Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников через использование дидактических игр.»
Экологическое воспитание дошкольников
через использование дидактических игр.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребёнка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребёнка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Чем же привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным?
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребёнка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, каждый объект и организм уникален в природе, неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактической игре соприкасаются сразу две задачи: учебная задача – познавательная; игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры.
Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию; в процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Дидактические игры природоведческой направленности расширяют кругозор детей: знакомство со свойствами и качествами, состояниями объектов природы и др. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.