Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование детей дошкольного возраста с ОНР при организации разных видов деятельности.»
Экологическое образование детей дошкольного возраста с ОНР при организации разных видов деятельности.
Пьянзина Ольга Викторовна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Малыш»
село Сеченово
С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям. Ребенок должен развиваться гармонично, причем можно много достичь в развитии ребенка, не сажая его, раньше времени за парту, а давая возможность ему общаться с природой.
Интеграция образовательных областей помогает сделать процесс экологического образования дошкольников наиболее емким и продуктивным.
В процессе социально-коммуникативного развития у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание, к природным объектам, формируются основы безопасного поведения в природе. В процессе познавательного развития ребенок получает первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. В процессе речевого развития дети знакомятся с детской художественной литературой, природоведческого содержания.
Важнейшим условием реализации образовательных областей является экологизация среды в ДОУ. Поэтому уголок природы группы обогатился детской художественной и энциклопедической литературой природоведческого и экологического содержания, схемами для экспериментирования, дневниками наблюдений и другими материалами.
Путешествуя по точкам «экологической тропы» на участке детского сада воспитанники могут проводить опытно-экспериментальную деятельность, наблюдать за ростом различных деревьев и кустарников, а также за погодой. Интересным местом на экологической тропе для детей является «Зеленая аптека», где растут лекарственные растения: подорожник, лопух, чистотел, календула, мята. В процессе наблюдений за ними ребята знакомятся с их свойствами, вспоминают о том, какие растения используют мамы, когда кто-то заболеет.
Наблюдения за детьми показывают, что дети легко включаются в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия. Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики. Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умении выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности, существующие в природе.
Освоение детьми экологических понятий происходит не только на занятиях и прогулках. В своей деятельности я активно использую беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, создание книг о любимых растениях, дидактические игры.
Экологическая направленность трудовой деятельности, предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния природных объектов. В процессе трудовой деятельности отрабатываются практические навыки, формируется определенный тип поведения и отношения к природе. В своей работе я использую такой вид практической работы как выращивание культурных растений (Огород на подоконнике). Вместе с детьми выращивали лук, перец, томат. Ребята закрепляли навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим и исследовательскую деятельность (совместно с детьми выясняем, какие условия необходимы растениям для лучшего роста). Дети, обращают внимание на состояние растения и делают выводы: рассада любит солнечный свет, полив по мере высыхания почвы и рыхление. Вместе с детьми спасали и слабые растения. Ежедневный уход за ними, оказание необходимой помощи (ставили ближе к свету, осторожно рыхлили увлажненную почву) давал положительный результат: рассада оживала. Дети получали удовлетворение от оказанной помощи, заботясь о рассаде, как о живом существе. В ходе пикировки растений у детей развивалась любознательность, наблюдательность, формировалось заботливое отношение к растениям, чувство ответственности за начатое дело. Наблюдая за рассадой, мы вели дневник наблюдений. Ребята самостоятельно зарисовывали этапы роста рассады, появление листочков, побегов и первых цветков.
Весной совместно с родителями и детьми был создан огород на подоконнике, оформленный по сказке «Колобок». В оформлении использовалось много природного материала, для того, чтобы дети смогли понять, что красота природы может быть и от опавших семян, плодов, сухих веточек. В конце весны, с наступлением теплых дней, выращенную на подоконнике рассаду мы пересадили в огород на участке, где продолжилась работа по закреплению практических навыков ухода за растениями и формированию любви к живой природе.
Экологическая направленность художественно-эстетической деятельности заключается в придумывании и инсценировке экологических сказок, рассказов, стихов. В своей деятельности я использую театрализованные игры. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых. Вместе с детьми оформили книжку – малышку «Экологические сказки».
Процесс экологического образования в детском саду идет непрерывно, на помощь педагогу приходят родители. Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, на то, как они воздействует на окружающий мир. Именно совместная деятельность сближает детей и родителей, дает ребенку ощущение того, что он делает что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители. В группе организуются выставки совместных рисунков, фотографий, поделок из природного материала на темы «Природа нашего края», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Чудеса с грядки». Привлекали родителей к участию в оформлении уголка природы, природоохранным акциям (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т. д.). Всё это формировало у дошкольников сознательное положительное отношение к природе. Зимой провели с детьми и родителями акцию «Подкормите птиц». Родители активно откликнулись на просьбу изготовить кормушки и раскладывать в них любимый корм каждой птицы. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию, и теперь в ДОУ систематически организуются разнообразные конкурсы природоведческого содержания. В процессе совместной деятельности с детьми были изготовлены книжки-малышки «Веселые овощи» и коллаж «В огороде и в саду я помощником расту», выпущены фотогазеты «Лекарственные растения на участке детского сада».
Таким образом, в процессе экологического образования мы формируем у детей начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Литература:
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/
С. Н. Николаева. — М., 2009.
2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
3.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.