, овощи, правильное питание, здоровый образ жизни;
• составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
От родителей:
• грамотно относятся к вопросам правильного питания и воспитания ЗОЖ у детей;
• приняли активное участие в разработке проекта;
• активное участие в образовательной и творческой деятельностях детей.
Содержание работы над проектом
1 этап – подготовительный:
• Изучение уровня знаний по теме. Определение актуальных знаний детей о полезных продуктах, витаминах, овощах, их значении для жизни и здоровья человека.
• Составление плана работы по реализации проекта «Витаминная страна!».
• Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатели, родители.
• Создание предметно–развивающей среды по теме проекта.
• Подбор методической, научно–популярной и художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин и фотографий по данной теме.
• Написание конспектов НОД по теме проекта.
• Подбор материала для сюжетно–ролевых и дидактических игр по данной теме.
• Подготовка консультаций и памяток по теме проекта для родителей, анкетирование родителей.
2 этап – погружение в проблему:
• К детям в гости приходит доктор из детской поликлиники и сообщает: «В городе Уфа зафиксированы случаи заболевания гриппом и ОРВИ. Большинство из заболевших – дети. Некоторые из них лежат в больнице. Дети, если вы не хотите также заболеть гриппом и ОРВИ, вам следует употреблять достаточное количество витаминов. А как вы думаете, что такое витамины и где они «живут»?»
• Многие дети задали вопросы: «Что такое витамины? В каких продуктах они содержатся? Как витамины могут помочь не заболеть?»
• Дети ставят перед собой задачу – узнать побольше о витаминах, собрать достаточный информационный материал по данной проблеме.
3 этап – исследовательский:
Познавательное развитие:
1. ФЦКМ:
• НОД: «Здоровая пища»
• НОД: «Дает силы нам всегда витаминная еда»
• НОД: «Зачем заготавливать овощи на зимний период»
• НОД: «Откуда к нам овощи пришли»
• НОД: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(беседа)
• НОД: «Лук и чеснок – от простуды лучший друг»(беседа)
• НОД: « От ангины, скарлатины защищают витамины».
• НОД: «Рассматривание альбома «Овощи»
• НОД: «Презентация «Где живут витамины»
2. ФЭМП:
• НОД: «Овощи»(порядковый счет до 10)
• НОД: «Что где растет?»(геометрические фигуры)
• НОД: «Овощной магазин» (знаки «плюс» и «минус») и др.