Экономическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Экономическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные условия жизни диктуют необходимость организации педагогического процесса в детских дошкольных учреждениях по экономическому воспитанию и привитию детям бережного отношения к предметному миру и результатам труда людей.
Зачем ребенку экономика?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»
Экономическое воспитание детей
в дошкольном образовательном учреждении
Современные условия жизни диктуют необходимость организации педагогического процесса в детских дошкольных учреждениях по экономическому воспитанию и привитию детям бережного отношения к предметному миру и результатам труда людей.
Зачем ребенку экономика?
Чтобы научиться:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд» - «продукт» - «деньги»;
признавать авторитетными качества человека-хозяина, утратившие сегодня свою этическую и экономическую значимость.
Осуществляя комплексный поход к развитию личности дошкольника, экономическое воспитание предусматривает тесную связь с этическим, трудовым и умственным воспитанием. Новизна экономического воспитания в детском саду заключается в том, чтобы теоретические и практические достижения в этой области подготовили базу для изучения предпосылок экономического воспитания школьников. И таким образом, постепенно бы выстраивалась система экономического воспитании и обращения детей.
Исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. И, несмотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста должны приходить в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики. Благодаря ознакомлению детей дошкольного возраста с явлениями экономической и социальной действительности формируется база социального развития ребенка. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни – неисчерпаемый источник социализации ребенка.
Реализация трудового воспитания в дошкольных учреждениях способствует возникновению у детей знаний о труде, поддерживает интерес к труду и начал трудолюбия, формирует элементарные навыки и умения. В детском саду дошкольники постоянно закрепляют знания о жизни людей, их труде в повседневных играх (творческих, сюжетно-ролевых, дидактических и др.). Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения с игрушками и другими материалами.
В ходе бесед с педагогами ДОУ на тему «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» воспитатели поддерживали идею целесообразности экономического воспитания детей. В настоящее время газеты, радио, телевидение буквально переполнены выражениями типа «экономическая политика», «экономическое положение», «экономические трудности». Возникает ощущение, что жизнь наша состоит только из экономики и трудностей, которые она непрестанно испытывает. Невольно задаешься вопросом, а разве не нужны человеку счастье, любовь, радость, удовольствие. Причем же здесь экономика? А экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизнедеятельности людей.
Мы выделили следующие направления экономического образования детей дошкольного возраста:
ознакомление с явлениями социальной действительности;
трудовое воспитание;
игровая деятельность;
воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение ко всему, что окружает ребенка).
Предпосылки экономического воспитания формируются и в других видах детской деятельности:
в НОД – образовательные области: познание, социализация, коммуникация;
в играх – дидактических, сюжетно-ролевых;
художественно-продуктивной деятельности;
самостоятельной деятельности.
Наблюдая за играми в группах, можно увидеть, как дети привносят в них свой жизненный опыт общественных, социальных и экономических отношений. Так возникла идея предложить детям исследовать тему «Экономика» и заинтересовать их этим. Но прежде чем приступить к работе по экономическому воспитанию детей, нам необходимо было самим понять и разобраться в данном вопросе. Кроме того, необходимо было создать условия для экономического воспитания и обеспечения и обеспечить педагогический процесс разнообразным наглядным материалом.
Для этого изучили соответствующую методическую литературу. Наметили вопросы для изучения, близкие и интересные детям. Практические и познавательные задачи брали из повседневной жизни, так как первые шаги в «искусство ведения домашнего хозяйства» ребенок делает в семье. Там он познает цену труда близких, принимает участие в покупках, начинает понимать преимущества материального благополучия. За основу мы взяли программу А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников», рассчитанную на два года.
Воспитатели подобрали демонстрационный материал, подготовили дидактические игры («Можно- нельзя», «Что из чего сделано?», «Кто, где живет?», «Наши потребности» и др.) , приобрели предметы народно-прикладного искусства, оформили альбом с коллекцией денег народов мира, разработали конспекты НОД. Как выяснилось, самая близкая детям тема – «Потребности». Ее изучение начали с игры. На листе ватмана нарисовали необитаемый остров и человека. Воспитатель начинала рассказ: «Сначала я отдыхала, купалась, загорала. Так прошло несколько дней. Потом мне стало скучно. Как вам кажется, почему?». Ответов было много (нужен друг, чтобы общаться; надо заняться каким-то делом; научиться чему-нибудь), а рисунков еще больше. Так мы познакомили детей с потребностями человека в общении, работе, отдыхе, пище, сохранении здоровья, образовании и объяснили, что потребности зависят от возраста, положения, возможностей, половой принадлежности людей, их профессии. Дети отражают полученные знания в своих играх. Здесь они могут проследить закономерность: было столько-то монет, купил игрушку – осталось меньше или совсем не осталось.
Очень интересно в группах проходила НОД на тему «Реклама», «Семейный бюджет» и др. Сначала дети не понимали, почему нельзя купить сразу все, что хочется. Но после стали понимать необходимость согласования своих желаний, потребностей и возможностей. Теперь дети знают, что любой товар имеет свою цену и прежде, чем потратить деньги необходимо подумать, хватит ли их на покупку. Также детям рассказывали, что специальные учреждения (банки) помогают людям сохранить и накопить нужную сумму денег. Обсуждали вопросы: как правильно распределить семейные доходы, планировать бюджет, предусмотреть необходимые расходы и т.п.
Проводя работу по ознакомлению детей с денежными знаками, мы старались сформировать правильное отношение к ним как к предмету жизненной необходимости, воспитывать разумное поведение в ситуациях, связанных с деньгами, уважение к ним. Особое внимание обращали на требования соблюдать чистоту и порядок, экономно расходовать воду, не забывать выключать свет, бережно пользоваться вещами, игрушками.
Для закрепления полученных знаний мы использовали пословицы, поговорки, присказки:
бережливость лучше прибытка,
по доходу и расход веди,
труд украшает человека,
не место красит человека, а человек место,
без труда не вытянешь и рыбку из пруда,
честь лучше богатства.
Народная мудрость помогает обогащать представления дошкольников о качествах, осуждаемых в обществе (неряшливость, расточительность, жадность, воровство, ложь) или, наоборот, достойных уважения (доброта, честность, щедрость, трудолюбие). Работа по экономическому воспитанию ведется при поддержке родителей. Им рассказывали о целях и задачах экономического воспитания, ориентировали на совместное обсуждение экономических вопросов в семье.
Воспитывая у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи, предметы и пользоваться ими по назначению, мы формировали представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. И результат налицо: дети стали более бережно относиться к игрушкам (особенно к своим), не раскачиваться на стульях, следить за чистотой своей одежды, убирать после игр игрушки. Но «экономить» цветную бумагу в художественно-продуктивной деятельности все-таки еще не все научились. Своим личным примером мы показываем детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относимся к вещам, стараемся справедливо оценить предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.
Литература
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. – М.: Творческий Центр, 2009.
Горячева А. В. Экономика в играх и задачах. – М.: Соминтэк, 1999.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику.- СПб.: Детство-пресс,2001.